Экипировка эндуриста
За советами мы обратились к мастеру спорта, чемпиону России по эндуро Алексею Коломыцыну.
Экипировка эндуриста, по большому счету, не отличается от кроссовой: шлем, очки, мотоботы, штаны, куртка, перчатки, мотомайка, защита шеи, защита грудной клетки, компрессионный пояс, наколенники, налокотники, ну и нижнее белье. Экип должен обеспечивать максимум подвижности, однако при этом защищать не только от ветра или непогоды, но и от сильных ударов – во время гонки велика вероятность падения или контакта с мотоциклом соперника, попадания в пилота грунта или даже камней из-под колес мотоциклов. Ассортимент моделей экипировки, предлагаемый фирмами-производителями, настолько разнообразен, что всегда сможешь подобрать то, что тебе лучше всего подходит. Только не ленись, при подборе обязательно все примеряй. Особенно это относится к защите, эффективность которой напрямую зависит от плотности прилегания к телу, и в то же время защита не должна стеснять движения пилота. Размер имеет значение!
«ЧЕРЕПАШКА» ИЛИ «ПАНЦИРЬ»? Это на усмотрение гонщика. Защита верхней части тела – важная часть экипировки. «Панцирь» (защита для кроссменов) обычно выпускается только двух размеров – для детей и для взрослых. К нему дополнительно придется покупать налокотники. «Панцирь» надежно защищает грудную клетку, плечи, ключицы, он подходит всем и не доставляет неудобств. «Черепашка» идет по размерам и сразу с налокотниками. По сути, это сетчатая рубашка со всеми пришитыми к ней элементами защиты. Как минимум, «черепашка» обеспечивает защиту: ключиц, плеч, предплечий, локтей, ребер, лопаток и позвоночника. Здесь без примерки никак не обойтись. Под «черепашку» следует поддевать термобелье. Я предпочитаю «черепашку». В момент падения плотно прилегающий сетчатый каркас не позволяет съехать пластиковой защите. Особенно это касается «локтей» и «плеч». К «черепашке» нужно привыкнуть, но потом ты вряд ли поменяешь ее на что-то другое. Надевать «черепашку» лучше под кроссовую майку – будет проще очищать от грязи, да и симпатичнее так. Особое внимание при выборе – фиксации защиты локтей и плеч. Слишком эластичная сетка без ремешков может не удержать щитки, при первом касании асфальта или земли они сползут и дальше свои функции выполнять перестанут. Надежнее, когда «плечи» и «локти» соединены регулируемыми ремешками. Чтобы «локти» не сползали вниз по руке, суставы должны входить в чашки. Для защиты от «задира вверх» служит либо застежка-напульсник, либо петелька на большой палец – при слабой сетке даже затянутые ремни могут не удержать щиток. То же относится к фиксации сетки с грудными щитками поясным ремнем – она не должна задираться. «Панцирь» и «черепашка» отлично сочетаются только с «мягкими» защитами шеи.
«БРОНЕТРУСЫ» (ЗАЩИТНЫЕ ШОРТЫ) нужны для защиты бедер и копчика, поскольку в некоторых штанах такой защиты нет. Главные критерии – удобство и хорошая вентиляция, особенно для эндуро, где нередки многочасовые переходы.
КОМПРЕССИОННЫЙ ПОЯС нужен не только для поддержания спины, но и чтобы не растрясло внутренние органы во время активной езды. В основном продаются модели «черепашек» с уже встроенным широким поясом. Однако многие гонщики все равно предпочитают надевать компрессионный пояс под «черепашку».
НАКОЛЕННИКИ. Первый вариант – обычные пластиковые. Ассортимент велик. Главное, чтобы крепились не только на голени, а еще и на бедре. Иначе будут проворачиваться, смещаться на ноге и совершенно не работать. Лучше всего наколенники использовать в сочетании с высокими (выше колена) термоносками. При покупке наколенников мерить их следует в мотоботах и в штанах. Сделайте несколько неглубоких приседаний, при этом наколенники не должны сместиться. Второй вариант – «суставы». Наколенники этой конструкции более эффективно защищают от травм. «Суставы» ограничивают до безопасного предела сгибание-разгибание в колене, уменьшают нагрузку на связки коленного сустава при ротации (перекручивание) голени, а жесткий шарнирный каркас защищает не только от прямых, но и от боковых ударов. Ноги у всех разной кривизны, и поэтому на наколенниках есть регулировки. Некоторые модели можно заказать конкретно под свои анатомические параметры. Исходя из своего опыта, могу сказать, что, впервые надев «суставы», испытывал жуткий дискомфорт в течение нескольких тренировок, но потом привык.
НАЛОКОТНИКИ придется докупать к «панцирю». Они должны облегать локтевые суставы плотно, не проворачиваться и не сползать. Лучше, чтобы крепились с двух сторон – выше и ниже сустава. Встречаются варианты налокотников, когда защитный пластик пришит к эластичной матерчатой трубе и надевается на руку как чулок (тот же принцип в «черепашке»). Должно быть плотное прилегание, но не сдавливание – это очень важно, так как мышцы предплечий во время езды работают очень активно и увеличиваются в размерах. Лучше выбирать налокотник со сплошной защитой кости, чем с несколькими маленькими щитками, между которыми есть зазоры. Но главное требование остается прежним – надежная фиксация и удобство.
