Авто с пробегом: Почти без фокусов
Причиной невероятного успеха в России Ford Focus первого поколения стала цена – небывало низкая для новой иномарки. Проделать такой финт фордовцам позволил запуск конвейера на российском заводе во Всеволожске. Ford Focus II продолжает купаться в волнах народной любви, хотя ценники в дилерских прайс-листах уже заметно подросли. Удержаться в бестселлерах помогает репутация беспроблемного автомобиля, наделенного к тому же отменной управляемостью.
Европейская премьера Ford Focus второго поколения состоялась в сентябре 2004 года, а уже летом 2005-го выпуск новинки освоили во Всеволожске.
В продаже есть также машины европейской сборки, в основном богатых комплектаций Ghia Special Edition и Titanium Special Edition. Покупатели могут выбирать из седана, универсала, 3- и 5-дверного хэтчбеков и заряженной версии Focus ST. После модернизации в 2008 году автомобиль усвоил стилистику «кинетического дизайна».
Двигатель
В богатой моторной линейке российских Focus II бензиновые агрегаты 1.4 (80 сил), 1.6 (100 и 115 л.с.), 1.8 (125 л.с.) и 2.0 (145 сил), а также турбодизель 1.8 (115 л.с.). Сердце горячего хэтчбека Focus ST – 2,5-литровый двигатель мощностью 225 л.с. Европейские экземпляры с турбодизелями объемом 1,6 л (90 и 109 л.с.) и 2 л (136 сил) погоды на вторичном рынке не делают.
В целом двигатели вполне надежны и неплохо приспособлены к российским реалиям. Наибольшей популярностью пользуется мотор 1.6 (мощностью 115 л.с.) – эластичный, с уверенной тягой с низов. Во многом это заслуга системы изменения фаз газораспределения Twin Independent Variable Camshaft, с коррекцией фаз на впуске и выпуске. Отвечают за работу системы гидравлические муфты распредвала VCT. Они же, к сожалению, после 50 тыс. км пробега могут стать источником серьезных неприятностей. Чаще всего «болеет» впускная муфта. Главным симптомом ее скорой кончины является характерное стрекотание в момент запуска двигателя. Кроме того, иногда начинает сбоить электронный блок управления системой изменения фаз.
Многие владельцы пытаются найти выход из положения, сократив межсервисный интервал обслуживания до 10 тыс. км. Тем самым действительно можно оттянуть выход узла из строя. Но если болезнь запущена, остается только замена муфты, для чего придется демонтировать газораспределительный механизм. Понятно, что починку лучше совместить с обновлением ремня ГРМ. Доверить процедуру лучше специализированному сервисному центру. Дело в том, что шкивы валов удерживаются за счет трения, без шпонок или штифтов, и для работы потребуются специальные приспособления.
Несомненное преимущество моторов 1.8 и 2.0 – цепной привод ГРМ, практически не требующий внимания, а также автомат натяжителя ремня вспомогательных агрегатов. Один из немногих грешков агрегата 1.8, на который указывают владельцы Ford Focus, – плавающие обороты холостого хода при движении в накат (на версиях с «механикой»). Причина – не очень удачная прошивка контроллера двигателя. Поинтересуйтесь у дилера – возможно, на вашей машине стоит не самая последняя версия управляющей программы, в таком случае сделайте ее апгрейд.
Спустя 50 тыс. км активной жизни бензиновые моторы Focus начинают подъедать масло. В большей степени этому подвержены модификации 1.4 и 1.6 (расход может достигать 0,5 л на каждые 10 тыс. км пробега), поменьше аппетит у 1.8 и 2.0. Так что за уровнем масла лучше приглядывать. Многие владельцы постгарантийных машин сокращают интервал его замены с 20 до 10 тыс. км – от греха подальше. Есть и другой повод не терять бдительности и регулярно инспектировать подкапотное пространство. А если быть точнее – проверять уровень жидкости в бачке усилителя руля. Не единичны случаи ее утечки после разрыва трубки высокого давления. Реже лопается шланг «обратки».
