Справедливое наказание: штрафы привяжут к мощности авто
Справедливое наказание:
штрафы привяжут к мощности авто
Смысл штрафа не только в пополнении казны. Это, в первую очередь, воспитательная мера. Но многие водители — особенно небедные — относятся к штрафам, как к расходам на бытовые нужды. Это можно и нужно исправить.
Автор проекта «20 идей по развитию России» предлагает привязать штрафы к мощности и году выпуска автомобиля, на котором совершено нарушение ПДД.
В чем проблема?
Штрафы в свое время привязывали к минимальным и средним доходам и не индексировали. Для людей с высоким уровнем дохода они незначительны.

В 2021 году россияне получили 179,5 миллиона штрафов, 67% из них за превышение скоростного режима. Треть штрафов приходится на Москву и Московскую область – самый дорогой автопарк страны.

Всего же в стране зарегистрировано 60 миллионов автомобилей, на каждый в среднем выписывают по 3 штрафа в год. Но это так называемая «средняя температура по больнице». По статистике, 52,8% автомобилистов получают по 1-2 штрафа в год. А есть нарушители-рецидивисты, воспринимающие штрафную систему как прайс-лист нарушений, да еще и с необязательной оплатой.
Рейтинг нарушителей по маркам автомобилей
По данным департамента транспорта Москвы, за три месяца в среднем одна Lamborghini собирает 10,7 штрафа, Rolls-Royce – 8,7 штрафа, Bentley и Ferrari по 4,9 и 4,7 штрафа соответственно. Далее в этом антирейтинге числятся Genesis (4,1), Porsche (3,4) и Mercedes-Benz (3,1).

Приходится признать, что есть такая зависимость: у владельцев дорогих и, как правило, чрезмерно мощных автомобилей штрафов (в среднем) больше.
А как в других странах?
В Финляндии штрафы выписываются в показателе, который рассчитывается по специальной формуле из суммы ежемесячного дохода нарушителя. Самый большой штраф в истории страны за нарушение ПДД выписали в 2004 году. Нарушитель заплатил 170 000 евро (более 10 млн руб.). В 2001 году полицейские назначили штраф в 80 000 евро (примерно 4,8 млн руб.). А в 2004 году еще один состоятельный нарушитель получил штраф в 30 000 евро (1,8 млн руб.).
В Швейцарии работает аналогичная привязка штрафов к доходу. Там был назначен самый большой штраф в мире за нарушение скоростного режима в размере 290 000 долларов (более 17 млн руб.). Водитель Ferrari Testarossa получил его за езду со скоростью 137 км/ч по дороге с ограничением 80 км/ч. В России же за такое превышение скорости он заплатил бы от 1 500 до 2 000 рублей.
Штрафы за нарушение ПДД в России?
Владельцы так называемых «бюджетных» автомобилей платят такие же штрафы, что и водители машин, стоящих дороже на порядок, а то и два. Но все же марка автомобиля остается довольно четким индикатором уровня жизни.

Кроме того, дорогие автомобили, как правило, оснащают мощными двигателями, а эта информация общедоступна. Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России», также предлагает применять для мощных автомобилей повышающий коэффициент к штрафам, установленным КоАП РФ. Кроме мощности двигателя, необходимо учитывать и год выпуска автомобиля. Некоторые исключения важно учесть при разработке системы.

Штрафы за нарушение ПДД в России?
Владельцы так называемых «бюджетных» автомобилей платят такие же штрафы, что и водители машин, стоящих дороже на порядок, а то и два. Но все же марка автомобиля остается довольно четким индикатором уровня жизни.

Кроме того, дорогие автомобили, как правило, оснащают мощными двигателями, а эта информация общедоступна. Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России», также предлагает применять для мощных автомобилей повышающий коэффициент к штрафам, установленным КоАП РФ. Кроме мощности двигателя, необходимо учитывать и год выпуска автомобиля. Некоторые исключения важно учесть при разработке системы.

