Хроника: «Духу экстаза» 100 лет
Барон Монтегю посчитал, что радиатор в форме дорического портика будет уместно увенчать фигуркой наподобие статуи древнегреческой богини Ники. Барон был дружен с основателями компании Rolls-Royce и с радостью согласился, когда коммерческий директор фирмы Клод Джонсон попросил использовать образ для украшения всей серийной продукции.
Моделью для скульптора стала пассия барона – Элеонора Веласко Торнтон. Они встретились в 1902 году в Королевском автоклубе, где 22-летняя мисс Торнтон работала секретарем. Сэр Джон Скотт, 36-летний наследник обширного имения в Белью, будущий барон, слыл в Великобритании энтузиастом, как тогда говорили, «моторизма». Это он энергично лоббировал отмену «Закона о красном флаге», ограничивающего скорость самодвижущихся экипажей 3 км/ч в городах и 6 км/ч в провинции. Это он обучил основам вождения короля Эдварда VII. И, наконец, он выпускал первый иллюстрированный автомобильный журнал The Car Illustrated. Именно помогать делать журнал сэр Монтегю позвал приглянувшуюся девушку. Будущий барон был женат, имел дочь, потому вспыхнувшая страсть не могла получить публичного развития.
В этой связи существует вторая версия появления знаменитой статуэтки. Сначала скульптор Сайкс изваял фигурку девушки в развевающихся одеждах и с пальчиком, кокетливо прижатым к губам. Статуэтка называлась Whisper («Шепот») и символизировала тайну отношений барона и его мистрессы. К тому времени госпожа Торнтон родила от барона дочь. Статуэтка украсила личный Rolls-Royce барона. Идея настолько понравилась коммерческому директору Джонсону, что тот попросил скульптора Сайкса создать дух Rolls-Royce, своего рода олицетворение «скорости, сочетаемой с бесшумной работой и отсутствием вибрации, торжества непостижимой жизненной силы и изящества». Тогда-то и родился образ женщины в развевающихся, подобно крыльям, одеждах.
У этой истории печальное продолжение. Супруга барона тайно встретилась с госпожой Торнтон, и они поладили. Супруга отпустила мужа с любовницей в рождественское плавание. 30 декабря 1915 года судно, на котором они направлялись в Индию, было торпедировано в Средиземном море германской подлодкой U-38. Сесть в шлюпку не удалось. Барон надел спасательный жилет, обхватил госпожу Торнтон и прыгнул в ледяную воду. В следующий момент гигантская воронка, образовавшаяся на месте погрузившего судна, затянула их в пучину. Барону удалось вынырнуть – спас жилет. Затем его подобрала шлюпка. В Великобритании барон прочел в газете некролог на себя и свою пассию, но это являлось истиной лишь наполовину.
Воспоминанием о любви осталась статуэтка, столетие которой обещает стать одним из самых ярких исторических событий для компании Rolls-Royce в нынешнем году.
Столетие самой марки Rolls-Royce мы отмечали в 2004 году.