ШЛЕМ – самая главная часть экипировки. Нужен внедорожный (кроссовый), с монолитной «бородой» и козырьком, для использования с кроссовыми очками. При выборе следует отдать предпочтение не внешним качествам, а в первую очередь своим ощущениям. На голове шлем должен сидеть плотно, голова внутри шлема не должна вертеться ни в каких плоскостях, но в то же время шлем не должен давить. Старайтесь примерить как можно больше шлемов, причем от разных производителей. Для окончательной проверки нужно резко потрясти головой (естественно, с надетым на нее шлемом и в подшлемнике) вверх-вниз, вправо-влево. Если «шапка» не съехала на глаза, то это то, что нужно. Важно, чтобы у шлема была лобовая вентиляция, а внутренняя обивка должна быть съемной и моющейся. Мерить шлем лучше всего с очками (и, возможно, с «наносником») – о них ниже. Возможно, это несколько спорное утверждение, но все же просматривается закономерность: чем шлем дороже, тем он лучше – меньше весит, комфортнее сидит на голове, с хорошей вентиляцией и звукоизоляцией, с приличной обзорностью и, самое главное, лучше «держит удар» (об этом говорят тесты).
ОЧКИ (КРОССОВЫЕ) бывают с обычными фильтрами, с фильтрами для «отрывников» и с системой перемотки. К очкам всегда можно докупать и менять фильтры. Новичкам рекомендую очки с прозрачным фильтром. Важно, чтобы они плотно прилегали к лицу, особенно в районе переносицы. Мерить следует только в шлеме. Выбирайте очки с хорошей обзорностью по бокам – периферийное зрение дает возможность лучше контролировать ситуацию вокруг.
ПЕРЧАТКИ для летнего сезона лучше всего из текстиля снаружи и кожаные со стороны ладоней. Защита с внешней стороны не столь принципиальна, но все же желательно, чтобы резиновые защитные вставочки присутствовали (они гасят удары веток, грунта и камней). На внутренней части под пальцами и ладонью должно быть легкое резиновое покрытие, тогда в мокрую погоду руки будут меньше соскальзывать с рукояток руля (до первого падения в грязь). При примерке обязательно застегните стягивающие ремешки, сожмите руку в кулак – сильно тянуть на косточках не должно, усилие сгиба должно быть минимальным. Выбирая размер, учтите, что кисти рук во время многочасовой гонки (да и просто езды) несколько распухают.
ЗАЩИТА ШЕИ стала использоваться спортсменами сравнительно недавно, но уже зарекомендовала себя как крайне полезный элемент экипа. Моделей «ошейников» достаточно много. Примерять их надо в экипировке – в шлеме и «черепашке» («панцире»). Рекомендую использовать эту универсальную защиту, особенно в тех случаях, когда скорости возрастают и падения становятся более жесткими.
ТЕРМОНОСКИ нужнее всего для эндуро. Они доходят до колена, а иногда и выше. Голеностопу с мягким и плотным термоноском комфортнее. Повторюсь, так как это важно: любые наколенники лучше сидят на ноге в сочетании с термоносками.
МОТОБОТЫ (КРОССОВЫЕ) должны иметь крепкие, регулируемые крепления, плотно облегать ногу и не жать. Они практически не разнашиваются, и если хоть немного сдавливают пальцы, стоит взять на размер больше. Обычно правильный размер мотобот - следующий после твоего родного. Напомню: мерить на термоноски.
ШТАНЫ (КРОССОВЫЕ) бывают двух типов – те, которые заправляют в мотоботы, и – поверх мотобот. Кроссмены в основном предпочитают первый вариант, а многие эндуристы выбирают второй (штанины закрывают мотоботы и в них меньше попадает грязи). Обычно кроссовые штаны имеют все необходимые опции и регулировки по поясу. В районе соприкосновения колен с мотоциклом лучше всего кожаные вставки – в этом месте штаны быстро стираются (периодически приходится держаться ногами за мотоцикл). Да и горячий глушитель может прожечь штаны. С точки зрения безопасности – это не такой важный фактор, так как ноги надежно защищены наколенниками и мотоботами в месте касания трубы. То есть ожог ты вряд ли получишь, но штаны жалко. Мерить их надо на наколенники, так как ширина штанин бывает такая, что в них просто можно не влезть.
КУРТКА (ДЛЯ ЭНДУРО) используется не только в прохладную погоду, она необходима и при сильной жаре. Например, в африканских гонках по пустыне куртка защищает организм от палящего солнца и обезвоживания, не позволяет выдувать влагу ветром, а при падениях достаточно плотный материал увеличивает шансы избежать травм. В куртках эндуро, кроме вставляющихся элементов защиты, предусмотрены карманы, вентиляция, утеплительная подстежка. Если «черепашка» уже есть, защита в куртке не нужна. Можно подобрать вариант с отстегивающимся воротником для использования защиты шеи. Мерить куртку следует только в полной защитной экипировке, поверх которой надета и майка.
Благодарим за помощь в организации съемки салон «Байк-Ленд» и модель Алену Беллис.