Спецтест: спать пора!

Каждому из нас знакомо это ужасное, предательски-коварное чувство, когда в сон клонит так, что вот-вот голова рухнет на руль. И тогда беды точно не миновать. Ведь это дремотное состояние водителя и полная потеря им контроля над ситуацией - одна из причин ДТП с самыми тяжелыми последствиями.

Самая простая рекомендация – невыспавшийся водитель не должен садиться за руль, так же, как и выпивший. Жаль, что «снотестера» еще не придумали... А ведь тонус любого человека в течение суток несколько раз снижается по объективным, никак не зависящим от нас причинам. Так, если вы в послеобеденный час клюете носом за рабочим столом, то это вовсе не признак распущенности, а естественное состояние организма. Хотя в том, что начальник застанет вас мирно дремлющим на бумагах или клавиатуре, тоже ничего хорошего нет. Но и ничего фатального.

Какие еще варианты? Может, три чашки кофе? Энергетический напиток? Сигарета? Боже вас упаси! Одно вреднее другого! Лучше выйти на свежий воздух (разумеется, не в пробке и не ночью на шоссе) или хотя бы открыть четыре окна (только не в дождь-снегопад).

Остановиться и поспать!

Но главный рецепт один – остановиться в безопасном месте и подремать. Может, и опоздаете куда-нибудь, зато останетесь целы-невредимы. Правда, вот так запросто, по-быстрому уснуть, уронив голову на грудь или на подголовник, способен не каждый – человеку с более тонкой «нервной организацией» сделать это сложнее, чем «толстокожему». Да и поможет «получасовая» дрема только тогда, когда ехать остается немного. А в дальнем пути?

Хорошо дальнобойщикам – у них в кабинах удобные спальные места. Другое дело – обычная легковушка, где особо не развалишься. Так что вся надежда на инфраструктуру: сейчас вдоль большинства трасс расположилось немало уютных, относительно недорогих мотелей, где водитель и его спутники могут вполне комфортно переночевать. Получается, ночевка в салоне собственного автомобиля больше не актуальна? Отнюдь!

Ищем спальню

Мотели есть не везде. Страна-то «необъятная», и чем дальше от столицы, тем реже «оазисы».

ЗРЯ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО СПЯТ В МАШИНЕ ЛИШЬ НЕУДАЧНИКИ, КОТОРЫЕ НЕ СМОГЛИ НАСКРЕСТИ НА МОТЕЛЬ ИЛИ ЗАРАНЕЕ СПЛАНИРОВАТЬ СВОЙ МАРШРУТ

Бывает и так: признаки цивилизации встречаются каждые двадцать-тридцать километров, а потом вдруг - бац! И больше сотни «кэмэ» никого, лишь заправки мерцают в ночи. А спать тянет нестерпимо… Хоть спички между век вставляй, чтобы не сомкнулись.

Правда, придорожные гостиницы, как правило, невелики – десяток-другой номеров. И они могут быть попросту заняты. Надо было останавливаться раньше... Но ведь кто знал?

В планах было ехать и ехать, а посредине ночи глаза стали склеиваться. Особенно часто так происходит в осеннее-зимний период. По дождю-снегопаду и темноте средняя скорость серьезно падает, а время в пути, соответственно, увеличивается. Главные неприятности – в преддверии зимы, когда днем еще сыро, а с наступлением темноты подмораживает. Скользко так, что не то что ехать – идти невозможно! И тут только на парковку – ближайшую. От греха подальше.

А вообще вам часто приходилось останавливаться в придорожных мотелях (если таковые есть по пути и не заполнены)? Мне – да.

Была бы подушка...

Они бывают и вполне неплохие, более-менее чистые, отделанные сообразно вкусу хозяина, иногда довольно затейливо, да и кухня зачастую достойная. Не «Гранд Отель», конечно, но для сельской местности сойдет. Вот только в большинстве случаев здесь допоздна тусует «дальнобой»: дым коромыслом, шансон с матерком на всю громкость. А девушки отнюдь не «тяжелого» поведения и не самой привлекательной внешности подлавливают вас в кафе и стучатся в номер: «Мужчина-а, угастите даму спичка-ай». Словом, не всех подобное устроит. И это третья очевидная причина.

Есть еще одно "но"– финансы! Как говорил герой из незабвенного «Мимино», «Слушай, какой нормальный человек в Москву без денег поедет, ну сходили в ресторан, туда-сюда, деньги и кончились…»

Поэтому возражения, «мол, в дорогу надо собираться с запасом, и лишние 800–1000 рублей на ночлег у любого водителя всегда в кармане должны быть», принять как аргумент не можем. Мало ли что уже случилось в пути – пробили колесо, поломались, «поделились с инспектором», и т.д и т.п.

