Подержанные автомобили семейного класса
У столь завидных и богато укомплектованных иномарок есть приятное свойство (разумеется, для покупателей second-hand) – терять в цене до 30% от первоначальной стоимости спустя 3–4 года эксплуатации. Грех этой «скидкой» не воспользоваться. Особенно сейчас, когда стылое дыхание кризиса больно ударило по доходам любителей достаточно дорогих и сложных машин. Но чем сложнее автомобильная натура, тем придирчивее должен быть осмотр понравившегося экземпляра перед покупкой.
В целом
Премьера Volkswagen Passat шестого поколения состоялась в 2005 году. Он ощутимо больше предшественника и выглядит куда солиднее и дороже. К тому же у него продуманная эргономика, приличного качества материалы, отличная подгонка деталей и большущий багажник, емкостью 565 VDA-литров. В управлении Passat легок и покладист, при этом руль радует завидной информативностью. Помимо седана выпускается универсал Variant. Также на основе Passat построено 4-дверное купе CC (Comfort Coupe) – но это фактически самостоятельная модель.
Второе поколение Avensis (Т25) появилось на свет в 2003 году. Собирали автомобиль в Англии с использованием европейских комплектующих, что, впрочем, не отразилось ни на качестве, ни на выносливости автомобиля. Avensis примерил на себя три типа кузова: седан, а также не получившие широкого распространения в России хэтчбек и универсал (Avensis Wagon). Машина отличается плавностью линий и хорошей аэродинамикой, в салоне аккуратно и уютно. В 2006 году модель пережила сеанс рестайлинга, модернизированная версия обзавелась среди прочего новой приборной панелью, аудиосистемой, способной воспроизводить MP3 и WMA. А в прошлом году на конвейер встал Avensis третьей генерации.
Peugeot 407 дебютировал в 2004 году, он по-прежнему привлекает к себе внимание в дорожном потоке. Броская внешность уживается с французским шармом. Ладный силуэт 407-го разве что слегка портит длиннющий передний свес с вытянутыми до половины капота фарами. В отличие от дерзкой наружности интерьер выдержан в спокойном ключе. Помимо седана в кузовной гамме есть универсал SW с нетривиальной кормой – у задних стоек обратный угол наклона, а также купе, продажи которого стартовали в апреле 2006 года. «Француз» умеет потакать драйверским амбициям. Конструкция подвески (спереди – сдвоенные треугольные рычаги вместо привычного McPherson, сзади – многорычажка) обеспечивает отменную управляемость и хорошую плавность хода.
Комплектация
В Россию Volkswagen Passat поставляется в трех комплектациях: Trendline, Comfortline и Highline. Базовое исполнение Trendline предусматривает фронтальные и боковые подушки, шторки безопасности, системы ABS, ESP, EDS, ASR, кондиционер, передние электростеклоподъемники, зеркала с электроуправлением и обогревом, крепление Isofix, подогрев передних сидений, электрический стояночный тормоз, центральный замок с ДУ, иммобилайзер, аудиоподготовку с 8 динамиками.
Версия Comfortline также предлагает задние электростеклоподъемники, дополнительные регулировки передних кресел, функцию Auto Hold стояночного тормоза, круиз-контроль, вставки с хромовым покрытием на центральной консоли и панели приборов. Отличия топ-комплектации Highline – 2-зонный климат-контроль Climatronic, спортивные передние сиденья, бортовой компьютер, датчик дождя, 3-спицевое рулевое колесо с кожаной отделкой, хромированная решетка радиатора.
Базовая комплектация европейских Toyota Avensis называется Terra, она включает 4 подушки безопасности, кондиционер, подогрев сидений, CD-плеер с поддержкой MP3, АBS с ESP, электропривод наружных зеркал. Следующий уровень исполнения Sol привносит климат-контроль, обогрев зеркал, датчик дождя. Наконец, версия Luxe щеголяет кожаным салоном, электроприводом регулировок водительского сиденья, ксеноновыми фарами. В России дилеры продавали Anensis в фиксированных комплектациях, причем R1 спартанской не назовешь: 7 подушек безопасности, АBS, климат-контроль, стереосистема, электропакет, бортовой компьютер, обогрев передних сидений, датчик дождя. Версия R2 – прерогатива 2- и 2,4-литрового седана с АКП. Ее выделяют ксеноновые фары, кожаная отделка салона, круиз-контроль, электропривод регулировки сидений, легкосплавные 17-дюймовые диски.
