Lada 2105, Daewoo Nexia, Nissan Almera Classic, Volkswagen Polo Sedan: четыре ступени к совершенству

Lada, Nexia и Almera были в свое время весьма популярны, да и сейчас российские дилеры успешно их продают. А вместе с новичком Polo они представляют конструкторские школы последних четырех десятилетий. Интересно проследить шаги технического прогресса, отразившиеся в этих моделях.
Daewoo Nexia, Lada 2105, Nissan Almera Classic, Volkswagen Polo Sedan

Чтобы почувствовать возраст, не обязательно смотреть в зеркало – оно, кстати, порой лукавит. Найдите в каталоге модели, которые начали выпускать в год, когда вы родились, пошли в школу, поступили в институт... Не желаете освежить воспоминания?

Совсем не на пятерку

«Не крути руль на месте, маятник загубишь!» – командовал мне инструктор по вождению почти двадцать лет назад. И он был прав. Помню, червячный рулевой механизм прогрыз в моем студенческом кошельке изрядную брешь, когда потребовал замены. Чего только я не поменял в своей первой машине, выпущенной в 1983-м!

И вот снова я в знакомом салоне вдыхаю забытый, но такой родной запах «жигулей». Левая рука привычно находит замок зажигания, правая качает рычаг, проверяя «нейтраль»… Первая любовь. Ее не забывают. Тем более, что за прошедшие годы она почти не изменилась. Ну разве что больше не нужно шаманить с воздушной заслонкой карбюратора холодным утром, да и коробка давно уже обрела пятую передачу. Зато посадка все та же, «неандертальская» – колени у подбородка, руки вытянуты. Поехали?

Любой сколько-нибудь серьезный маневр на «пятерке» приводит к пугающим кренам.

Начинаю качать бицепсы – в один заход из забитого переулка не выбраться. Столичный поток принимает «пятерку» с опаской. Но пускает: мол, связываться себе дороже. На Садовом стараюсь держать скорость попутчиков, но со светофоров уезжаю последним под натужный вой мотора, успевая переключиться на четвертую там, где многие обходятся двумя. Удивляет другое: при нажатии на газ по-прежнему ощущается неравномерность ускорения и небольшие рывки, хотя карбюратор давно покинул подкапотное пространство «Лады».

С торможением дела обстоят ужасно. Дистанцию держу солидную – это только в кино авария перерастает в знакомство с очаровательной блондинкой. Субъективные ощущения от тормозов подтверждаются замерами на полигоне: 58,2 м со скорости 100 км/ч! Сие означает, что современный автомобиль остановится метров на пятнадцать (или на три с половиной корпуса «пятерки») раньше!

«Кирзовые» обивки дверей, ломкие ручки. Электроприводы стекол для столь дешевой машины – непозволительная роскошь.

Неужели все так плохо? Вовсе нет. Например, недурна плавность хода. «Лежачих полицейских» и ямы можно почти не замечать. Нравится обзорность. Ни тебе широченных стоек, ни массивных подголовников. Зеркала маловаты и регулируются вручную, но не беда - дотягиваюсь до пассажирского без проблем.

А как приятно тянуть за античную подрулевую палочку поворотника! До чего милы приборы, столь же бескомпромиссно-аналоговые, как бабушкины часы с кукушкой. Ползунки управления печкой двигаешь с усилием: управление климатом – целый процесс. Щелк - и важно загудел вентилятор.

Поедем в день сегодняшний? Первая любовь, какой бы сильной она ни была, как правило, проходит. Чувствую себя беззащитным за этими тонкими дверьми, перед узкой передней панелью. Но в 1980-м, когда первая «пятерка» выехала за ворота самого современного автомобильного завода СССР, вообще все было иначе. К примеру, диковинными даже для Москвы лакомствами считались кока-кола и финская салями. Скажи об этом сегодняшнему поколению – не поймут.

Донц-Донц...

Вот что писал о Nexia наш журнал в 1999-м: «Обновление модели – умное, просчитанное до тонкостей решение узбекского автопроизводителя! Современные модели Daewoo Leganza, Nubira и Lanos слишком дороги для перенесшего удар кризисом российского (и не только) потребителя. А тут – компромисс». Наша новость обогнала время: в нынешнем виде машина появилась лишь в 2003-м. «Задние комбинированные лампы приобрели вид хрустального типа с прозрачной облицовкой освещения заднего хода и сигнала поворота», – это уже заводской пресс-релиз Uz-Daewoo (стилистика оригинала сохранена), посвященный модернизированной Nexia. Фонари, конечно, мелочь. Главное, что Nexia по сравнению с «пятеркой» предоставляет тот минимум благ, без которых дорога бывает в тягость. Кондиционер, гидроусилитель, электростеклоподъемники… Новый уровень?