Остаемся в авто

АВТОМОБИЛЬ – НЕ САМОЕ ХУДШЕЕ МЕСТО ДЛЯ НОЧЛЕГА. ГЛАВНОЕ – ПРАВИЛЬНО ОБУСТРОИТЬ «ГНЕЗДО» И ВЫБРАТЬ МЕСТО ДЛЯ БЕЗОПАСНОЙ СТОЯНКИ

Если вы сегодня отдадите эти деньги за теплую постель, нет гарантии, что завтра именно их вам может не хватить на непредвиденные нужды. Да и народ у нас, в конце концов, не слишком богат, чтобы легко расставаться с лишней «штукой».

Я найду вам еще не одну и не две веских причины, по которым иногда приходится ночевать в автомобиле: с женой поругался, а друзей беспокоить не хочется; здоровье прихватило и надо передохнуть; встречаете кого-то в аэропорту, а рейс все задерживается… Продолжать можно до бесконечности.

Устраивайтесь поудобнее

Почти все легковые автомобили предполагают возможность отдыха и сна. Для этого передние кресла раскладываются до горизонтального или почти горизонтального положения.

Раньше, где-то до шестидесятых годов прошлого столетия, когда подголовников еще не было, а передние диваны были цельными и плоскими, спинка первого ряда опускалась заподлицо с пухлой подушкой второго, образуя отличную двуспальную кровать. Счастливые времена бэби-бума!

Теперь же профилированные передние кресла, славные своей сложной формой и выраженной боковой поддержкой, ложатся лишь поверх задних сидений. Вдобавок излом на стыке между подушкой и спинкой переднего ряда мешает вытянуться и расслабиться.

По росту же большинство моделей не ограничивает нас – ноги можно вытягивать свободно. Так что если вы ночуете в одиночку, лучше перебраться на правое кресло – чтобы руль и педали не мешали. А если в компании? Для этого можно использовать оба передних кресла, а еще одного члена экипажа можно отправить в багажник, сложив второй ряд сидений – особенно если автомобиль однообъемный, каковых теперь немало.

Да и у многих седанов второй ряд складывается. Но этому «третьему-нелишнему» пассажиру неплохо было бы изыскать какое-нибудь подобие матраса – пол жестковат!

Мы решили сопоставить по удобству ночлега в машине модели разных классов и, собрав пять различных машин, «поспали» в них. Что из этого получилось, можно видеть на фотографиях. И - спокойного вам отдыха!

Citroen C-Crosser

Он же Гога, он же Жора, он же Гоша. Простите, он же Peugeot 4007 и, что более важно и приятно, Mitsubishi Outlander XL. Качество материалов здесь вполне приличное – и кожа и пластик призваны порадовать седоков и «лежунов». А на хорошем «матрасе» и спится крепко.

Здешние кресла будто созданы для «выпадения в осадок» после утомительного пути – они отлично обхватывают тело и не давят ни на поясницу, ни на колени. Правда, они «навязывают» позу «на спине». На бочок здесь повернуться почти не получится – мешает выраженный профиль поясничного подпора. В багажнике же просторно, но жестковато на ровном пластике.

А вот по удобству «заползания» на заднее ложе у «француза» нет равных, ведь нижняя створка крышки откидывается до горизонтального положения, на ней и посидеть можно, скажем, чтобы обуться или чайку попить-на звезды посмотреть.

Citroen C-Crosser, комплектация Exclusive - 1 154 000 руб.

Подушки безопасности водителя и пассажира, передние боковые подушки безопасности, боковые шторки безопасности передние и задние, ABS, система стабилизации, круиз-контроль, противотуманные фары, омыватели фар, ксеноновые фары, датчики света и дождя, климат-контроль, задние датчики парковки, розетка на 12В в багажнике и в переднем центральном подлокотнике, кожаная отделка салона, легкосплавные диски 18”

В кресле «француза» отды- хающий чувствует себя как у дорогого стоматолога. Но без бор-машины
На жестком полу не расслабишься. Матрасик бы сюда. Хотя бы надувной!

Great Wall Cowry

Минивэн всегда остается минивэном (cо спальной точки зрения!). Даже если он носит гордое имя «Великая Стена». Китайцы все же научились более-менее прилежно копировать японскую продукцию прошлых поколений. И Сowry не исключение.

Большой внутренний объем, много «воздуха», далеко отодвигающиеся передние сиденья – это очевидные плюсы для размещения на ночлег. Да и в багажнике места полно – можно расположиться даже не в одиночку.

