C-класс: В поисках индивидуальности

Плохая погода не помеха небольшому путешествию. И пусть понежиться в лучах осеннего солнца не удалось, зато смогли хорошенько прощупать четыре седана популярного в России класса, два из которых совсем новички на российском рынке. О впечатлениях, привезенных из путешествия, рассказывает Сергей Воскресенский. Фото Георгия Садкова.

Морось, слякоть, чернеющие ледяной водой озерца, деревушки с темными глазницами окон и пустующими аистовыми гнездами. В сонном, ожидающем зимы и людского гомона Пушкиногорье не сезон, тихо. Засыпающие под дождем вековые деревья, присыпанные листвой флигеля, аккуратные дорожки. Михайловское, Тригорское, Петровское... В памяти всплывают знакомые каждому строки: «Унылая пора, очей очарованье…». В этом спокойствии нечто завораживающее, удивительно несовременное, истинно провинциальное. Даже охранник на въезде в музейный комплекс говорит так, будто вот-вот начнет читать стихи.

Но нельзя окончательно погрузиться в созерцание и только бродить-стоять около памятных скамеек и домиков. Семьсот с хвостиком километров пройдено накануне, а это совсем другая поэзия. В ней не только гармония, но и расчет. Надо садиться и обсуждать, почему самой эмоциональной показалась «Мазда-3» со скромным 105-сильным мотором, а «КИА-Церато» с 2-литровым двигателем, подобранный к «японке» исключительно по ценовым соображениям, оставил куда менее яркие впечатления. В компании с ними «Тойота-Королла» – олицетворение практичности, а также амбициозный новичок «Шевроле-Круз», производство которого начато под Питером. Вот он, отлично упакованный современный средний класс, имеющий все шансы на внимание покупателей в наступившем году.

ОТ ОЧАРОВАНЬЯ ДО РАЗОЧАРОВАНЬЯ

Он большой, аккуратный и довольно симпатичный. Кажется, у него есть все: плавные линии, выразительные формы... Не хватает одного – индивидуальности, громкого собственного «Я». Без него в «Церато» все время чего-то недостает.

Сиденья «Церато» выглядят очень пристойно, но все же они простоваты для такого автомобиля.

Антипод усредненной внешности – неожиданно эмоциональный интерьер. Не сказать, что внутри исчезает ощущение некоторой шаблонности архитектуры, но броский и в то же время строгий интерьер постепенно овладевает вниманием. Обилие пространства, добротные пластики, яркая и при этом отлично читаемая комбинация приборов, удобное рулевое колесо, регулируемое в двух направлениях, климатическая установка. Все просто, понятно, под рукой. И в каждой черточке – будь то красная подсветка или просто строчка на обивке – стиль, не оставляющий безразличным к увиденному.

В условиях России одна из самых «горячих» функций – обогрев дворников.

Увы, крупное, просторное водительское сиденье совершенно безвольное. Ему бы профиль поудобнее да поддержки повыразительнее – глядишь, и заиграло бы в унисон остальному. А так – дежурные, неласковые объятия. И слишком вздернутая педаль газа – неудобно голеностопу.

Потом, вкатившись в дорожный ритм, понимаешь: кресло и периодически возникающая потребность изменить положение ноги – далеко не главное. С них противоречия «Церато» только начинаются. Приходится привыкать к чересчур «нервной» педали тормоза. И к энергоемким, но непримиримо жестким на мелких неровностях подвескам. О каком комфорте можно говорить, если автомобиль вздрагивает не то что на сколах и выбоинах дороги, но на каждом камешке и оттого превращается в шумную «трясучку»? Перемудрили инженеры в погоне за хорошей управляемостью. Но следует отдать им должное: в поворотах да и на прямых КИА напорист и надежен. Правда, только на очень ровном покрытии. Стоит попасть на ямки, утрачивает стабильность: резко спрыгивает с траектории в сторону, начинает плавать – это и пугает, и диссонирует с атмосферой интерьера.

В «Церато» действительно хороший, мощный мотор, удобный автомат. Понадобится водителю – они пулей «выстреливают» довольно крупную машину. И наоборот, способны везти плавно и неторопливо, очень чутко взаимодействуя друг с другом. Они-то как раз в тему концепции интерьера, в унисон эмоциональности его отделки.

БОЛЬШОЙ, А БЕЗ ГАРМОШКИ!

Сговорились они, что ли? Наверное, если детально изучать отдельные участки кузовов, в их плавных линиях можно найти несколько отличий: крыло короче, капот длиннее… Но когда «Шевроле-Круз» и «КИА-Церато» поставишь рядом, не каждый сразу угадает, где что. На компьютере сделаны, понимаешь...

Селектор современного автомата «Круза» логичен и удобен, есть и ручной режим управления. Им приходится часто пользоваться при обгонах.

Однако если рассматривать их изнутри, одного с другим не спутаешь. КИА сразу рождает эмоциональный отклик. Не сказать, что «Шевроле-Круз» оставляет равнодушным, – он воздействует на чувства иначе: спокойные цвета, серые тканевые вставки на передней панели, в тон им бирюзовые шкалы приборов. Ничто не кричит, не лезет в глаза – скорее, не спеша обволакивает, постепенно приучая к иной манере общения.

