Доводим подвеску "Самары". Ударный механизм
Опоры, уже далеко не новые, сам хозяин тут же предложил заменить. Так и сделали, однако щелчки при троганье не исчезли. Поставили новый ШРУС, испытали… – все равно щелкает!
Под подозрением остался подшипник ступицы. На ощупь тут все вроде в порядке – никакого намека на люфты! Но в автомобиле чудес, как известно, не бывает, поэтому сняли-таки ступицу. И увидели то, что показано на фото 1. Оказалось, внутреннее кольцо подшипника опиралось на вал ступицы не всей посадочной поверхностью, а лишь узкой полоской миллиметров шесть-семь. Почему, теперь едва ли стоит выяснять – брак, он и есть брак! Но из-за него при больших нагрузках на подшипник внутреннее кольцо (которое, напомним, стянуто с соседним в пакет усилием гайки!) упруго смещалось, резко выбирая зазор, – раздавался щелчок. Очевидно, что при проверке люфтов усилием руки этого эффекта не достичь, зато на ходу – запросто! Об этом свидетельствует широкая темная полоса на конце вала, будто птички поклевали. Это следы питтинга, результат ударов кольца подшипника по валу (фото 2).
Дальнейшее банально: заменили ступицу и подшипник – щелчки пропали.
Другой дефект переднеприводных ВАЗов диагностируется проще, да и встречается гораздо чаще. Многие «десятки» при движении по неровному покрытию досаждают владельцам стуком, явно рожденным где-то в передней подвеске. Чтобы «засечь» источник, нужно демонтировать стойку (работа, замечу, не самая простая!) и покачать верхнюю опору. Болтается – значит, резиновый элемент опоры слишком свободен в наружном корпусе. Эту свободу и нужно ограничить. В таких случаях многие умельцы устраняют зазоры прокладками, но можно обойтись и без них. «Заневолив» пружину стойки, сняли верхнюю опору. Остальное – просто: вооружившись бородком и молотком, нанесли несколько ударов по нижней стороне опоры, чем и зажали резину. Все! Теперь стучать не будет.