Порой выходят из строя датчики положения коленвала и холостого хода. В образовании лужиц масла под машиной обычно виноваты прохудившиеся сальники распределительного вала. Где-то на 80 тыс. км не лишне будет почистить узел дроссельной заслонки, а также заменить топливный фильтр. Ближе к 100 тыс. км, скорее всего, потребуют замены высоковольтные провода и бендикс стартера.
Хозяева Focus частенько жалуются на стремительное загрязнение моторного отсека из-за хилого уплотнителя капота, пыль также затягивает через отверстия в колесных арках.
Ходовая часть и кузов
Начнем с трансмиссии. Стандартно машина оснащается 5-ступенчатой механической коробкой передач, а горячая версия ST – 6-ступенчатой МКП. Первоначально автоматическая трансмиссия была доступна только с 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью 100 л.с., позже дилеры стали предлагать более резвую 2-литровую модификацию с АКП.
В целом и «механика», и АКП вполне надежны и долговечны. Однако, как говорится, у каждого есть свои пунктики. В механической трансмиссии со временем начинает капризничать задняя передача – жалобы на затрудненное включение со второго, а то и c третьего раза не редкость. На техстанциях порой сталкиваются с необходимостью замены сальника штока выбора передач и пружины сцепления при «детском» пробеге порядка 70 тыс. км.
«Автомат» способен преподнести куда более неприятные сюрпризы. Так, отмечены случаи выхода из строя электронного модуля управления АКП. Симптомы ни с чем не перепутаешь: глухой трансмиссионный стук с последующим переходом коробки в аварийный режим работы. Но все же эта хворь скорее исключение из общего правила. Жидкость в АКП залита на весь срок службы агрегата, однако специалисты профильных техцентров советуют проводить замену «трансмиссионки» хотя бы раз в 100 тыс. км.
Притчей во языцех среди владельцев Focus II стал стук рулевой рейки. У некоторых «счастливчиков» из числа первых хозяев он появлялся чуть ли не с момента покупки авто... К сожалению, производитель не считает стук основанием для гарантийной замены дорогостоящей детали. Впрочем, находятся Кулибины, способные самостоятельно решить проблему, подтянув рейку. Но вряд ли за эту процедуру возьмутся в официальном сервисном центре.
Пробег 60–80 тыс. км может стать фатальным для стоек стабилизатора, ступичных и опорных подшипников. Еще спустя 20–25 тыс. км придется заменить амортизаторы и рычаги задней подвески. Впрочем, это уже относится не столько к болячкам авто, сколько к естественному износу деталей. А значит, во многом зависит от манеры вождения и условий эксплуатации.
Из кузовных проблем отметим частые случаи выхода из строя замка багажника – он запросто может не открыться с кнопки ключа. Причина, как правило, в дефектах проводки. А вот проблемы с замком капота чисто механического свойства. Дело в том, что замок после грязевых ванн нуждается в чистке. Упорные стойки багажника редко переживают более двухтрех зим, не выдержав атаки коррозии. В целом же по шкале «цена-качество» подержанный Focus II – одно из лучших предложений в гольф-сегменте.
Немецкая инспекция
Согласно данным немецкой службы технического контроля TUV, которая проводит ежегодный техосмотр машин в Германии, серьезные неисправности были выявлены у 3,7 процентов трехлетних Ford Focus. Это позволило занять автомобилю 24-е место в рейтинге надежности из 125 возможных.
Показатели пятилетних машин несколько хуже – они на 49-й строчке (отбраковка 8,8 процентов). Причем во всех комбинациях Focus II превзошел своего предшественника первого поколения.
На мой взгляд...
Олег Гетманенко, редактор:
– Ford Focus – один из самых удачных вариантов на вторичном рынке по соотношению цена-качество. В его активе отменные ходовые качества, щадящие расценки на обслуживание (если, конечно, не заезжать на дилерские станции), большой межсервисный интервал.