Единица измерения

До старта картингового сезона-2010 остались считанные дни. Многие команды в ходе подготовки давно уже опробовали картодром Усть-Лабинка, где в марте пройдут первые этапы Чемпионата и Кубка России, а также РАФ-овских серий.

Сегодня мы расскажем об истории, технической составляющей и спортивном потенциале одной из самых популярных серий не только в России, но и во всем мире – Rotax Max.

В законе!

Австрийская компания BRP-Rotax GmbH & Co. KG была основана почти столетие назад – в далеком 1920 году. С тех пор она хорошо зарекомендовала себя в роли производителя 2- и 4-тактных двигателей для легких летательных аппаратов, мотоциклов, снегоходов, катеров и т.д. Однако один из подвидов деятельности Rotax стал в каком-то смысле культовым, обретя даже не сторонников, а скорее поклонников по всему миру. Картинг. А точнее – картинговые двигатели Rotax. Их популярность, обусловленная широким распространением, в конце двадцатого столетия достигла таких масштабов, что в 2000 году международная картинговая федерация CIK FIA дала путевку в жизнь отдельной серии Rotax Max Challenge (RMC). На сегодняшний день национальные соревнования по картингу в серии RMC проходят более чем в 66 странах мира.

Любопытный факт: несмотря на сравнительно долгую историю, Rotax Max Challenge так и не сумел обрести единого статуса для всех стран. Так, в каких-то государствах серия проводится как национальное первенство, где-то имеет статус Кубка или Трофея; а, например, в Бельгии, Испании и Белоруссии RMC – национальный Чемпионат. Что касается нашей страны, то вплоть до нынешнего года серия проводилась в статусе Кубка России. Впрочем, отметим, что в России все соревнования Rotax Max, в каком бы ранге они не заявлялись, обязаны проходить под юрисдикцией РАФ, а Регламенты соревнований должны быть подготовлены в соответствии со Спортивным Кодексом Российской Автомобильной Федерации.

Однако вернемся к общемировой истории RMC. В 2006 году CIK FIA утвердила международные картинговые серии, включив Rotax Max в свой календарь. С тех пор на международном уровне проводятся 4 этапа Euro Challenge; зональные соревнования в классе RM наряду с классами KF2, KF3 и KZ2; и наконец, как говорится «на сладкое», по итогам каждого года финалисты национальных соревнований в классах RM-Junior, RM и RM-DD2 собираются на Rotax Max Challenge Grand Final… Но об этом чуть ниже.

«Фишечки»

В сезоне 2010 года серия будет представлена пятью классами: Micro (возраст пилотов с 8 до 11 лет), Mini (с 10 до 13), Junior (с 13 до 15), Max (начиная с 15 лет) и DD2 (так же начиная с 15-летнего возраста). Соответственно классам предлагается пять типов двигателя: FR 125 Micro Max (6,8 л.с.), FR 125 Mini Max (13,6 л.с.), FR 125 Junior Max (20,4 л.с.), FR 125 Max (28,5 л.с.) и FR 125 Max DD2 (32,6 л.с.). Вы наверняка уже заметили, что все моторы, независимо от класса и мощности, имеют один и тот же рабочий объем – 125 куб.см. В этом кроется, так сказать, основная концепция класса. Дело в том, что все двигатели Rotax собраны на базе одного силового агрегата. Мощностные и моментные характеристики варьируются за счет навесного оборудования – карбюратора, коллекторов, звезд и т.д. Сделано это с целью удешевить участие в серии. Приобретая двигатель FR 125 Micro Max, вы теоретически можете модифицировать его вплоть до пенсионного возраста! Конечно, на практике так поступают далеко не все и не всегда. В погоне за результатом иной раз команды готовы обновлять двигатели каждый сезон, причем зачастую вовсе не оправданно. Тем не менее, отметим, что «доехать» из Micro до Junior на одном моторе вполне реально – и тому, кстати, есть не один пример.

В техническом ряду Rotax на особом счету двигатель FR 125 Max DD2. Размышляя о коробочном классе, инженеры компании, по-видимому, пришли к заключению, что одной-то передачи конечно мало, а вот шести (как в KZ2) многовато. Так и появился DD2 – двигатель с 2-ступенчатой трансмиссией. Одно из существенных эксплуатационных преимуществ этого силового агрегата – непосредственный привод на заднюю ось (Direct Drive – прямая передача), а следовательно – отсутствие цепи. «No chain – no pain!» («Нет цепи – нет проблем!»), - именно под таким слоганом предлагается DD2. Следует отметить, что девиз во многом справедлив.