Но есть и замечания: относительно высокое минивэновское кресло мешает вытянуть ноги горизонтально – оно вынуждает держать колени полусогнутыми. А при «закладывании тела» в багажник появляется риск того, что «сидушки» третьего ряда, весьма ненадежно привязанные китайскими ремешками к стенкам кузова, рухнут на вас по принципу лезвия, изобретенного славным доктором Гильотэном. Да и отапливать большой салон придется постоянно, а доверия к уплотнителям дверей здесь немного.

Фронтальные подушки безопасности, ABS, противоугонная система, кожаная обивка сидений, климат-контроль, электростеклоподъемники в передних и задних дверях, центральный замок c ДУ, регулируемая по высоте рулевая колонка, люк с электроприводом, противотуманные фары, складываемое по частям заднее сиденье, электропривод и обогрев наружных зеркал, розетка 12V, мультимедийная система (CD/MP3/MP4/DVD/U USB/Bluetooth)

Низкое качество отделки досаждает спящему своим ароматом. Курящим легче
Тяжелые кресла третьего ряда хлипко держатся у стенок. Рухнут – прибьют!

Nissan Teana

Многие, наверное, не помнят (память-то девичья!), но лет десять назад на российском рынке креативщики представительства этой марки придумали для рекламы такой, чуть корявенький слоган: «Это не сон, это Ниссан». Прям сон в руку! Ведь именно легковой флагман Teana имеет то, чему могут позавидовать многие более именитые производители – правое переднее кресло с подпором для ног. Он оснащен сервоприводом и способен вознести ваши утомленные непосильными трудами икры почти на уровень c коленями. Это устройство почему-то забавно зовется оттоманкой – то ли в честь рухнувшей турецкой империи, то ли в честь создателя ДВС Отто…

С учетом статуса модели, предполагающего наличие персонального водителя, начинать «давить на массу» можно и во время движения. Роскошное ложе! Но для одного – левое кресло не «оттоманистое». А в багажник сюда полезет лишь ненормальный – спинка второго ряда неоткидная. Хотя если связать руки-ноги…

Nissan Teana, комплектация Premium - 1 317 000 руб.

Фронтальные подушки безопасности водителя и пассажира, боковые подушки безопасности водителя и пассажира, шторки безопасности для переднего и заднего ряда сидений, ABS, ESP, датчик света, электропривод регулировки и складывания зеркал, климат-контроль, система доступа Intelligent Key, пуск двигателя кнопкой, круиз-контроль, кожаный салон, цветной сенсорный дисплей, камера заднего вида, ксеноновые фары, 17’’ легкосплавные колесные диски, навигационная система, аудиосистема BOSE

Кресло Teana скроены по меркам бизнес-класса. Сны гарантированы отличные!
Знаменитая оттоманка больше помогает располагаться полулежа, чем полностью горизонтально

VW Polo

Вы говорите: «Один в Поло не воин»? Правильно – машина-то семейная, предполагающая не только городские поездки, но и дальние путешествия в большой компании.

Когда-то Polo считался В-классом. Сейчас это звучит издевкой – как же «все смешалось в доме Облонских»! В этот «В-класс» запросто залягут четверо вполне упитанных путешественников. На передних креслах на удивление просторно и уютно – устроимся сами и уснем быстро. На диван второго ряда уложим представителя подрастающего поколения, которому тоже посчастливилось «приобщиться к прекрасному» в лице «народного автомобиля». А в багажнике (при условии, что он свободен от вороха пакетов из любимого гипермаркета или от помидорной рассады) запросто можно уложить любимую тещу. Хотя если Polo был куплен при ее финансовом участии, вместо нее не грех расположиться и самому главе семьи, а бабушку - в салон. Не зря, не зря на эту модель выстраиваются полугодовые очереди. Или надо говорить «полOгодовые»?

Volkswagen Polo Sedan, комплектация Highline - 583 700 руб.

Фронтальные подушки безопасности водителя и пассажира, электростеклоподъемники спереди и сзади, ABS, регулировка сиденья водителя по высоте, регулировка рулевой колонки по высоте и вылету, центральный замок, иммобилайзер, электроподогрев передних сидений, наружные зеркала с электрорегулировкой и обогревом, 15-дюймовые легкосплавные колеса, шины 195/55, противотуманные фары, кондиционер, магнитола радио/CD/MP3, хромированная отделка элементов интерьера

Внутри больше, чем снаружи. Это как раз про Polo. Лежать здесь просторно!
Клаустрофобия не замучает в просторном «двуспальном» багажнике VW

Lada Kalina

Отечественная «ягодка» дозрела до размеров универсала. И, наверное, с учетом доступной цены это наиболее демократичное средство транспорта для дальних поездок по российской глубинке – ремонтопригодное и проходимое, компактное и вместительное.

Именно в Kalina многим соотечественникам придется перекемаривать в дальней дороге за отсутствием мотеля или денег на ночлег. Признаюсь, до «закладки тела» мы выражали немалый скепсис по поводу «сонного комфорта». Но! Испытание на себе полностью опровергло какое-либо недоверие!