Уже в начальном оснащении Dynamic у Peugeot 407 имеются однозонный климат-контроль, кокон безопасности из фронтальных, боковых подушек, двух оконных шторок, система динамической стабилизации ESP, а также есть кожаный руль, передние электростеклоподъемники, наружные зеркала с электроприводом и обогревом, подогрев передних сидений, датчик дождя, противотуманки, бортовой компьютер, молдинги в цвет кузова, аудио-система с проигрывателем компакт-дисков, поддерживающим формат MP3. Ступенью выше уровень Premium: добавочно 2-зонный климат-контроль, задние электростеклоподъемники, цветной дисплей, круиз-контроль с ограничителем скорости, легкосплавные 16-дюймовые диски. В экипировку Premium Pack также входят система помощи при парковке, электроприводы передних сидений, подушка безопасности коленей водителя, ксеноновые лампы, самозатемняющееся зеркало заднего вида, 17-дюймовые литые диски.
Двигатель
В линейке Volkswagen Passat шесть бензиновых и два дизельных двигателя. У нас наибольшую популярность снискали бензиновые моторы 1.8 TSi и его более мощный собрат 2.0 FSi. Дизели не столь распространены, хотя 2-литровый приобрел определенную популярность. С него и начнем. Пожалуй, основная причина всех неприятностей для этого агрегата – некачественная солярка. Первыми сдают форсунки. Если их своевременно промыть, скорее всего, других проблем удастся избежать. Куда хуже, когда из строя выходит электромагнитный клапан. Тогда насос-форсунку придется менять целиком, а процедура не из дешевых. Есть свои «тараканы» у бензиновых двигателей, которые вдруг теряют мощность и отказываются набирать обороты. Причем случится такая неприятность может и к 40 тыс. км, и на 10 тыс. км. В большинстве случаев виной тому опять же топливо. Спасает промывка инжекторов с заменой фильтров и свечей зажигания. Последние, кстати, выхаживают около 30 тыс. км. Еще более привередлив к качеству топлива мотор 2.0 FSi. Как показывает практика, заезд на левую АЗС быстро выводит из строя свечи зажигания, а поменять их целая проблема! Так что при прочих равных мы не советуем гнаться за лишними лошадиными силами и при выборе предпочесть 1.8 TSi. Кстати, у него есть существенный эксплуатационный плюсик: цепной привод ГРМ. Тогда как на моторе 2.0 FSi – ремень, который, бывали случаи, не доживал до планового срока замены.
Продававшиеся в России Toyota Avensis шли с бензиновыми моторами 1ZZ-FE (1,8 л), 1AZ-FE (2,0 л), 1AZ-FSE (2,0 л D-4) и 2AZ-FSE (2,4 л D-4). Индекс D-4 обозначает непосредственный впрыск топлива. При правильном регулярном обслуживании двигатели проблем не доставляют. Цепной привод ГРМ служит порядка 200 тыс. км, а то и больше. На машинах первых лет выпуска некоторые партии моторов серии 1ZZ-FE (1,8 л) страдали повышенным расходом масла – болезнь, вообще-то, не свойственная тойотовским агрегатам. Вызвана она была потерей подвижности маслосъемных колец из-за неэффективного охлаждения днища поршня. Это приводило к сильному износу цилиндро-поршневой группы даже при небольших пробегах. От хвори избавились в 2005 году, после того как внесли ряд изменений в конструкцию мотора. За двигателем 2AZ-FSE (2,4 л D-4) водится неприятная тенденция: совершенно непредсказуемо из-под головки блока цилиндров может погнать наружу антифриз. В гаражный сервис обращаться не рекомендуем: алюминиевый блок цилиндров весьма чувствителен к моменту затяжки болтов. Если при установке ГБЦ «промахнуться» с моментом, то ремонтировать придется сам блок. Оригинальные свечи на Avensis иридиевые. Они недешевы, но гарантированно выхаживают до 40–50 тыс. км. Альтернатива – недорогие обычные свечи, но и служат они примерно в два раза меньше.
Широта моторной гаммы Peugeot 407 способна удовлетворить самый взыскательный вкус. Помимо бензиновых двигателей 1.8, 2.0, 2.2 и 3.0 (V6) в линейке представлены два дизеля HDi – 1.6 и 2.0. Понятно, что в России наибольшее распространение получили бензиновые моторы. С них и спрос особый. На поверку слабым местом оказалась верхняя опора двигателя. Жалобы на ее недолговечность слышны довольно часто. Причем если вовремя не заметить дефект, то вскоре придется менять и нижнюю опору. А это ощутимо удорожает процедуру. Если автомобиль неожиданно глохнет, с трудом запускается, скорее всего, закапризничал датчик коленчатого вала. При холодном пуске из-под капота какое-то время доносится хрумкающее постукивание? По всей видимости, вышел из строя подшипник помпы. Прецеденты бывали, подшипник меняли по гарантии. Специалисты рекомендуют сократить периодичность замены моторного масла с регламентных 15 до 10 тыс. км. Поверьте, будет только лучше. Свечи зажигания на 3-литровом V6 ставятся иридиевые либо платиновые. Даже с поправкой на «качество» нашего топлива служат они очень долго. Обычные свечи редко выхаживают более 30 тыс. км.