Главная же особенность RM, как спортивной серии, заключается в пломбировании двигателей. Механик вправе работать с настройками шасси, шинами, навесным оборудованием, однако доступа в мотор он не имеет. Ремонт двигателя производится исключительно у официальных дилеров Rotax. Попытки нарушить этот закон плачевны. Имеющиеся прецеденты связаны с европейской оглаской и лишением виновных спортивной лицензии. Правило «мономотора» дает очевидные классовые преимущества. Во-первых, равные возможности двигателя позволяют тренерскому составу уделять приоритетное внимание мастерству юных пилотов. Во-вторых, запрет на «гонку вооружений» существенно удешевляет серию. Наконец, в-третьих, сервисные центры, проводящие техническое обслуживание моторов, выступают своего рода гарантами честной борьбы равных возможностей. По крайней мере, с точки зрения двигателей.

Картинговые Олимпийские!..

Вершина карьеры – победа на Rotax Max Challenge Grand Final (RMC GF). Проведенный в Египте GF образца 2009 года собрал участников аж из 62 стран мира! Поверьте, это шоу, которое интересно смотреть даже в записи. Что уж тут говорить о непосредственном участии…

На «Грандфинале» свои условия и правила «игры». Начнем с территориального вопроса. Выбор страны проведения обусловливается двумя критериями: во-первых, наличием профессиональной трассы и инфраструктуры, отвечающей требованиям CIK FIA; во-вторых, держава обязательно должна быть морской, что связано со стоимость доставки техники и комплектующих. Кстати, о технике. Соревнования на RMC GF проводятся в трех классах RM-Junior, RM и RM-DD2. Начиная с этого года отдельным зачетом будет представлен класс RM-DD2 Masters, где состязаются пилоты старше 32 лет. Всем участникам Rotax предоставляет новые машины, естественно только на время «Грандфинала». Впрочем, по окончании соревнований карт можно выкупить через дистрибьютора. По шкале «цена-качество» это считается выгодным приобретением. Но чтобы попасть на GF, нужно немало потрудиться.

Стандартная квота для каждой страны – пилот-победитель национального соревнования в каждом классе, участвующий за счет организатора (в России это компания «Авиагамма»). Кроме того, организаторы RMC GF предоставляют wild card на дополнительные места. В каждом классе количество участников ограничивается 72 картингистами. Плюс 34 пилота в классе DD2 Masters. Кроме того, на Grand Final попадает первая тройка каждого класса по итогам 4 этапов «Еврочелленджа» и азиатских «челленджей». Наконец, страны призовых пилотов прошлогоднего GF получают бонусные места от организаторов. В общем, Grand Final серии Rotax Max собирает в среднем 250 пилотов самого высокого уровня. Для примера в Египте на квалификации 60 пилотов «уместились» в одной секунде. Иногда же позиции разделяет одна тысячная! Говорить об уровне конкуренции среди участников, по-моему, излишне. По престижности и массовости турнир, пожалуй, сопоставим разве что с Олимпиадой!

Отметим напоследок, что на каждом GF обязательно присутствуют представители заводов-производителей шасси, отслеживая работу как пилотов, так и команд в целом. Также достоин упоминания и тот факт, что всем победителям Grand Final-2009 компания Red Bull оплатила тесты в тех или иных формульных классах. Так что спортивное будущее, скорее всего, им обеспечено.

«Дерзайте – и обрящете!» - гласит небезызвестная фраза. Среди многих наших участников мировых GF разных лет мастера спорта России Михаил Митрохин, Николай Борисов и Илья Колодкин. Наивысшее достижение на Rotax Max Challenge Grand Final принадлежит Михаилу Митрохину – 3-е место в 2006 году в классе RM.

Для некоторых российских пилотов Rotax Max Challenge открыл двери в профессиональный спорт, став жизненно важной шкалой на отнюдь не простой линейке с отметками роста пилотского мастерства.

Кто знает, может быть в этом году Rotax подарит России еще одного пилота Формулы1?..

Подпишитесь на «За рулем» в