В «Шевроле» управление головным светом возложено на традиционное колесико, глядя на которое невозможно понять, какой режим включен.

Да, этот автомобиль сдержаннее, я сказал бы, скромнее. Чуть более узкий проем водительской двери, не столь игривы, а главное, хуже читаемы цифры приборов – они мельче. Настройки маршрутного компьютера замысловаты. Зато с сиденьем все в порядке. По крайней мере, подушка и спинка куда надежнее и, если позволите, добротнее фиксируют тело. И органы управления на высоте: компактный, «хваткий», регулируемый в двух направлениях руль, удобные педали, крутилки и тумблеры.

В дальней дороге вдруг мешают мелочи, на которые в коротких переездах не обращаешь внимания. «Круз», с первых минут показавшийся каким-то душным, замучил-таки «потливостью»: стекла постоянно затуманивала пелена. Но это, возможно, дефект лишь одного нашего автомобиля. Однако как объяснить взаимное недопонимание двигателя и новейшего 6-ступенчатого автомата? При обычном, равномерном движении они взаимодействуют весьма слаженно. Мотор, конечно, шумноват, но его отклики на педаль газа ожидаемы, а коробка мягко и как-то естественно перебирает передачи, не пренебрегая и пониженными. Но как только езда становится более резкой да еще нужно догонять колонну, за кормой «Шевроле» словно вырастает тормозной парашют. Нажал на педаль от души – в ответ затяжная пауза, затем мотор ревет на высоких оборотах... А автомобиль все равно не хочет разгоняться. Сбросишь газ, начнешь работать акселератором помягче – «Круз» превращается в немного задумчивый, но вполне удобный транспорт.

В остальном «Шевроле» интереснее КИА. Он не стремится быть ярким, излишне броским – и без того у него целый набор достоинств: плавный ход, благодаря которому даже на посредственной дороге «Круз» комфортен; хорошо настроенная управляемость – с нею чувствуешь, что автомобиль надежен в большинстве дорожных ситуаций; понятные, удобные тормоза... Соберешь все плюсики, и идеология этого седана становится родной и близкой.

ОТПЕТЫЙ ХОРОШИСТ

Как-то один знакомый, большой поклонник одной из марок, машина которой участвует в тесте, заявил, что не представляет себя владельцем «Тойоты-Королла»: «Скучная она какая-то». В чем-то соглашусь: традиционная тойотовская правильность не всегда компенсирует дефицит эмоциональности (которую непременно ждешь) во внешности машины.

В «Тойоте» управление коробкой традиционное – без ручного режима. Да он и не нужен.
Этот блок слева от руля вне поля зрения: руль его и заслоняет.

Серенько, спокойненько, на первый взгляд, вполне соответствует ожиданиям. Кнопки, тумблеры, рычажки в большинстве своем приятны на ощупь, удобны. Хотя и к ним приходится приспосабливаться. Сиденье удивляет откровенно короткими подушкой и спинкой, да еще и все оно задрано, приподнято вверх. Усаживаешься, как на насест, долго ерзаешь в поисках оптимума. Потом упираешься взглядом в яркую подсветку комбинации приборов с частоколом рисок, сливающихся в большие желтые круги, – и все это словно гипнотизирует. Такая иллюминация – явно перебор. На фоне сдержанности всего остального в салоне подобная вольность смотрится вызывающе и, скажу прямо, раздражает. А попробуйте с первого раза вслепую найти регулировку наружных зеркал – не выйдет… В общем, повод для критики дала даже эта «японка».

Охота копаться в недостатках улетучивается в первые же минуты ездового общения с «Короллой». Она не трогается – стартует, напористо вдавливает тебя в спинку сиденья. Отличный мотор (1,6 л, 124 л.с.): живой, выразительный, темпераментный! В помощь ему пусть и четырехступенчатая, но быстродействующая и с хорошо подобранными передаточными числами коробка-автомат. Каждое нажатие на акселератор превращает «Тойоту» в задорный автомобиль, и ты забываешь про скромную кубатуру двигателя да и про многие недостатки. И при этом тебя окружает хороший акустический комфорт: приглушенный тембр двигателя и очень умеренный шум шин. Удобная и надежная управляемость радует отзывчивостью и взаимопониманием. Неплохо приспособлены к дорогам российской глубинки плотные подвески. Они, конечно, не балуют тем комфортом, что у «Круза», – на высокой скорости «Королла» более прыгуча. Но в целом и в этой дисциплине машина твердый хорошист. Очень весомый аргумент в борьбе за потребителя.

ГУЛЯЕТ САМА ПО СЕБЕ

А вот этот автомобиль безоговорочно (и заслуженно) привлекает повышенное внимание! Новая «Мазда-3» может нравиться с первого взгляда или, наоборот, вызывать неприятие, но несомненно: то, как машина «взирает» на мир, и оригинальная «улыбка» ее решетки радиатора никого не оставляют равнодушным.

