Безменом – не на глазок!

БЕЗМЕНОМ – НЕ НА ГЛАЗОК!

Сухарик улетел. Запасного нет. Что теперь делать?

Неспроста мы уделяем столько внимания газораспределительному механизму. Его капризы известны многим, а ошибки в обращении с ним чреваты немалыми потерями. Регулировочные операции на ГРМ даже восьмиклапанного двигателя требуют полной собранности, мы же поговорим о более сложном, 16-клапанном.

Здесь свои секреты. Допустим, после демонтажа вы вернули шкивы на место – как положено, по меткам, – затянули болты… а надеть ремень трудно, даже невозможно! Вся штука в небольшой (доля зуба) ошибочке. Так родилось «изобретение», показанное на фото 1. Выставляя шкивы, фиксируем их взаиморасположение этой рейкой и потом уже затягиваем болты. Ремень сядет на место как миленький!

Другая ситуация: ремень слишком ослаб. Вы смело отпускаете гайку ролика ключом «на 17» и тут… бац! Шкив распредвала выпускных клапанов неожиданно провернулся под провисшим ремнем. На сколько, вы не заметили, но ведь ошибка даже на один зуб недопустима! Хочешь не хочешь, придется заново все выставлять, теряя время. В следующий раз вспомните наш совет. Его смысл отражен на фото 2 и в комментариях не нуждается. Заметим лишь, что «крокодил» здесь такой, как на проводах для «прикуривания», а главное – поставить его прежде, чем станете ослаблять гайку натяжного ролика.

[caption id="attachment_191149" align="aligncenter" width="150" caption="Приспособление для

регулировки натяжения ремня.

"]

[/caption]Здесь же, на фото, виден еще один посторонний предмет: это некое приспособление («ключ»), фиксируемое на натяжном ролике двумя штифтами – такими, как у обычного регулировочного ключа. Как видно на снимках и рисунке, приспособление не мешает ослаблять или затягивать крепежную гайку. А фото 3 поясняет, как с его помощью отрегулировать натяжение ремня – причем весьма точно (в пределах возможностей обычного стрелочного безмена).

Чтобы приспособление занимало правильное положение, а также для фиксации натяжения ремня в пластине сделана (см. рис.) дугообразная прорезь шириной 9 мм на радиусе 51 мм от центра ролика. Шпильку М8, удерживающую приспособление, ввертываем в нижнее технологическое отверстие головки цилиндров (таких отверстий три). Можно обойтись любой шпилькой и четырьмя гайками, показанными на рисунке: расстояние от прилива на головке до плоскости А – 30 мм.

Натянув ремень с усилием 4 кгс, ключом «на 13» фиксируем правильное положение эксцентрика ролика, после чего можно затянуть гайку «на 17», не боясь, что эксцентрик сместится, – фото 4.

В заключение – еще о двух секретах. О первом – в качестве напоминания: на 16-клапанном моторе правильное натяжение ремня получается лишь при регулировке в горячем состоянии. Второе: в зависимости от положения коленвала и распредвалов натяжение ремня циклично меняется от минимального до максимального. Поэтому, включив высшую передачу, поддомкратим правое переднее колесо и, плавно его вращая, нащупаем положение, при котором сопротивление вращению минимальное. Вот в этом положении и натягиваем ремень.

Подпишитесь на «За рулем» в