С годами ездовые повадки «Нексии», увы, становятся хуже. Вероятно, недостаточна жесткость кузова.

Протиснуться между сиденьем и рулем (регулировки по высоте нет) непросто. Чтобы закрыть дверь, кисть придется выворачивать. Похожее движение надо проделывать, чтобы дотянуться до кнопок стеклоподъемников. В ногах путаница – педали заметно смещены вправо. Сели? Тогда поговорим о технике-эстетике.

Конечно, цифровой одометр (на «пятерках» последних лет выпуска нет даже суточного счетчика!) штука хорошая. Но его белесый ореол забивает остальные приборы. «Музыка»? Вроде бы современная, читает MP3. Но звук такой, что хочется сделать потише. Обогрев заднего стекла работает, как советские глушилки вражьих голосов: нажал кнопку – и получил шипение и хрип в эфире.

Инструментарий «Нексии» без изысков, зато есть тахометр!

А вот 16-клапанный мотор с двумя верхними распределительными валами (DOHC) неплох. «Донц» уверенно везет в диапазоне 2000–4000 об/мин и даже бодрится на верхах, до 5500 об/мин. И никаких свойственных «пятерке» рывков. Коробка за долгие годы конвейерной жизни растеряла немецкую точность в выборе передач, но, к счастью, не до конца. Тормоза (после «ладовских») приличные, но ABS опять же не предусмотрена.

Nexia способна ехать гораздо шустрее, чем Lada. Но переставка на ней оказывается сложнее, чем на «пятерке»! Рулю в околонулевой зоне не хватает обратной связи, машина не желает держать траекторию. В поворотах Daewoo клонит, как подвыпившего гражданина на ветру.

Философия Nexia, в общем, ясна. Автомобиль с огромным багажником и относительным комфортом для неамбициозных водителей, которым нет дела до средств активной (ABS) и пассивной безопасности. С этой ролью машина справляется, а потому, видимо, останется на рынке «до дней последних донца». Сколько ей? Впервые модель появилась в России в 1996 году. Недавно? Как сказать, примерно тогда же мы начали знакомиться с интернетом, который сумел за прошедшее время основательно изменить мир. А Nexia какой была, такой и осталась.

Жить и помнить

По сроку жизни ниссановской «классике» далеко до «классики» от Lada, зато эту машину отлично знают во многих странах. В ее родословной и именах нетрудно запутаться. В прошлой жизни она носила фамилию Samsung, до этого - опять-таки Nissan. Сегодня, помимо России и Украины, продается в Центральной и Южной Америке как Almera, на Ближнем Востоке как Sunny. А в Колумбии и Мексике ее покупают под маркой Renault Scala. Чем же она привлекательна?

«Ниссан» – наиболее жесткий автомобиль в нашей компании. Тем не менее в дальней дороге машина не утомляет.

После мучений с Lada и Daewoo наконец-то попадаю в автомобиль, к которому не нужно приспосабливаться! Не надо бесконечно елозить, тщетно стараясь подогнать сиденье под себя. Двумя крутилками выставляю оптимальный угол наклона подушки, одним движением отклоняю спинку. И руль здесь не стремится к потолку и не лежит на коленях, к тому же регулируется по высоте. Педали именно там, куда просятся ботинки. Перед глазами удачно скомпонованный приборный щиток, под рукой – приятно и точно щелкающие кругляши климата. Предусмотрено даже крепление детского сиденья ISOFIX и пара подушек безопасности.

Отделочные материалы «Ниссана» дешевы, но к качеству сборки не придерешься.

И едет Almera современно. Двигатель разработки начала 2000-х уже с бесступенчатой регулировкой фаз впуска CVTC. Потому расход топлива и эластичность неплохи. Секундный проигрыш в наборе скорости «немцу» и «узбеку» окупается комфортом автоматической трансмиссии. Четырехступенчатый автомат не очень расторопен, зато не мечется между передачами. Переключения почти незаметны, особенно если ехать вполпедали. С торможением, в том числе в критических режимах, не возникает проблем – есть мягко работающая ABS. На скользком асфальте машину немного уводит с прямой, но все равно уверенность замедления у нее не в пример представителям Lada и Daewoo.

Подвеска откровенно жесткая, транслирует на кузов весь дорожный «мусор». На этом фоне немного удивили крены (правда, не столь глубокие, как у Lada и Daewoo). Nissan, страдающий недостаточной поворачиваемостью, загоняешь в поворот насильно. Легкий руль приходится отклонять на большие углы. В общем, появившееся было желание ехать активно быстро пропало.