Как должно быть?
Автор идеи приводит таблицу с примерами марок и моделей автомобилей разных возрастов и повышающими коэффициентами.
Возраст /
Мощность, л.с.
Менее 2 лет 2–3 года 4–6 лет 7–9 лет 10–14 лет 15–19 лет Пример
и базовая цена
176 - 225 1.5 Kia Sorento
3 790 000 ₽
226 - 275 2 1.5 Toyota Highlander
5 260 000 ₽
276 - 325 3 2 1.5 Lexus LS350
9 682 000 ₽
326 - 400 4 3 2 1,5 Porsche Cayenne III
14 300 000 ₽
401 - 500 7 5 4 3 2 Mercedes G500
21 006 000 ₽
501 - 600 10 7 5 4 3 2 Rolls-Royce Ghost II
38 500 000 ₽
600 + 20 15 8 5 4 3 Lamborghini Urus I
58 000 000 ₽
По этой таблице, за одно и то же превышение скорости на 20–40 км/ч водитель нового Kia Sorento получит штраф 500x1.5 = 750 рублей, владелец пятилетнего Mercedes-Benz G500 – 500x4 = 2 000 рублей, а водитель автомобиля с мощностью двигателя 175 л.с. и меньше отделается только стандартным штрафом в 500 рублей. На водителя десятилетнего Porsche Cayenne повышающий коэффициент не распространяется.
Мнение эксперта
Анна Уткина, директор по коммуникациям ГК «АВТОДОМ»:
«По статистике, владельцы дорогих автомобилей с более мощными двигателями нарушают правила дорожного движения чаще, чем остальные. Поэтому идея ввести дифференцированные штрафы с повышающим коэффициентом, в зависимости от доходов правонарушителей, мощности и года выпуска их автомобилей, вполне оправданна.

Действующие штрафы, например, в 500 рублей, собственники дорогих автомобилей не расценивают как наказание. Дифференцирование штрафов будет останавливать автомобилиста от нарушения правил дорожного движения, а значит, такая мера будет способствовать снижению количества ДТП».
К чему это приведет?
К дополнительному наполнению бюджета.
Изменится отношение к штрафам со стороны тех, кто может позволить себе ездить на дорогом или очень дорогом автомобиле.
Частота нарушений сократится, а значит, снизятся и риски создания аварийной ситуации. В целом это приведет к сокращению травматизма и смертности на дорогах.
Дмитрий Давыдов обратился с этой инициативой в Совет Федерации и получил ответ.
Официальный ответ
«Увеличение штрафов для состоятельных лиц (владельцев дорогих автомобилей) в административном законодательстве вызывает сомнение, поскольку нивелирует принцип дифференциации наказания в зависимости от степени общественной опасности, тяжести правонарушения и повторности совершаемого нарушителем деяния».
Заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству К.Н. Бобылева
Комментарий Дмитрия Давыдова
«Лишь усиливая применение индивидуального наказания, учитывающего материальное положение, можно сделать штраф эффективным и тем самым достичь лучших результатов в повышении дисциплины на дорогах.

Единственный контраргумент, который могут предъявить противники моего предложения, – это то, что последствие от каждого конкретного случая нарушения ПДД одинаково вне зависимости от того, на каком автомобиле оно было совершено, а оплата при этом разная. Но такой аргумент абсолютно беспочвенный, поскольку не соответствует природе штрафа и его основным функциям».

Комментарий Дмитрия Давыдова
«Лишь усиливая применение индивидуального наказания, учитывающего материальное положение, можно сделать штраф эффективным и тем самым достичь лучших результатов в повышении дисциплины на дорогах.

Единственный контраргумент, который могут предъявить противники моего предложения, – это то, что последствие от каждого конкретного случая нарушения ПДД одинаково вне зависимости от того, на каком автомобиле оно было совершено, а оплата при этом разная. Но такой аргумент абсолютно беспочвенный, поскольку не соответствует природе штрафа и его основным функциям».

Так или иначе, идея важная и нужна, особенно в нынешнее время. И, конечно, без государственной поддержки ее невозможно реализовать.