Пушечным ядром – в Калифорнию!
44 мотоцикла – выпуска 1915 года или старше – 10 сентября этого года выстроились на старт на песчаном пляже Кити Хок, том самом, где в 1903 году братья Орвилл и Уилбур Райт совершили свой первый полет. Им предстояло проехать 3294 мили (5300 км) от атлантического до тихоокеанского побережья США, чтобы через 16 дней финишировать в Лос-Анджелесе, там, где кончается легендарная Route 66.
Зеваки заключали пари: сколько мотоциклов доберется до финиша? Скептики утверждали, что ни одного, оптимисты оспаривали – целых шесть. Такие скупые прогнозы принимали в расчет возраст не только машин, но и самих водителей: почти все старше 50, некоторым за 70, а самому пожилому – 82! Что же, на полпути показалось, что зеваки правы: на трассе осталось лишь 20 аппаратов – остальные чинились на обочине.
Но вот позади восемь полных переборок моторов, дюжины залатанных шинных проколов, бесчисленные падения и одна серьезная авария – и 26 сентября в Лос-Анджелесе к обозначающему конец Route 66 столбу подъезжают не шесть, а целых 38 мотоциклов из 44. Прикиньте: несмотря на оборванные шатуны и прогоревшие клапаны, эти герои после ремонта на обочине вновь вскакивали в седла и проезжали за день около 330 км… на мотоциклах мощностью 5 л.с. Их не остановили горные дороги Аппалачей, ураганные грозы в Нью-Мексико и ошеломляющая жара в Аризоне. Нет, как хотите, а этот пробег достоин того, чтобы занести его в анналы истории!
А заварил всю эту кашу Лонни Айзем-младший, специалист по реставрации старинных мотоциклов. Его мастерская Jurrastic Racing расположена в Стержисе, Южная Дакота – в городе прославленного байкерского слета. Поначалу он просто хотел с несколькими своими приятелями проехать на антикварных мотоциклах через всю Америку, от одного побережья до другого. Но идея пронеслась по интернету, как снежный ком по зимнему полю, и вскоре заявки на участие в пробеге подали больше сотни энтузиастов! Тогда и возникла мысль придать пробегу некий дух соревновательности. Лонни даже исключил из заявочного листа мотоциклы, восстановленные в его мастерской – чтобы избежать обвинений в предвзятости.
Кстати, а откуда в названии пробега взялось «Пушечное ядро» (Cannonball)? Это прозвище знаменитого мотогонщика былых времен Эрвина Бейкера. Он установил 143 рекорда с 1910 по 30-е годы, среди них и такой: в 1914 году он на мотоцикле Indian проехал от одного побережья США до другого за 11 дней. Справедливости ради отметим, что он не был первым. Еще в 1903 году Джордж Уайман проехал на мотоцикле из Нью-Йорка в Сан-Франциско. Поскольку заправочных станций, сервисных мастерских да и приличных шоссе тогда еще не было, дорога заняла 50 дней: 38 дней в пути, остальное – на ремонты. Cannonball Run образца 2010 года должно было возродить дух этих пробегов – но не этих постоянных ремонтов (по крайней мере, на это надеялись организаторы).
При прокладке маршрута Лонни прибег к помощи Джона Классена, который уже 20 лет занимается организацией всяческих авто- и мотосоревнований. Вот как Классен прокомментировал свою задачу: «Наш маршрут по возможности пролегал в стороне от больших хайвеев. Мы закладывали по 12 часов езды каждый день, причем все участники должны были финишировать за час до заката. Естественно, мы заложили и запас времени на ремонт».
В процессе подготовки добрая половина участников поняла, во что она ввязалась, и благоразумно отозвала заявки. Так что на старт вышли не больше сотни, а «всего лишь» 44 мотоцикла – все выпущены до 1916 года. Львиную долю составляли американские машины – как экзотических ныне марок Flying Merkel, Henderson, Pope, Sears, так и более привычных Indian и Harley-Davidson. Их разбавили два британских байка: BSA и JAP. Всех участников разделили на три класса: первый – одноцилиндровые односкоростные мотоциклы, второй – двухцилиндровые односкоростные (не думайте, что машины этого класса более быстроходны: эти ранние V-твины здорово проигрывали в надежности одноцилиндровым аппаратам) и третий класс – мотоциклы с коробками передач, вне зависимости от числа цилиндров. Учтите, что кикстартеры на таких древних мотоциклах еще почти не применялись: их запускали либо с толкача, либо разгоняя педалями велосипедного типа. Очки начислялись за пройденные мили и снимались за потерянное на ремонты время. При равенстве очков учитывался и возраст машины.
Что и говорить, в соревнованиях такого рода победители – все! Ну, а если говорить о формальных результатах, то в первом классе победа была присуждена Катрине Бонер на JAP 1907 года, во втором – Бредфорду Уилмарту на Excelsior 1913 года (он же, с учетом набранных очков и возраста своего аппарата, стал победителем и в «абсолюте»), в третьем – Рику Макмакену на Harley-Davidson 1915 года.
А теперь предоставим слово самим участникам. Стив Хантзингер, один из известнейших мотоциклетных реставраторов в мире, ехал на Excelsior 1915 года: «Одним словом – замечательно! Это лучшие дни в моей жизни. Конечно, это была не гонка – скорее парад, но сколько же времени мы тратили ночами, чтобы днем вновь выехать на трассу. А какие дороги, какие пейзажи! Как нас приветствовали люди, сбегавшиеся посмотреть на такое зрелище! Когда мы стартовали на Кити Хок, я набрал песка с атлантического побережья и довез его до тихоокеанского. Горные дороги не стали для нас препятствием: куда хуже были грозы в Альбукерке и фуры дальнобойщиков на тех отрезках маршрута, когда нам все-таки приходилось выезжать на хайвеи. И все же, хотя скептики предрекали нам, что никто не доберется до финиша, десять из нас – и я в том числе – преодолели всю дистанцию без штрафных очков».
Кристина Соммер-Симмонз – одна из двух женщин-участниц пробега: «Это была настоящая командная игра! Мы все помогали друг другу – иначе вряд ли одолели бы всю трассу. Я назвала свой мотоцикл «Эффи» в честь Эффи Хотчкисс – первой женщины, проехавшей от побережья до побережья. Это было в 1915 году, и она ехала на Harley-Davidson J – таком же, как и у меня! Как и Эффи, я набрала воды в Атлантическом океане и потом вылила ее в Тихий. Перед стартом я немного нервничала: до этого я проехала всего 100 миль на старинном мотоцикле с ножным выжимом сцепления, но я быстро привыкла. Как и все, каждую ночь я возилась с моим аппаратом, приводя его в порядок. Это был замечательный праздник – путешествующий карнавал фанатов мотостарины! И совсем неважно, кто выиграл».
Майк Вилз – опытный спортсмен, испробовавший все: от трековых до шоссейных гонок. Частенько он шокировал зрителей, проносясь мимо них на своем 1000-кубовом Excelsior 1913 года со скоростью под 100 км/ч: «Мой байк прет в гору, как тягач! И лишь один раз подвел меня – на третий день подклинил мотор. Мне помогли ребята из мотоциклетного музея Wheels Through Time («Колеса сквозь время»): видели бы вы, как мы впятером одновременно крутили гайки! И таких замечательных парней я встретил немало…».
Да, уникальный получился пробег. Повторится ли он? Время покажет. Следите за новостями на сайте www.motorcyclecannonball.com.