И никаких гвоздей?
Больше века назад, когда появилась первая шипованная шина, достойной альтернативы ей на зимней дороге не существовало. Сегодня мягкие «липучки» - прямые конкуренты «шиповкам» (что подтверждают и результаты тестов ЗР), они присутствуют в гамме каждого известного производителя. Основное достоинство шипованных покрышек - лучшее сцепление на льду благодаря твердым коготкам. Недостатки тоже известны. В современных автомобилях гул шипов на фоне тихих двигателя и трансмиссии слышен особенно хорошо. Кроме того, при потере шипов заметно ухудшаются сцепные свойства, возникает дисбаланс. Да и масса таких шин, как правило, больше - выше нагрузки на подвеску. Не говоря уже об износе дорожного полотна - это для многих понятие абстрактное, вроде экологических норм.
Так стоит ли овчинка выделки? Точки над i призван расставить сравнительный тест в реальных условиях российских зимних дорог. Автомобили - «Шкода-Октавия», шины - Nokian HKPL5 (шипы) и Michelin X-Ice (без шипов). Маршрут Москва-Тольятти проложили по разным дорогам: от многополосных асфальтовых до проселков.
Пробег чуть не сорвала погода. Прошлая зима выдалась бесснежной, но за день до намеченного срока закружила долгожданная вьюга, да такая, что к утру намело сугробы, а асфальт МКАД и Ярославского шоссе скрылся под толстым слоем снежной каши. Противо-буксовочную систему на обеих машинах пришлось отключить - она не давала тронуться с места, придушивая двигатель. Зато с пробуксовкой и курсовая устойчивость, и разгон на обоих комплектах - без нареканий.
[caption id="attachment_204714" align="aligncenter" width="150" caption="В снегу по бампер обе «шкоды» движутся уверенно, сложен только момент троганья (с включенной противобуксовочной системой тронуться вообще невозможно). Выезжать обеим лучше задним ходом.
"]
[/caption]Из Ярославля в Нижний Новгород выехали пораньше - в планах значилась прогулка по целине (снега на полях было уже достаточно, 10-15 см). Глинистый разбитый проселок, схваченный двадцатиградусным морозом, превратился в стиральную доску с беспорядочными «каменными» колеями. Съезд в поле - на пределе проходимости «шкод». По ровному снегу и те, и другие шины гребли без затруднений, но вот на выезде пришлось помучиться. «Мишлен», отчаянно буксуя, взял подъем со второй попытки. «Нокиан» рыла шипами глубокие канавы в мерзлой глине, но без посторонней помощи выехать на дорогу не смогла.
Следующим испытанием стал слалом на ледяной дороге. Мы нашли пустынное широкое шоссе, ведущее к какой-то деревне (не иначе - однажды ее посетил глава обладминистрации, вот и построили «ав-тобан»). Перекрыв пятикилометровый участок дороги, по очереди проходили повороты, оценивая управляемость, разгон и торможение на льду и укатанном снегу. На провокацию - резкий доворот руля под сброс газа - оба автомобиля отвечали заносом, но восстановление качения у «Нокиан» происходило более резко, словно удар о бордюр. «Мишлен» на той же скорости реагировал мягче, предсказуемее. Наверное, поэтому многим кажется, что «шиповки» лучше держат дорогу - у них более резкий отклик. Впрочем, обе шины прощают почти все, кроме откровенного хулиганства, и разница в поведении минимальна. А вот в торможении у «Нокиан» заметное преимущество. Хотя удобство управления тормозами (если нет ABS) у обеих шин схоже.
Последний участок - узкие шоссе с неровным асфальтом, местами покрытые наледью (от Димитровграда до Тольятти вообще ехали по «стеклу»!). Здесь «липучки» не уступают «шиповкам» ни по курсовой устойчивости, ни по управляемости; правда, по шуму не сильно отыгрывают, хотя гул «Мишлена» скорее неприятен, чем громок.
Наш вывод: в большинстве реальных дорожных (и бездорожных) ситуаций современные нешипованные шины практически не уступают шипованным. Более того, последние порой провоцируют излишнюю самоуверенность, держа «до последнего», однако переход от качения к скольжению может быть более резким. Отметим лучшие тормоза «шипов», но не забудем, что главный залог безопасной езды - в голове. Осмелимся предположить, что в ближайшие годы в России «липучки» потеснят «шиповки», особенно в премиум-сегменте, где они, как показал наш пробег, действительно идут «ламель в ламель».