Закон НОНД

Закон НОНД

Судя по тенденциям последнего времени, государство весьма рьяно (а главное – оригинально) взялось решать актуальную ныне проблему пробок, стоящую в одном ряду с двумя другими извечными российскими бедами…

С легкой руки интернет-сообщества словарный запас многих водителей и правозащитников пополнился новой аббревиатурой НОНД, которая сокращенно означает расхожую фразу, практически поголовно применяемую судьями: «…нет оснований не доверять». Наш суд, оказывается, безмерно доверяет – протоколам, схемам, рапортам и прочим документам, составленным официальными лицами. Данные документы практически никогда не ставятся под сомнение и признаются единственными и неопровержимыми доказательствами. В итоге количество «лишенцев», которым волею судеб предписано ходить пешком несколько месяцев (а то и лет…), значительно растет и как следствие дороги на этот срок освобождаются от «нарушителей»… Вот только проблема пробок все никак не решается.

Дело №

Не так давно в число «счастливчиков» попал и москвич Сергей. Он спокойно двигался по Багратионовскому проезду в Москве (у знаменитой «Горбушки») и, когда его остановил сотрудник ГИБДД, с удивлением узнал, что, оказывается, едет он по полосе, предназначенной для встречного движения, да еще и пересек при этом сплошную разметку 1.1 (к слову, указанная разметка в принципе существует, однако в период весенних дорожных работ ее остатки были похоронены под слоем свежего асфальта, то есть разметка реально отсутствовала). Невзирая на возражения относительно необоснованности обвинений в столь тяжком нарушении, Сергей, как и тысячи его собратьев по несчастью, получил от старшины временное разрешение, стандартный протокол о правонарушении (предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП) и пожелания счастливого пути… Очевидно, к судье, которому Сергей весьма наивно рассчитывал доказать свою правоту.

Однако мировой судья, используя все тот же НОНД, постановил: признать водителя виновным и назначить ему наказание – четыре месяца лишения права управления. Как говорится, круг замкнулся…

Обжалование

Подготовка к обжалованию была более основательной: место нарушения, указанное в постановлении как Багратионовский проезд, д. 3, было подробно сфотографировано со всех сторон и особенно тщательно – проезжая часть у этого дома. На снимках совершенно четко и однозначно просматривалась абсолютно пустая и без какого-либо намека на разметку улица. Результаты фотографирования в присутствии двух незаинтересованных лиц были отражены в акте, к которому также приобщены и сами фотографии места вменяемого нарушения.

Заседание в районном суде, где слушалась жалоба на постановление, началось, на первый взгляд, неплохо – судья охотно приобщила к материалам дела и фототаблицу, и акт фотографирования, и подробные дополнительные возражения «нарушителя», основанные на представленных им доказательствах, а также внимательно выслушала все доводы защиты... Трудно было предположить, что при виде фотоснимков, где видна «голая» дорога, можно как-то иначе понять отсутствие на ней разметки, пересечение которой и вменялось в вину.

Между тем «судья закончил – ахнул зал…»: постановление оставить в силе, а жалобу – без удовлетворения. Причем единственным документом, на котором было основано решение, стала схема места нарушения, на которой четко (хотя и не вполне ровно) уставшей от бесконечной и однообразной писанины бесстрастной милицейской рукой была нарисована злосчастная разметка. При этом в качестве обоснования суд, разумеется, указал, что «…оснований не доверять схеме, составленной сотрудником ГИБДД, у суда не имеется, поскольку она составлена должностным лицом, находящимся при исполнении служебных обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения…» Про фотоснимки места предполагаемого нарушения по загадочным причинам в решении не было вообще ничего – то ли суд про них забыл, то ли вообще не счел нужным даже упомянуть про них.

«Нарушители» не сдаются

Получив на руки это шокирующее решение, «нарушитель» сдаваться не стал и подал уже в Московский городской суд жалобу на постановление мирового судьи и решение районного суда. Ожидание было ненапрасным – через несколько мучительных недель пришло постановление заместителя председателя Московского городского суда, который, рассмотрев жалобу и истребованное в связи с ней дело, постановил: состоявшиеся по делу судебные решения отменить, а производство по делу прекратить.

Главной причиной такого решения стали именно фотоснимки, которые однозначно доказывали отсутствие запрещающей разметки и как следствие вины в нарушении.

Последнее слово подсудимому

Итак, какие же выводы можно сделать из этой печальной и, к сожалению, весьма распространенной в последнее время истории?

Прежде всего, презумпция невиновности зывание собственной невиновности является главной задачей любого, кого постигло несчастье оказаться обвиненным государством в нарушении его законов.

Далее, бороться все-таки надо и при грамотном подходе и четко сформированной и обоснованной позиции шансы на победу есть (например, на сайте Московского городского суда, которому нужно отдать должное, публикуются различные судебные решения, среди которых есть немало примеров отмены постановлений в ситуациях, которые изначально могли бы показаться безнадежными).

Помните: доказать свою невиновность возможно, однако, как правило, только на стадии обжалования уже вступивших в законную силу постановлений, так как ни мировые судьи, первоначально рассматривающие подобные дела, ни даже районные порой не желают (или не хотят, или не могут – каждый добавит по собственному усмотрению) изучать материалы дела и вдумываться в их содержание. После всего этого невольно поверишь в слухи о существовании некоей «указивки», требующей лишать права управления, что называется, направо и налево, освобождая измученнную проезжую часть.

И наконец, самый главный вывод – при движении на дороге надо быть особо внимательным и обращать внимание на все обозначения (знаки, разметку, светофоры), соблюдение которых, как правило, поможет избежать неприятных ситуаций и, самое главное, дорожно-транспортного происшествия.

Подпишитесь на «За рулем» в