Платные дороги: Отмена всех ограничений
Чиновники предлагают отменить запрет на организацию платных трасс там, где нет альтернативного объезда с формулировкой «чтобы механизм платности автодорог был более гибким». Попросту – чтобы сделать большую часть магистральных трасс платными. И что уж там мелочиться – нововведение должно касаться как будущих, так и уже действующих автодорог, которые требуют реконструкции: после реконструкции их тоже можно сделать платными.
Нет, все понятно, так легче будет привлекать частные инвестиции. Отсутствие объездов гарантирует автомобильный поток по трассе, а значит, и поступление средств. Чиновники Минэкономразвития (МЭР) пообещали уже в ближайшее время внести в правительство законопроект об отмене всех ограничений. Но, с другой стороны, введение платы за проезд по единственной трассе, кажется, попадает в сферу антимонопольного регулирования, что и подтвердили представители ФАС. Дорожные законы перепишут? Или статью конституции о свободе передвижения граждан? Между тем все автомобильные правозащитники единодушны: инициатива МЭР вызовет массовые протесты и перекрытия федеральных трасс. Чтобы такого не произошло, нас успокаивают: цена проезда не будет высокой. Но, простите, в чем же тогда интерес инвесторов, если окупаемость платной дороги и при наилучшем-то раскладе не меньше 10 лет? Автомобилисты ведь, в принципе, не возражают против строительства платных дорог. Нас не надо «агитировать за советскую власть». «Если на платных дорогах будет установлен более комфортный скоростной режим, то за более удобный проезд автомобилисты готовы платить до 2–3 рублей за километр.
Более высокая плата может сделать дорогу невостребованной», – полагает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Но. Это все при наличии альтернативы. Ведь «никакая запрашиваемая цена за километр платной трассы в условиях принуждения к оплате не является приемлемой. Введение безальтернативной платы нанесет автовладельцам сильный психологический удар» – таково мнение правозащитника Виктора Травина.
Сейчас в России только одна платная дорога, 40-километровый участок федеральной трассы «Дон» – обход села Хлевное в Липецкой области. По официальным данным, в прошлом году область затратила на содержание этого отрезка дороги 24 млн. рублей, а собрано за проезд 118 млн. рублей. Прибыльная история, конечно… Но ведь наверняка станет платным и проезд по федеральной трассе M53, соединяющей Красноярск и Иркутск. Сегодня здесь на протяжении полутора сотен километров вообще нет асфальта, и на дороге стоят километровые пробки из машин, которые не могут пройти по бездорожью... Сюда высыпают до 200 самосвалов гравия в сутки, но камень почти сразу же уходит под землю (просто иллюстрация ситуации со строительством дорог в России!). Какова будет стоимость эксплуатации такой трассы? Идет работа по прокладке двух платных трасс в Московской области – участок Ленинградского шоссе в обход Химок и объезд города Одинцово. При разработке этих проектов и при заключении концессионных договоров с компаниями, которые взялись за это, учитывалась обязательность альтернативной дороги. Пока же правительственная комиссия по инвестиционным проектам РФ утвердила смету на строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 58-й – 684-й км (с последующей эксплуатацией на платной основе) – 11 млрд. 652 млн. рублей.
Утвержденная ранее сметная стоимость строительства участка с 15-го по 58-й км – 66 млрд. 199 млн. рублей. В среднем плата за проезд по трассе Москва – Петербург составит около 3,6 руб. за километр – такой тариф назвал замглавы Федерального дорожного агентства Евгений Дитрих. А министр транспорта Московской области Петр Кацыв заявил, что плата за проезд по Подмосковью может составить от 1 до 5 руб. за километр. Кстати, средняя стоимость проезда по платной автодороге за рубежом составляет сумму, примерно равную 0,1 евро за километр. Поехали?!