Не кипеть!
Пожалуй, на сегодняшний день ни одна другая техническая жидкость не отличается таким богатством цветовой гаммы, как охлаждающая. Тут все оттенки зеленого, розового, фиолетового, голубого... Выбор на любой вкус, тем более что цвет жидкости не несет «смысловой нагрузки» и лишь помогает на глазок определить, достаточен ли ее уровень в расширительном бачке. Но так ли уж все равно, что заливать? Для начала попытаемся разобраться, что собой представляют охлаждающие жидкости и чем отличаются друг от друга.
Основа у всех ОЖ, или, как их еще называют, антифризов, одинакова – вода и моноэтиленгликоль. Всем известно, что вода замечательно отводит тепло, но имеет существенные недостатки: замерзает при минусовых температурах, обладает высоким коэффициентом расширения (8,7%) и вызывает коррозию. Морозоустойчивость антифризу придает моноэтиленгликоль (МЭГ). В чистом виде его температура застывания составляет минус 11,5 градуса. А при смешении с водой в соотношении 50:50 получается 40-градусный антифриз, который нам и нужен. Даже при более сильных морозах ничего страшного не произойдет, потому что из смеси вода + МЭГ образуется не лед, а гелевая масса с коэффициентом расширения лишь 0,2%. А при работающем двигателе жидкость нагреется и приобретет нужную вязкость.
Всем хорош моноэтиленгликоль, но он повышает коррозиоактивность раз в 20! И если не добавить специальные ингибиторы коррозии, ОЖ очень быстро разъест металлы, с которыми она соприкасается. Именно составом присадок и отличаются охлаждающие жидкости.
Традиционные или интеллектуальные?
Какой-то особой классификации, как, например, у моторных или трансмиссионных масел, у антифризов нет. Есть лишь некие направления. Производимые в России так называемые традиционные охлаждающие жидкости (сюда же входит и тосол) имеют в качестве ингибиторов коррозии неорганические компоненты – силикаты, нитраты, нитриты, аминофосфаты, бораты и т.д. Эти антифризы прошли проверку временем, относительно дешевы, но имеют ряд существенных недостатков. Простой пример. При кипячении воды на стенках чайника образуется накипь, то же самое происходит в системе охлаждения. Оседая равномернымслоем толщиной до 0,5 мм на поверхностях системы охлаждения, накипь начинает работать как изолятор. Такая «шуба» не только ухудшает теплоотдачу, через некоторое время продукты коррозии и распада антифриза начинают отслаиваться, гулять по системе, забивать протоки и мешать циркуляции жидкости.
Этих недостатков лишена более современная группа антифризов – карбоксилатных, в которых используются ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. Карбоксилатные, или, как их еще называют, интеллектуальные, антифризы не образуют толстого защитного слоя по всей поверхности системы, а адсорбируются лишь в местах возникновения коррозии с образованием защитных слоев толщиной не более 0,1 микрона. Кроме того, карбоксилатный антифриз имеет больший ресурс эксплуатации – 250 000 км без замены (против 60 000–70 000 у традиционного) и лучшие моющие свойства.
Производители из Японии, Кореи, других азиатских стран выпускают также гибридные антифризы. Эта разновидность карбоксилатных ОЖ с незначительным присутствием силикатов и/или фосфатов встречается на нашем рынке крайне редко.
Практически все ведущие мировые автопроизводители с середины 90-х годов отказались от использования традиционных ОЖ в пользу интеллектуальных.
О качестве
На сегодняшний день важным и, пожалуй, единственным показателем качества ОЖ являются допуски автопроизводителей. На упаковках многих охлаждающих жидкостей указано, что продукт соответствует требованиям таких-то производителей. А эта фраза ровным счетом ничего не значит. Должна быть четкая формулировка: «имеет допуск производителей» – и далее перечисление, каких именно. Получение допуска на применение ОЖ – это серьезная процедура, которой предшествуют дорогостоящие и продолжительные лабораторные, стендовые и эксплуатационные испытания. Далеко не каждый производитель антифриза решается на получение допусков.
