Запоздалое раскаяние
В широких кругах Ли Якокка известен прежде всего своей книгой «Карьера менеджера» (в оригинале An Autobiographie), написанной в 1984 году. Это – тот самый человек, который в свое время вытащил «Крайслер» из черной дыры, но как выясняется, собственными руками подготовил его нынешний кризис. Во всяком случае, так следует из только что вышедшей новой книги «Куда уходят все лидеры». Возможно, в официальном русском переводе она получит другое название, а в оригинале заголовок такой: Where have all the leaders gone. Почти плагиат названия песни Марлен Дитрих Where have all the flowers gone…
Ли Якокка родился 15 октября 1924 в городе Аллентаун (штат Пенсильвания), в семье итальянских иммигрантов - Никола и Антуанетты. Отец Ли приехал в США из итальянского городка Сан-Марко (недалеко от Неаполя) в 1902 в возрасте 12 лет - нищим, одиноким и испуганным. Но к моменту рождения сына у него уже была закусочная "Орфиум Винер хауз". Там Ли и начал в 10 лет подрабатывать разносчиком. Впрочем, вот вся его биография, а мы полистаем новый американский бестселлер в поисках наиболее любопытных мест.
«Я уверен, что Chrysler был бы сегодня сильным и прибыльным американским автопроизводителем, если бы я не выбрал своим преемником Боба Итона… Он пришел ко мне с «Джи Эм» с великолепными рекомендациями. Но ничего выдающегося не сделал. Ни разу».
Вместо этого он «почему-то» запаниковал…
Тут прервем автора, описывающего гениальный план миллиардера Кирка Керкоряна по приватизации концерна (на пару с ним) в 1995 году, умалчивая, однако, о причинах паники. А она проста: в действиях Якокки правоохранительные органы США усмотрели было признаки преступления. Судя по всему речь шла о нарушениях правил биржевой игры. Вот и пришлось быстро искать запаниковавшего преемника.
Итак, план прихватизации лопнул и «Итон очертя голову бросился в сделку с Daimler-Benz… Он был убежден, что для выживания концерну был необходим сильный европейский партнер. На эту удочку его и поймал глава Daimler-Benz Юрген Шремпп». Ведь на самом деле к этому моменту доля Mercedes-Benz на рынке США составляла всего 1 % и «никто не мог толком объяснить что дало бы это слияние».
Как известно, Шремпп всегда настаивал, что речь шла о слиянии равных партнеров. «Но, - пишет Якокка, - это была шутка. Каждый мог видеть, что это поглощение. Ведь иначе управление не переехало бы в Штуттгарт. И, в конце концов, не бывает двух президентов, королей или Римских пап».
«Итон хотел, чтобы новый мировой концерн назывался ChryslerDaimler-Benz, но Шремпп настоял на DaimlerChrysler… Боб так мечтал об этой сделке, что убедил Совет директоров, будто бы имя не имеет значения… Уолтер П. Крайслер наверняка в этот момент крутился в своем гробу».
А дальше Ли Якокка обвиняет в нынешних бедах американского автопрома… Президента Буша. Мол, Детройт выиграл для США вторую мировую войну, а теперь правительство отказывает в государственной помощи автогигантам, склонившимся перед берущими реванш японцами.
«Несколько месяцев ожидали 45-минутной аудиенции у президента Буша президенты «большой тройки». А когда он нашел для них время, то вместо субсидий или другой помощи против «понаехавших» обогатил их ценным советом: «Детройт должен научиться побеждать в честной конкуренции. Вы должны строить автомобили, которые отвечают требованиям рынка».
А что, может он и прав на сей раз, Президент Буш?