И все-таки Almera Classic оставила приятное впечатление: она по-прежнему воспринимается современной. Помните пилотные серии «Звезд на льду»? А программу «Материнский капитал»? Вполне возможно, что да. Этот Nissan появился у нас как раз вместе с первыми выпусками этих программ в 2006 году. Не так давно, чтобы события того года окончательно выветрились из памяти.

Наша эра

В Polo ощущения от дороги совсем другие. После предыдущих машин словно летишь, особенно по хорошему асфальту.

Несмотря на довольно высокий центр тяжести, в ездовых дисциплинах «Поло» кладет соперников на лопатки.

Усилитель руля электрический с переменной производительностью, подачей топлива заведует компьютер, а его «коллега» спроектировал удобный интерьер. Да, некоторые многозначительно стучат по передней панели – эхо, дескать. Но позвольте, никто не обещал за умеренные по современным меркам деньги шикарную машину. Практичную – да!

Здесь удобно и водителю, и пассажирам. Сиденье регулируется по высоте, руль – в двух плоскостях. Сзади для двоих раздолье, но троим плечистым места впритык: обычная ситуация для «переростков», выращенных из компактных машин посредством удлинения базы. Cпинка заднего сиденья – несимметричная разрезная. Литраж багажника больше только у Nexia, но по части формы и трансформации Polo впереди всех. И конечно, одна из основных составляющих неутомительной езды – тишина. Шум мотора не угнетает даже при интенсивном разгоне, на разрешенных правилами скоростях не слышен и ветер.

Максимум информации на минимуме площади – в духе современных тенденций.

Тандем двигатель-коробка работает слаженно. Надо только привыкнуть к длинноходной педали сцепления – и щелкай себе передачи точным рычагом. На высокой скорости машина абсолютно ручная: малейшее отклонение баранки, и Polo смещается в нужную сторону под приятный рост усилия на руле. Он, конечно, не спортсмен – российская машина приподнята над дорогой в сравнении с европейским хэтчбеком. Но уверенность и контроль над скоростью обеспечены в полной мере.

Чем запомнится 2010-й? Например, тем, что хэтчбек Polo, из которого и сделан российский седан, стал победителем европейского конкурса Car Of The Year. Еще не сделанные калужские седаны уже раскуплены до конца года. Интересно, какими мы вспомним их лет через сорок?

Дополнение: если на дороге лось!

…тогда его придется объезжать! Сергей Воскресенский делится впечатлениями от переставки.

Lada 2105: скорость выполнения маневра 85,2 км/ч.

Поначалу становится страшно, стоит только перейти от штатных движений рулем к более-менее экстремальным. С привычного алгоритма рулежки сбиваешься из-за неудобной посадки, авто пугает огромными кренами и задумчивостью реакций. Словно сам на себя успеваю посмотреть со стороны: вот повернут руль, вот начали закручиваться кузов и подвески, вот, наконец, среагировал весь автомобиль. Но приспосабливаешься! И в конечном счете справляешься с задачей. Хотя все равно страшновато…

Daewoo Nexia: скорость выполнения маневра 87 км/ч.

Она – как конструктор: собрана из множества удачных деталей. По отдельности все неплохо, но вместе… Шины вроде бы держат, подвеска работает, а Nexia каждый раз едет по-новому, совершенно игнорируя желания водителя. Возможно, у нее не в порядке углы установки колес. Так или иначе, в аварийной ситуации эта машина ведет себя гораздо менее предсказуемо, чем ожидаешь.

Nissan Almera Classic: скорость выполнения маневра 95 км/ч.

Автомобиль понятен и прогнозируем. Никаких сюрпризов типа резких заносов. Необходимо привыкнуть лишь к большим углам поворота руля. В остальном все просто: очень мягкие скольжения в переходных режимах и четкая грань. По достижении предела возможностей просто перестаешь попадать в размеченный коридор.

Volkswagen Polo Sedan»: скорость выполнения маневра 98,3 км/ч.

Резкие, точные реакции, минимальные запаздывания, четкое следование заданной траектории. Polo заводит, провоцирует на экстремальные действия. И, что самое главное, выполняет обещанное. На предельных скоростях есть склонность к заносу и колебаниям. Но даже в этом случае Polo сохраняет цепкость, позволяющую до тонкостей контролировать поведение машины. В общем, современный автомобиль – отлично настроенный и доведенный.

Подпишитесь на «За рулем» в