Трансмиссия
Двигатели Passat агрегатируются с 5- или 6-ступенчатой МКП, 6-диапазонным «автоматом» или роботизированной DSG. Больше всего жалоб на работу 6-ступенчатой АКП Tiptronic. Как правило, спустя 60–80 тыс. км из строя выходит гидроблок «автомата». Симптом – резкие, подчас ударные переключения передач: не заметить хворь достаточно трудно. Продолжать ездить с неисправным блоком клапанов мы не рекомендуем, поскольку вслед за ним из строя выходит и гидротрансформатор. Так что если «автомат» застучал – прямая дорога в сервис! За «механикой» рецидивов вроде бы не замечено. Некоторые покупатели сетуют на затрудненное включение нечетных передач на новой КП, но проблема временная, спустя около 10 тыс. км о ней обычно забывают. Жалобы на резковатое переключение передач DSG не имеют под собой серьезных оснований. Все-таки DSG – это механический робот, хоть и с двумя сцеплениями. Требовать от него плавности «автомата» не совсем справедливо.
Toyota Avensis комплектуется двумя видами КП: 5-ступенчатой «механикой» и 4-диапазонным «автоматом». Нареканий к коробкам нет. Масло в АКП меняется каждые 40 тыс. км. В зависимости от условий и манеры езды сцепление ходит порядка 120–200 тыс. км. Меняется комплектом: корзина, диск и выжимной подшипник. Независимая подвеска показала себя крайне надежной. На плохих дорогах в категорию расходников попадают лишь стойки стабилизатора. Причем оригинальные «косточки» недешевы. Через 80–100 тыс. км, по всей вероятности, придется поменять передние амортизаторы и рулевые наконечники. Настоящими долгожителями зарекомендовали себя сайлент-блоки, рычаги, рулевые тяги, которые выхаживают 150 и более тыс. км.
В трансмиссионном ряду Peugeot 407 имеются «механика» и автоматические коробки передач. Причем последние даже от двух производителей: практически не вызывающая вопросов ZF, идущая в паре с V6, и AL4, которую не о(б)судил еще только ленивый! Одна из особенностей французского «автомата» – ощутимый провал при резком нажатии педали газа. К сожалению, с этим остается только мириться ну или подыскивать на вторичном рынке автомобиль с МКП. Весьма частая тема для обсуждения – замена жидкости в АКП. С одной стороны, производитель не оговаривает обязательную замену, с другой – сервисмены советуют менять через 60 тыс. км пробега. Мы склонны доверять специалистам техцентров в этом вопросе. «Механика», как правило, служит без особых нареканий. Отметим особые случаи, когда сорви-головы умудряются приговорить сцепление за 30–40 тыс. км пробега. Причем зачастую вместе со сгоревшим сцеплением деформируется маховик. Симптомы болезни – вибрация при начале движения.
Подвеска и рулевое
Пробег 30–40 тыс. км может подкинуть работ по подвеске и ходовой части. Скорее всего, тогда же закончится жизненный цикл ступичных подшипников, а иногда начинают «сопливить» стойки. В любом случае присмотреться к ним в ходе ТО-2 лишним не будет. Так же, как и к состоянию рулевой рейки. Она не регулируется, поэтому в случае появления стука лекарство одно – замена. После 40 тыс. км рекомендуем повнимательней оглядеть пыльники ШРУСов. Для них этот пробег обычно критичен. Сигналом того, что вы проглядели пыльник, станут тряска при разгоне и «хрумканье» в поворотах. Это означает, что придется раскошелиться и на замену шарнира.
Не исключено, что на машинах первых лет выпуска при пробеге за 60 тыс. км застучит рулевая рейка - сказывается износ ее пластиковых втулок при частом штурме проселков. В принципе, с акустическим дискомфортом можно смириться. Кардинальное решение одно – дорогостоящая замена рейки. Но лучше провести доскональную диагностику машины перед покупкой, заодно хорошенько проверив состояние задней подвески – ее перетряска также влетит в копеечку. Тормоза на машине дисковые. Передние колодки обычно выхаживают 20–40 тыс. км, задние в два раза больше. Диски меняются каждую вторую замену колодок.
Не самое сильное место Peugeot 407 – амортизаторы. Случалось, что штоки ломались уже на 3-й тыс. км пробега. Нередки жалобы на стук в рулевой рейке. Причем неисправность носит фантомный характер, нежданно проявляясь и пропадая. Понятно, что с диагностикой болезни лучше не затягивать.