Шашки против дамок

Шашки против дамок

Автомобили

Мы не покупаем Evolution, Impreza или Carrera для того, чтобы в экстазе драйверского наслаждения развешивать их на столбы вдоль кольцевой. Для этого есть другие люди. Мы взяли два нормальных городских автомобиля Chevrolet Aveo с 1,4-литровым мотором и «автоматом». На таких или подобных ездит немало москвичей, и наш опыт будет им ближе и понятнее. «Дамки» поедут на черном Aveo скромно и незаметно, а «Шашки» для езды зигзагом выбрали себе Chevrolet цвета рыжий металлик на литых дисках, конечно же, тонированный.

«Шашки»

Никита Котровский, можно сказать, гроссмейстер. В молодости увлекался этим спортом сильно, играл много и самозабвенно. Потом столб бросился на дорогу прямо перед его «шестеркой», и любимой машины не стало. Пришлось переходить в другую лигу: теперь участвует в ралли и любительских картинговых турнирах. Людей на улицах больше не пугает. Согласился вспомнить молодость исключительно ради научного эксперимента. Иван Ананьев мужественно занял место справа от гроссмейстера, взял ручку, блокнот и приготовился записывать все ходы.

«Дамки»

Понятное дело, две блондинки. Место за рулем заняла Татьяна Елисеева, мастер спорта, призер этапов чемпионата Северной Европы по ралли-кроссу. Ее ходы взялась записывать Оксана Янушкевич, как и положено, прибывшая к месту старта на шпильках и в дорогой шубе.

Правила

В воскресенье, в полдень, когда МКАД более-менее свободна, стартуем от Можайского шоссе по внутренней стороне, финишируем там же. «Шашки» играют в «шашки», «Дамки» едут расслабленно, включив Relax FM. Фиксируются

следующие ходы: торможения (любое касание педали тормоза), перестроение (смена каждого ряда), расход топлива – по бортовым компьютерам, разница во времени прохождения круга – по секундомеру. Никто ни с кем не гоняется, каждый едет в своем стиле.

Партия

Рыжая тонированная Aveo на литье тут же унеслась вперед. В первые минуты Иван пытался развлекать Никиту разговорами, но как только стрелка спидометра перевалила за 150, решил не отвлекать гроссмейстера от игры и стал бесстрастно фиксировать действия мастера. Через какое-то время поинтересовался, моргает ли кто-нибудь сзади фарами. Никита изумился: – Никто нас не догоняет, кому же моргать?

– Понятно, значит те, мимо кого ты пролетаешь в нескольких сантиметрах, просто кроют нас на чем свет стоит...

На Волгоградке случился «затык», все ряды ползли еле-еле, «шашки» стали невозможны, и Никита смог немного перевести дух. Но потом рыжий Chevrolet Aveo снова вырвался на простор, и стрелка тахометра опять перестала опускаться ниже 5000 об/мин. На Профсоюзной Ваня сказал, что как раз виден его дом, и он лучше выйдет и пойдет домой. Не сложилось. Боровское, Сколковское, и вот оно, Можайское. Перестроений 336, торможений 109, из них 11 жестких, до блокировки колес. Пар валил и с тормозов, и с Никиты.

Черная Аveo спокойно перебралась в левый ряд (4 перестроения), и через 20 км расслабленного состояния послышался спокойный Танин голос: «Одно торможение, два перестроения». Это «Дамки» объехали ползущую в левом ряду машину дорожной службы, моющую отбойник. Через 30 км маневр повторили по той же причине, еще несколько торможений случились при подъезде к пробке в районе Волгоградки, и 4 перестроения были произведены для объезда двух тихоходов, за которыми в левом ряду просто надоедало тащиться. Увидев, что над МКАД по железнодорожному мосту идет поезд, блондинки радостно похлопали в ладоши: примета такая, если проехать под идущим по мосту поездом и при этом похлопать – будет вам счастье. Так, слушая Relax FM и обсуждая последние тенденции в мире моды, подкатили к Можайке. О, парни уже здесь! Съехали вправо (4 перестроения) и остановились. Ошалевший Никита показывает на пальцах цифру 7. «Дамки» ехали всего на семь минут дольше. А когда Ваня увидел запись дамских ходов, они с Никитой нервно рассмеялись: 16 перестроений и 11 торможений.

Расход топлива

Мы не можем указать его в литрах, поскольку Chevrolet Aveo средний расход топлива сразу заботливо пересчитывает в расстояние, которое осталось проехать до заправки. Обычным водителям так удобнее, а нам пришлось посоображать. У «Шашек» на старте до заправки оставался 271 км, на финише 193. У «Дамок» соответственно 422 и 425. Как может быть, чтобы через 110 км запас хода лишь увеличился? Запросто: компьютер считает средний расход. Вначале мы ехали по городским пробкам и сжигали много бензина. Затем выехали за город, расход упал едва ли не вдвое, и компьютер, учитывая это, посчитал, что на том же топливе можно покрыть большее расстояние. Так и получилось у «Дамок».

А у «Шашек», судя по показаниям компьютера, расход топлива остался на уровне городского, то есть был выше почти вдвое. Вот и считайте.

Выводы

В ходе эксперимента, скажем честно, мы нарушали скоростной режим, но исключительно в научных целях, а потому призываем других водителей правила не нарушать. Просто у нас такая работа: иногда приходится что-то испытывать на себе. 110 км – это больше, чем средний водитель проезжает за день. Таким образом, за день на «шашках» можно сэкономить минут пять. На другой чаше весов вдвое больший расход топлива, вдесятеро больший износ тормозов, в 20 раз больше риска при перестроениях (помните про подставы?), наконец, огромная вероятность вместо «шашек» сыграть в «Чапаева», когда пущенная неумелой рукой «шашка» сносит с «доски» несколько других. Зачастую с человеческими жертвами.

Когда после эксперимента мы заехали в кафе поделиться впечатлениями, Никита не участвовал в обсуждении. Он сидел перед чашкой кофе и обессиленно смотрел в одну точку. Сэкономив семь минут, он потерял целый день (смотрите его комментарий). Если бы он так ездил на работу, приезжая на пять минут раньше других, а затем тупо смотрел целый день в компьютер, я бы задумался, нужен ли компании такой сотрудник.

Татьяна Елисеева:

– Поначалу я даже удивилась, что ребята смогли опередить нас аж на семь минут. Но, увидев выжатого как лимон Никиту,

поняла, чего им это стоило. Они отдали на этом круге все, мы же просто расслабленно плыли по течению. В нашем

режиме можно проехать хоть десять таких кругов, если не надоест. И еще: если бы не «автомат», можно было бы без всякого напряжения проехать круг не с одиннадцатью торможениями, а с одним, на финише. В остальных случаях достаточно было бы сбросить газ – машина с «механикой» гораздо эффективнее тормозит двигателем.

Никита Котровский:

– Выдохшийся, как слон, я приехал домой, хлопнул 150 граммов водки, еще раз вспомнил все, что было, залез под душ, постарался прийти в себя и оценить свою работу. Я ее сделал. Больше в тот день я уже ничего делать не мог.

Подпишитесь на «За рулем» в