Минибус для мегаполиса

МИНИБУС ДЛЯ МЕГАПОЛИСА

НИКОЛАЙ САФОНОВ,

главный конструктор ОАО "Павловский автобус"

Наше будущее - в обновлении и расширении модельного ряда. Поэтому мы не замыкаемся на производстве автобусов типа ПАЗ-3205. Лучший пример тому - ПАЗ-3237, первый в России низкопольный автобус малого класса. И это - только начало...

Все-таки я ее сфотографирую! Ей-богу, такая жаркая "печка" заслуживает отдельного портрета, - один из авторов, стоя в дверях, изнемогал от жары (хотел проверить, не сквозит ли). За необычно низкими "подоконниками" проплывали патриархальные павловские пейзажи.

Шустрый автобусик! Резво берет с места, не замедляя основной поток. Только стрелка тахометра бегает от 1000 до 2000 и обратно в такт переключению передач. Сидящим впереди мотор почти не слышен. А сзади? Идем на последний ряд - о да, где-то рядом трудится дизель! Шум и дрожь напоминают, что это всего лишь опытный образец - моторный отсек предстоит дополнительно "укутать" изоляцией.

Делясь первыми впечатлениями, прибыли на Сенную. Да-да, площадь с таким названием есть и в Павлове. Впрочем, ПАЗ-3237 логичнее выглядел бы на питерской Сенной или московской площади Трех вокзалов. Автобус сделан специально для больших городов: огромный накопитель, низкий пол, невеликие размеры... Вас смущает последнее? Напрасно! ПАЗ-3237 может заменить собой и полупустые громады троллейбусов, ползущие вчетвером по столичной Якиманке, и переполненные "газели"-маршрутки. И еще немаловажное обстоятельство - один из потенциальных заказчиков специально оговорил соответствие нормам Евро III. Вот бы это оказалась Москва...

А пока на павловской Сенной пассажиры обычных "пазиков" застревают в узких дверях, рассматривая новинку. Чего глазеть, лучше попробуйте: всего один шаг, и вы в теплом просторном салоне с удобными, толково "расставленными" креслами. Пробуйте, пока есть возможность: на домашний маршрут ПАЗ-3237 в ближайшем будущем не выйдет - небольшим городам он не по карману. Причем это недостаток отнюдь не автобуса...

Машина наверняка понравится не только пассажирам, но и водителю. Маневренность прямо-таки восхищает: руль до упора, малый газ... кажется, сейчас догонишь собственную корму. Петляя по горбатым улочкам, всякий раз удивлялись, как уверенно автобус берет крутой подъем, трогается на укатанном снегу. Установленный в корме двигатель обеспечивает достаточную загрузку задних колес. "Камминс" демонстрирует отменную тяговитость; кстати, в моторный отсек поместится практически любая рядная "четверка".

Очередной подъем, и вот они, заводские ворота, через которые время от времени проезжает единственный пока экземпляр ПАЗ-3237. Он еще не сертифицирован, тем более рано говорить о портфеле заказов. Но над ветровым стеклом светится надпись "Москва-Павлово". Надеемся, это не случайно?

...А "печку" так и не сфотографировали. Но в знак особых заслуг даем словесный портрет подогревателя: это 30-киловаттный Webasto DBW 300.

РЕЦЕПТ ОМОЛОЖЕНИЯ

Автобусы семейства 3205 во многих городах используют в качестве маршрутных такси. Машина дешевая, хорошо известная, в меру надежная, но... Среда обитания "пазика" - не улицы мегаполисов, а линии село-город, во всяком случае, таким его создавали. Несколько лет назад попытались сделать на основе ПАЗ-3205 маршрутку - с двойными широкими дверями и иной планировкой. Все бы хорошо, но главный недостаток устранить не удалось - пол, как и на серийной машине, был вознесен на целых 850 мм от земли.

Развитие концепции маршрутки - ПАЗ-32052. В средней части пол понизили на 250 мм, ликвидировав одну ступеньку. Низкопрофильные шины приблизили пол к земле еще на 20 мм. В передней части салона - непривычно маленький кожух двигателя. Сделав оригинальную, с двумя "изломами" балку переднего моста, белорусский дизель опустили и сместили назад, а радиатор поставили перед ним. Освободившееся место в правом переднем углу салона отдали под пассажирское кресло. Как и все нынешние "пазики", автобус оснащен пневматическими тормозами и АBS. На линии может выйти, по словам заводчан, "хоть завтра" - были бы заказы.

ФОТО: АНТОН ЧУЙКИН

Подпишитесь на «За рулем» в