Особенно понравилось в универсаловском багажнике – несмотря на зимние ночные съемки, ваш покорный подопытный слуга моментально задремал. Причиной то, что пол здесь неровный и на уровне сложенных сидений приподнимается, образуя естественное возвышение в зоне изголовья, а ворсистый ковер обивки довольно мягкий.

Lada Kalina универсал, комплектация Люкс - 344 000 руб.

ABS, подушки безопасности водителя и переднего пассажира, аудиоподготовка, велюровая обивка салона, задние подголовники, складываемое по частям заднее сиденье, климат-контроль, регулируемая по углу наклона рулевая колонка, электропривод и обогрев наружных зеркал, обогрев передних сидений, электростеклоподъемники спереди и сзади, бортовой компьютер, противотуманные фары, легкосплавные колесные диски 14’’, иммобилайзер, сигнализация с дистанционным управлением, центральный замок с ДУ

Чтобы разложить спинку пониже, все кресло приходится подвигать вперед
Неровный пол мешает размещению груза, но делает «гнездо» спящего уютнее

Где же спится слаще?

Результат теста стал неожиданным для нас самих. Как выяснилось, размер не всегда имеет решающее значение: все пятеро соискателей оказались вполне пригодны для полноценной ночевки, разница лишь в нюансах.

Больше всего замечаний к самому крупному из всех – Great Wall Cowry. «По-минивэновски» высоко расположенные кресла заставляют спящего сгибать ноги в коленях.

Lada Kalina не преподнесла каких-либо неожиданностей. Беда в том, что на компактном автомобиле в самом заднем положении кресел их спинки не раскладываются донизу, а ложатся поверх дивана второго ряда. И чтобы сделать «ложе» более пологим, приходится сокращать его длину.

VW Polo оказался весьма хорош для сна и просторен по длине. Лишь ограниченный габарит по ширине может помешать крупным людям залечь «параллельным курсом».

Nissan Teana с полным правом претендовал бы на лидерство. Его комфортные и для сидячего, и для лежачего положения кресла, и в особенности правое, «оттоманское», позволят шикарно выспаться двоим пассажирам. Но спинка заднего дивана не складывается.

И потому на первое место по совокупности достоинств выходит французско-японский кроссовер Citroen C-Crosser. Браво-браво! Здесь и уютно и просторно. Четверо взрослых ездоков сумеют без тесноты провести здесь ночь. Но – при наличие матрасиков для спящих сзади.

Будь начеку!

При ночлеге в машине возникает пара важных аспектов – тепло и безопасность.

В нашем холодном климате в большинстве случаев даже верхняя одежда, которая есть при себе, не позволяет чувствовать себя уютно в остывшем автомобиле. Ведь во сне, когда мышцы расслабляются, пульс становится реже, нам требуется больше тепла. А наружная температура ночью, естественно, падает.

Хорошо, если в запасе найдется теплый плед, еще лучше – спальный мешок, который предполагает нормальный ночлег без дополнительного подогрева салона даже при незначительных минусовых температурах.

А при значительных? А без мешка? И вот тут возникает вопрос – заводить ли двигатель? В прошлом все инструкции не рекомендовали это делать. А если заводить, то повернуть автомобиль выхлопной трубой по ветру – чтобы не угореть.

Сейчас все заметно изменилось. Катализаторы в выхлопных системах поглощают большую часть угарного газа, уплотнители дверей и багажника стали заметно качественнее, и шанс нанюхаться (пусть и не смертельно, но до головной боли) стал мизерным.

Но, повторюсь, это касается современных автомобилей. Если же ваше «железо» на ладан дышит и выпущено в прошлом веке, лучше все-таки сделать сантиметровые щели в паре окон – чтоб не навредить здоровью.

А вот в отношении безопасности криминальной советы очевидны: ночуйте там, где вы не в одиночестве - на заправках и у постов ДПС. Вероятность того, что туда пожалуют «лихие люди», почти нулевая. Но из-за этого «почти» не забудьте заблокировать изнутри центральный замок. А ключи, даже если двигатель выключен, оставьте в замке зажигания – так, на всякий пожарный. Чтобы быстро вскочить в седло и уехать от проблем – мало ли какие отрицательные персонажи вздумают стучаться к вам в окно. Береженого бог бережет!

И еще – не принимайте на сон грядущий «на грудь, для сугреву», даже если планируете спать всю ночь. Во-первых, можете не успеть до утра проветриться, а при нынешнем «сухом законе» рискуете спешиться на пару лет. Во-вторых, вдруг сон пройдет и вам приспичит ехать раньше?

Подпишитесь на «За рулем» в