О шипах и «липучках»
Рассказать об особенностях зимней эксплуатации автомобиля мы попросили известнейшего воронежского автогонщика, неоднократного обладателя кубков России по автокроссу, заслуженного тренера Владимира Терентьевича Гарбузова.
– Если автомобиль большую часть времени ездит по асфальту, то устанавливать на него шипованные шины особого смысла нет. Ну а в наших реальных условиях попасть на чистый лед удается очень редко. Посмотрите, например, на трассу «Дон» – зимой и летом там идет бесконечный поток машин, который выкатывает дорогу до сухого асфальта. С этой точки зрения шипы даже вредны – во-первых, разрушают асфальт, а во-вторых, увеличивают сопротивление качению шины. Шип ударяется о дорожное полотно и утапливается в протектор. На это расходуется энергия, и чем больше шипов, тем больше сопротивление. Характерный звук шуршащих шипов указывает на это – чем больше шина шумит, тем сильнее ее сопротивление качению. Особенно шумны и неэкономичны «зубастые» вездеходные покрышки.
Преимущество шипов в том, что с ними легче тронуться и управлять автомобилем на льду. И тормозной путь в этом случае будет чуть короче.
Что касается «липучек» (мягких зимних шин без шипов), то чем ниже температура, тем тверже резина и тем менее она способна захватывать микрорельеф дороги.
Чем плотнее шина «обнимает» шероховатость покрытия, тем лучше будет сцепление. Но при этом резина протектора должна быть мягкой! Если шина жесткая, то колесо будет просто скользить по вершинам микрорельефа. Шипованную шину такой мягкой не сделаешь. Шип должен сидеть в шине надежно, то есть в твердой шашке, поэтому шипованная шина, как правило, жестче нешипованной.
Можно ли зимние шины ставить только на одну ось? Конечно нет! Это, кстати, запрещено правилами. Шины на обеих осях должны быть одинаковыми.