На многих этикетках охлаждающих жидкостей есть надпись «допускается к смешиванию». Конечно, смешать можно, но с таким же успехом можно смешать кофе и апельсиновый сок и даже не отравиться, вопрос лишь, насколько это полезно для желудка? Поэтому делать коктейль из разных ОЖ все-таки нежелательно. А вообще идеально при замене всегда промывать расширительный бачок.
Сегодня в автомагазинах представлены готовые и концентрированные охлаждающие жидкости. Что купить, вопрос лишь экономии и комфорта. Если пользуетесь концентратом, смешивать жидкость с водой нужно в строго указанных пропорциях, а вода требуется специальная, деминерализированная. Иначе присутствующие соли осядут на стенках охлаждающей системы.
В стане охлаждающих жидкостей подделки встречаются редко, скорее можно натолкнуться на суррогат. Это дешевая продукция неизвестных фирм, но что и как смешано в канистре, никому не известно. Нужно иметь в виду, что производство антифризов – процесс достаточно дорогостоящий и под силу только крупным, технически оснащенным компаниям.
Бывает, что одна и та же фирма предлагает продукты с пометками «стандарт» и «премиум», отличающиеся по цене, но сходные по характеристикам. Однако «премиум» предполагает более высокий процент содержания присадок и как следствие – увеличенный срок эксплуатации.
И последнее. Хороший товар редко упаковывают небрежно. Емкость должна быть закрыта завинчивающейся крышкой с одноразовой «трещоткой». Этикетка качественного товара, как правило, на совесть приклеена и несет четкую, в том числе и техническую информацию. Это название фирмы-изготовителя, ее адрес и телефон, аннотация к применению антифриза, температуры кипения и замерзания продукта, срок хранения и номер партии с датой ее изготовления.
На заметку
Тосол – торговое название охлаждающей жидкости (антифриза), разработанной в СССР, хотя в настоящее время тосолом часто называют любой антифриз. Это продукт старого поколения, где в качестве присадок используется неорганика. Разработчиками рецептуры были Борис Кирьян и Евгений Чижов, предложившие это название. Слово «тосол» образовано из аббревиатуры ТОС — технология органического синтеза, названия отдела НИИ органической химии и технологии, где работали создатели, и окончания «ол», применяемого для обозначения спиртов (этиленгликоль — это двухосновный спирт). Для примера: «этанОЛ» — этиловый спирт, «этан-1,2-диОЛ» — этиленгликоль.
Коротко о важном
1. Охлаждающая жидкость обычно содержит яркий краситель и в горячем состоянии обладает сладковатым запахом.
2. Утечки чаще всего происходят из шлангов радиатора или обогревателя салона.
3. Во всех антифризах есть флюоресцирующая добавка, которая при свете ультрафиолетовой лампы показывает утечку.
4. Никогда не открывайте крышку расширительного бачка или радиатора, пока двигатель горячий. Дело в том, что ОЖ в системе находится под давлением, и открытая крышка может выпустить фонтан кипятка.
5. Проверяйте уровень жидкости хотя бы раз в месяц и перед длительными поездками.
6. Антифриз следует менять с периодичностью, рекомендованной производителем автомобиля.
7. Всегда используйте рекомендуемый тип охлаждающей жидкости для пополнения системы.
8. Состав агрессивный, так что брызги смывайте и с кузова автомобиля, и с собственных рук и прочих частей тела, если они туда ненароком попадут.
Напоминалка
На сегодняшний день существует три технологии производства присадок для антифризов:
традиционная – пакеты присадок на основе солей неорганических кислот: силикатов, нитритов, нитратов, аминов, боратов, фосфатов;
карбоксилатная (ОАТ) – на основе солей органических кислот;
гибридная – одна из разновидностей карбоксилатной (пакеты присадок на основе солей карбоновых кислот с незначительными добавками силикатов и/или фосфатов).
Основа у большинства антифризов одинаковая – вода и моноэтиленгликоль.