Игорь Комаров: Не драматизируйте ситуацию на АВТОВАЗе

Такое даже в страшном сне не приснится – Волжский автозавод, краса и гордость российской промышленности, на грани банкротства! Ситуация сложилась критическая. О том, как флагман отечественного автопрома пытается найти выходы из кризиса, корреспонденту ЗР рассказал президент АВТОВАЗа.

Даже сейчас, несмотря на кризисное падение спроса, мы занимаем первое место в России по продаже автомобилей. АВТОВАЗ – единственное в стране предприятие, где можно делать до 1 млн. машин в год. Антикризисный план, который мы приняли, предусматривает вывод на уровень безубыточности, модернизацию существующего и создание новых производств. Уже работаем по этой программе. Но она не догма, жизнь заставляет вносить коррективы. Поэтому прошу не драматизировать те изменения, которые происходят в процессе реализации планов. Они не касаются самого главного: АВТОВАЗ жив, работает и будет работать.

ФИНАНСЫ

АВТОВАЗ ведет переговоры с правительством, основными банкамикредиторами и акционерами о реструктуризации задолженности. Рассматриваются различные варианты: выпуск облигаций, прямые переговоры с банками-кредиторами, участие акционеров. Процесс сложный. При сегодняшнем объеме продаж автомобилей текущий уровень долговой нагрузки слишком высок. Только в октябре в качестве процентов по кредитам пришлось заплатить 770 млн. рублей. Но мы уверены, что переговоры увенчаются успехом и нам не придется прибегать к мерам защиты от кредиторов.

ЗАНЯТОСТЬ

Сейчас завод работает в одну смену вместо трех, как было год назад, и часть людей временно оказалась не у дел. Что предпринять? По нашим оценкам, в будущем году объем производства составит около 450 тыс. автомобилей. Чтобы выйти на безубыточный уровень, надо менять структуру производства и приводить в соответствие с нею численность персонала. При этом АВТОВАЗ не планирует массовых сокращений работников трудоспособного возраста. С 1 июля по 15 октября фактическая численность персонала уже сократилась на 6 тыс. человек за счет сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста. После январских каникул мы закрываем на реконструкцию первую сборочную линию, а «Самару» переводим на вторую нитку, где ее будут собирать вместе с «классикой». Часть персонала становится временно избыточной – всего 21,8 тыс. человек. Из них 14,3 тыс. – пенсионеры и люди предпенсионного возраста. Они при увольнении смогут за счет всех выплат получать по 10,8 тыс. рублей ежемесячно, поэтому желающих уйти на пенсию немало.

Однако есть еще работники трудоспособного возраста. Проблемы с их занятостью временные. Через два года, когда запустим новую сборочную линию, они получат свои рабочие места. К тому моменту заработает и технопарк. Но чем занять людей эти два года? Полгода уйдет на переобучение на новые специальности. Плюс разработаны собственные программы АВТОВАЗа – например, по реконструкции конвейера. Также будет предоставлена возможность выбрать региональные программы содействия занятости. Те, кто останутся на заводе, в декабре вернутся к 40-часовой рабочей неделе.

Непростой вопрос – социальная инфраструктура. АВТОВАЗ и мэрия Тольятти 1 октября сего года подписали договор о передаче городу основных социальных объектов. Мы надеемся (и ведем соответствующую работу), что расходы на финансирование этих учреждений будут включены в федеральный и региональный бюджеты.

ПЛАНЫ

Намерены выйти на безубыточность во втором квартале 2010 года. Основную роль тут сыграет не столько рост продаж, сколько сокращение издержек производства. Мы планируем в будущем году продать 450 тыс. автомобилей. А вообще, в ближайшие четыре года, если все пойдет по плану, завод подвергнется глубокой реструктуризации. Он должен превратиться из гиганта советского типа в более компактное предприятие. На АВТОВАЗе останутся важнейшие производства – силовых агрегатов, прессовое, а также сварка, окраска кузовов и конвейерная сборка машин. И, конечно, сбытовая сеть.

Изменится и модельный ряд. Через два-три года «Самару» и «классику» снимем с производства. «Калину» и «Приору» разведем по разным ценовым категориям. «Приора» останется флагманом модельного ряда марки, а новая «Калина» (с 2012 года будем выпускать ее под именем «Лада-2190») станет основным продуктом в категории «лоу-кост»; мы позиционируем этот автомобиль как первый в жизни покупателя. Есть потенциал обновления и у «Лады 4×4» (старая «Нива»). Из новых продуктов в 2012 году с конвейера пойдет «Лада RF-90» – универсал с тремя рядами кресел, созданный на французской платформе В0.

К сожалению, планы выпуска собственной модели класса С пришлось отложить. Денег на это нет, да и нелепо с нынешним уровнем качества пытаться проникнуть в эту нишу. Надеюсь, к планам производства на платформе сегмента C сможем вернуться в 2014 году.

Что касается «сенсационных» сообщений о возможной сборке автомобилей «Опель» – никаких переговоров на сей счет с АВТОВАЗом никто не вел, вопрос об этом не обсуждался. Но я не исключаю такой возможности.

ЗАРПЛАТЫ И ЛЬГОТЫ

Будем сокращать разрыв в уровне зарплат рядовых работников и высших менеджеров АВТОВАЗа. Сокращены и зарплаты всех руководителей, и количество должностей. Число дирекций, к примеру, уменьшилось с 37 до 27, процесс оптимизации продолжается. В этом году (и, думаю, в следующем) отменены все премии и бонусы для менеджеров.

Многих на заводе возмущало, что топ-менеджеры АВТОВАЗа из москвичей в понедельник чартерным рейсом прилетали в Тольятти, а в пятницу возвращались домой. Конечно, это обходилось предприятию недешево. Теперь чартера нет. Правда, летать в столицу приходится регулярно, ведь там работает правительство России. Очень многие вопросы требуется решать совместно. Но летаем обычными рейсами, эконом-классом. Кстати, многие руководители-москвичи перебрались в Тольятти. Максим Нагайцев, вице-президент по продажам, женился здесь, недавно у него сын родился… Сам не стану обещать, что в ближайшее время перевезу сюда четверых детей, так что извините – буду летать в Москву. Правда, времени на общение с семьей катастрофически не хватает.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЕЙ НА АВТОВАЗе ДО 2014 ГОДА (по антикризисному плану)

График работы одного из подразделений АВТОВАЗа. Сплошные выходные...

НАША СПРАВКА

Игорь Анатольевич КОМАРОВ родился в 1964 году в Энгельсе Саратовской области. Окончил экономический факультет МГУ в 1986 году. До 1992 года служил в рядах Вооруженных Сил. С 1992 по 2002 год работал на разных, в том числе руководящих, должностях в ведущих российских банках (первый вице-президент Инкомбанка, первый вице-президент Национального резервного банка, заместитель председателя правления Сбербанка). С 2002 по 2008 год – заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Норильский никель». С мая 2009 года – исполнительный вице-президент ОАО «АВТОВАЗ». В августе 2009 года назначен президентом АВТОВАЗа.

Подпишитесь на «За рулем» в