Бригада экспертов единодушна: в водительском кресле усаживаешься как влитой с минимумом регулировок. Сиденье хваткое, цепкое, правильное – в нем сразу ощущаешь машину своей. И это только начало. Весь интерьер подчинен четко выдержанной идеологии: «Мазда» стремится ни на кого не походить, разве что на саму себя. Может, не всем понравится перегруженный кнопками руль, загроможденное цифрами окошко одометра, простенький черно-белый экран маршрутного компьютера. Но остальное на высоте: высококачественные материалы, удобные органы управления, отличная климатическая установка, русифицированное меню (этим, кроме «Мазды», может похвастаться лишь «Тойота»).

Компактная баранка с гирляндами тумблеров. Быстро разобраться с ними нет никакой возможности.
Русифицированный маршрутник с контрастным дисплеем – это здорово. Но почему дисплей не вписан в общую цветовую схему «Мазды»?

Первые, наиболее яркие впечатления: «Мазда» – «трясучка», но при этом удивительно тихая. Пожалуй, самая комфортная по акустике. Даже в жестком скоростном ритме можно спокойно разговаривать, слушать музыку и при этом, не напрягаясь, контролировать мотор по его звучанию.

Подвески действительно жестки и упруги. Однако, в отличие от цератовских, на неровностях в повороте не стремятся сдернуть машину с траектории. Залог управляемости «Мазды» – чуткость ко всему, что делает водитель. Рулится автомобиль интересно, с огоньком, за дорогу держится цепко, не пасуя перед быстрыми поворотами.

Даже если бы самый слабый на фоне конкурентов двигатель (105 л.с.) не вписался в характер машины, к нему надо было бы отнестись снисходительно. Но какое тут снисхождение! Почти как «Тойота» (наверное, одна школа коробок-автоматов), «Мазда-3» задорно рвет с места, напористо разгоняется, на равных соперничая с остальными. И лишь после 120–130 км/ч дает понять: резервы мотора небезграничны, теперь особой прыти ждать нечего. В разумных же скоростных пределах двигатель и автомат работают ну очень слаженно!

ДО СВИДАНИЯ, ПУШКИН!

И вновь серая лента дороги, морось и осеннее уныние. А на душе тепло: сдержанная красота, приветливые люди, поэзия, пропитавшая, кажется, даже пахнущий прелью воздух. Сюда хочется возвращаться вновь и вновь. Машины менее сентиментальны – знай себе порыкивают моторами.

Приходится признать: автомобили становятся все более похожими друг на друга. Яркая индивидуальность нынче редкость в этом классе. Самой заметной оказалась «Мазда-3» – послушная, но эмоциональная и жаль, что дорогая. Остальные слились в нечто усредненно-удобное, в чем-то они выразительны, в чем-то не очень. Вспоминаешь самое заметное: выверенные ездовые характеристики и дороговизну «Тойоты-Королла»; комфорт и симпатичную на фоне остальных цену «Шевроле-Круз»; прекрасный двигатель, простор немного взбалмошного «КИА-Церато»... Все-таки у каждой машины есть нечто индивидуальное. Пока есть…

Автомобили на тест предоставили компании «Мазда Мотор Рус», «Тойота Мотор», «КИА Рус» и «Трейдинвест».

Петли багажника КИА съедают часть полезного пространства, но все равно его здесь даже с избытком. Жаль, под полом лишь докатка.
Опять петли! В «Шевроле» они мешают равномерно распределить поклажу. Зато запаска полноценная.
Багажник «Короллы» глубок настолько, что выковыривать небольшие предметы, прижавшиеся к задней стенке, очень неудобно.
Грузовой отсек «Мазды» не самый большой, зато удобный для загрузки.
Высокий, толстый и средний – коллективный «прибор» для измерений вместимости. Ведь таким седанам и семьи возить, и в такси работать. Поэтому, невзирая на количество подголовников, посадим назад троих и суммируем впечатления.
«КИА-Церато» – услада задних пассажиров. Широкие проемы дверей, приличный запас пространства для ног и голов. Троим теснова-то, особенно в куртках, но все равно в номинации «Вместительность и удобство на втором ряду» этот автомобиль – безоговорочный лидер.
Оценка по нашей балльной системе – «хорошо». Но, если честно, восьмерка все же с минусом. В «Шевроле-Круз» достаточно места для колен, однако проходу на задний диван мешает средняя стойка, а подушка по отношению к полу расположена слишком низко.
«Тойота-Королла» несколько уступает «Крузу» в ширине салона. Отчасти этот недостаток компенсирован тем, что простора чуть больше, поскольку практически нет центрального тоннеля и удобнее расположена подушка сиденья. Однако минус к оценке «хорошо» жирный: ногам далеко не просторно.
«Мазда-3» самая тесная. Мешает решительно все: ступни застревают в узком кармане, передняя спинка упирается в колени, потолок низкий. Ну а каково по ширине – видно на верхнем фото.

Подпишитесь на «За рулем» в