92-й бензин простили ради Жигулей
Работа над ошибками
Техрегламент «О требованиях к бензину» принят в 2008 году и определяет этапы перехода с национальных топливных стандартов на общеевропейские. Планировалось все изменять постепенно.
В конце 2008 года отказались от бензина стандарта Euro 2 в пользу Euro 3, а Euro 4 должен вступить в силу до конца 2012 года. В документе было оговорено, что «девяносто второй» останется в прошлом, и с конца 2011 года его нельзя будет производить.
Однако чиновники натолкнулись на резкую критику, прежде всего, со стороны сельскохозяйственных предприятий и нефтяников, после этого решили техрегламент смягчить. «Изначально от бензина АИ-92 отказывались по причине плавной гармонизации наших стандартов с Европой. Однако автопарк нашей страны отстает от европейского лет на 15, и об этом нельзя забывать», - поясняет президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.
Предприниматель убежден, что правительство лишь вовремя внесло корректировку в техрегламент, потому что ранее была допущена ошибка. По его словам, в значительной степени власти ориентировались на российских автомобилистов, большая часть которых ездит на отечественных машинах.«Если Жигули заправлять 95-м бензином, то со временем у некоторых автомобилей могут и клапаны прогореть», - уточняет Алексей Черносмолов, сотрудник автоклуба «Ангел».
По разным данным, количество транспорта, ориентированного в нашей стране на 92-й бензин, достигает 80-90%. Это зачастую строительная и сельскохозяйственная техника.
Экологи против
Не менее важным поводом для корректировки техрегламента стала неспособность российских нефтеперегонных заводов (НПЗ) увеличить производство 95-го бензина. Для строительства дополнительных мощностей понадобились бы серьезные инвестиции со стороны предпринимателей. По словам Аркуши, взгляды чиновников и нефтяников в данном случае совпали. «При условии, что все стандарты по производству 92-го бензина будут соблюдаться, это никак не повлияет на экологию страны», - заверил собеседник.
Экологи придерживаются другого взгляда на проблему. «Более высокое октановое число соответствует и более высокому классу экологичности, — рассказывает руководитель токсической программы Greenpeace в России Алексей Киселев. - Я так понимаю, что наш 92-й бензин достичь требуемого экологического класса ни по дымности, ни по токсичности не может».
Хорошему бензину не дали шанс
Впрочем, и 95-й бензин в России в плане экологии не соответствует европейским нормам, считают эксперты. «Перед НПЗ и не стоит такая задача — делать высокоэкологичный чистый бензин», - говорит Кирилл Кравченко, сотрудник центра «Независимой экспертизы». По его словам, в больших городах чаще всего нарекания возникают на дизельное и более дорогие сорта топлива - АИ-95 и АИ-98.
В регионах же, наоборот, чаще находят нарушения по производству 92-го бензина. Но даже, если от этого сорта бензина отказаться вовсе, на ресурс моторов современных иномарок это никак не повлияет. Специалисты сходятся во мнении, что независимо от класса качество российского горючего оставляет желать лучшего.
Ситуация с техрегламентом получилась типичная для России. Сначала чиновники из лучших побуждений решили бороться за качество бензина, а потом спохватились, что этой мерой загубят автопарк страны. Родные наши автозаводы такой расклад устраивает вполне, иначе бы им пришлось делать для россиян машины с более современными моторами и повышать стоимость продукции.