15 лет ESP: Стабилизируй это (ВИДЕО)
Вот и получается, что в прошлом году среди проданных в России новых автомобилей только 19% были оснащены электронными системами стабилизации. Основное преимущество ESP состоит в том, что она не позволяет машине сорваться в занос и перейти в неконтролируемое вращение. Для этого электроника снижает тягу на ведущих колесах, если причиной заноса становится пробуксовка, и подтормаживает отдельные колеса, создавая стабилизирующие импульсы. В итоге машина следует по заданной траектории, что называется, до последнего, и если уж не вписывается в поворот, то улетает с дороги прямо, а не боком. Что это дает? Во-первых, заметно уменьшает вероятность того, что из-за ошибки водителя автомобиль вылетит с дороги, в во-вторых, снижает тяжесть последствий в случае, если авария все же произошла. Ведь удар в этом случае происходит бампером, а не дверью, и передняя энергопоглощающая зона «растворяет» значительную часть энергии удара. При ударе же дверью в препятствие гасить удар практически нечему, и поэтому аварии, произошедшие из-за заноса автомобиля, отличаются очень тяжелыми последствиями.
Как управлять машинами с ESP?
В критических ситуациях нужно действовать как «чайник»: лупить изо всех сил одновременно по тормозу и сцеплению и поворачивать руль туда, куда вы хотите ехать. Электроника мгновенно распознает ваши намерения и сделает все, чтобы машина максимально снизила скорость и вписалась в нужную вам траекторию. Тем же, кто считает, что они круче электронного разума, сообщу, что мой коллега Дмитрий Соколов поставил на гоночной трассе Мячково эксперимент: он собрал несколько разных водителей, от начинающей девушки до чемпиона гонок FIA GT и победителя гонки звезд «За рулем» Алексея Васильева и предложил им проехать по трассе Мячково с включенной и отключенной ESP. Так вот, только Алексей Васильев смог проехать без ESP быстрее, чем с ней, и то лишь на пару десятых. Дмитрий, сам очень приличный гонщик, призер длинных гонок VLN на Нюрбургринге, смог показать одинаковое время с ESP и без нее, а все остальные водители при отключенной системе стабилизации либо показывали худшее время, делая ошибки по ходу заезда, либо вовсе вылетали с трассы. Это я к тому, что современные электронные системы стабилизации уже заметно превосходят возможности обычных водителей и практически сравнялись в «мастерстве» с пилотами международного уровня.
Как о нас заботятся?
Тогда почему же люди в России не покупают автомобили с ESP? Кроме недостаточной информированности, которую мы, журналисты, постепенно уменьшим, рассказывая о подобных системах в своих статьях, есть еще одна причина: двойные стандарты автопроизводителей. Любая автомобильная компания в своих пресс-релизах рассказывает о том, что один из главных приоритетов для нее – безопасность и забота о покупателе. Но когда начинаешь смотреть прайс-листы, обнаруживаешь, что у многих заказать отдельно АБС, систему стабилизации или, например, дополнительные подушки безопасности невозможно. Только в пакете с такими важными вещами, как, например, хромированные ободки приборов, ручки в цвет кузова и дополнительная лампочка в салоне. В итоге, если хотите себе, например, ESP, придется выложить не 10000 рублей (цена отдельной опции у некоторых производителей), а все 30000 за «пакет». Так что если видите подобные пакеты в прайс-листе, не верьте, что производитель о вас заботится. А правительству стоило бы задуматься о том, чтобы законодательно запретить автопроизводителям «предлагать» к оборудованию безопасности (АБС, подушкам, системам стабилизации и так далее) в нагрузку всякую мишуру, увеличивающую цену необходимой опции в несколько раз. Во многих странах в ближайшее время и вовсе ESP станет обязательной для всех машин сходящих с конвейера, как это когда-то произошло с ремнями безопасности.
ВИДЕО: 15 лет ESP