Назад, в будущее
«Ты не уловил концепцию времени!» (Док Браун, безумный ученый)
Вернуться назад и увидеть, как в прошлом представляли будущее, всегда интересно. И одновременно – проект без будущего, машина вне времени.
Проект C111 был представлен на Франкфуртском международном мотор-шоу в 1969 году. Современники говорили, что «три единицы» своим появлением подготовили почву для новых направлений в инженерии и дизайне. Посетители автосалона постоянно толпились вокруг футуристичного спорткара, ахали, восхищаясь революционным дизайном. А недоброжелатели ворчали, что ничего нового в нем нет и это только неудачное продолжение знаменитого 300 SL Gullwing. Между прочим, такие реплики были не лишены оснований, ведь граненый концепт был оборудован дверями в стиле Gullwing, откидывающимися вверх.
Но «крылья чайки» придумали именно в Штутгарте, Mercedes-Benz имеет право использовать их где только заблагорассудится, и в первую очередь в концептах. Много лет дизайнеры не решались заимствовать эту стилистическую находку. Нарушение правил было лишь однажды – в 1981 году, когда на свет появился De Lorean DMC 12, ставший знаменитым благодаря трилогии «Назад в будущее». У него были точно такие же двери. И в кино он попал благодаря своим «крыльям»: ради них съемочная группа отказалась от холодильника и автофургона, изображавших машину времени в ранних версиях фильма. De Lorean был единственным автомобилем начала 80-х, который мог сойти за летающую тарелку. А именно это требовалось для сцены в сарае Пибоди 1955 года. Не исключено, что «крылья» сыграли свою роль и в закрытии фирмы всего лишь через год после начала производства DMC 12. Mercedes CLS/"> Mercedes CLS/">Mercedes CLSnbsp;вцы были очень недовольны американской машиной.
Около 35 лет назад, весной 1970 года, словно демонстрируя пренебрежение критикой, Mercedes-Benz подготовил вторую версию своего концепта. С111-II был показан на Женевском мотор-шоу. И снова автомобиль вызвал живейший интерес…
Но подобным автомобилям не суждено было появиться в шоу-румах. Комплекс передовых технологий, использованных при создании машины, не позволял ей выбиться из разряда экспериментальных образцов. Пластиковый кузов на платформе из стального листа, подвеска нового типа и двигатель Ванкеля – все это отпугивало потенциальных покупателей сильнее, чем необычный внешний вид.
Они не понимали, от чего отказываются! Трехсекционный роторный двигатель C111 развивал мощность 208,8 кВт (280 л.с.) при 7000 об/мин и момент 291,21 Н*м при 4000–5000 об/мин, раскручиваясь гораздо быстрее поршневых ДВС. Ротор работал в паре с 5-ступенчатой «механикой» ZF. При том весил автомобиль всего 1100 кг. Неудивительно, что он разгонялся до 100 км/ч всего за 4,7 секунды и развивал 260 км/ч – очень быстро даже для наших дней.
Для тестов на трассах Хоккенхайм и Нюрбургнринг Mercedes-Benz создал пять одинаковых автомобилей. Особенно интересными были подвески с эффектами противоскольжения и антиаквапланирования.
Дальнейшее будущее C111 окутано мраком тайны. После восьми лет работы эксперименты с двигателем Ванкеля в Штутгарте прекратили, бросив все силы на легковые дизели. Ими и были оборудованы последние версии C111, побившие несколько мировых рекордов. Возиться с проектом перестали в 1971 году.
Жаль… Появись Mercedes-Benz C111 на дорогах в начале 70-х, изменились бы и современные авто. По крайней мере, внешне. Ведь док Браун утверждал, что будущее нигде на записано, мы создаем его сами.