Nissan Murano, Toyota Highlander: близкие и далекие
Иногда кажется: они родственники. Большие, просторные, заметные, с многолитровыми – по 3,5 на брата – моторами. В них тесно переплелись привычные и не очень инженерные решения. В них много кожи, хорошего металла, всевозможных ящичков и кармашков, обязательных экранов навигации и маршрутников. А пассажиры просто тонут в лоске и комфорте. Можно не сомневаться: обнаружив в одной из машин фенечку, подобное найдем и у соперника. Вот только Highlander немного задержался, придя на наш рынок лишь недавно, зато косметически обновленным.
Несмотря на принадлежность к одному сословию, авто разнятся. Highlander, помимо фирменной монументальности стиля (на общем фоне даже 19-дюймовые колеса выглядят компактными), хвастается третьим рядом сидений. Nissan Murano противопоставляет изящество форм, фамильную яркость, насыщенность интерьера вплоть до откидного дисплея для сидящих сзади.
Пластика жанра
Вот незадача, к багажному отсеку Highlander не подступиться. Дело не в ритуале дистанционного открытия пятой двери. Просто, обращаясь к недрам 400-литрового багажника «Тойоты», нужно покорно поклониться нижней кромке «гильотины», нависающей над головой любого, кто ростом выше 180 см. Имея дело с Murano, нагибаться не надо.
В Highlander комбинация приборов простовата – похоже, заимствована у модели подешевле. Но, как ни странно, это аляповатое пятно неплохо уживается с общей строгостью, продуманностью интерьера.
Кроссовер покоряет отменной посадкой водителя (подушка сиденья регулируется по длине), поэтому удобно дергать за рычаг пятиступенчатого автомата, крутить компактную баранку, регулируемую в двух направлениях, щелкать тумблерами трехзонной климатической установки.
В отличие от соперника, Murano покоряет выверенным набором благ. Интерьер выразительный – минимум острых углов, кожа, мягкие пластики и яркие шкалы крупных, запоминающихся приборов. К ним в комплект серебристые вставки под алюминий.
И никакого реликтового псевдодерева, столь активно используемого создателями Toyota. Даже центральный дисплей, невзирая на схожие размеры и возможности, здесь выглядит функциональнее. Этот мир комфорта и уюта, помноженных на обилие электроприводов (даже рулевое колесо подстраивается тумблером), впечатляет.
Но присидевшись, понимаю: в Highlander все же удобнее и правильнее, пусть даже у Murano кресло с неплохой боковой поддержкой и широкими диапазонами регулировок. Управление климатом в Nissan могло быть и лучше. Мелкие символы, разрозненные рукоятки заставляют прицеливаться даже к режиму Auto. И хотя свои функции раздельная климатическая установка выполняет хорошо, у конкурента все это выглядит основательнее да и работает более добротно.
Где-то за городом
На ходу соперничество ожесточеннее: уж больно близки возможности автомобилей. За Murano прежде всего потрясающий комфорт, в котором тонут посторонние звуки – и лишь иногда бас «шестерки» нарушает тишину.
Сначала кажется, что двигатель и вариатор взаимодействуют чересчур плавно. Однако, если нажать акселератор от души, Murano почти мгновенно пристроит стрелку тахометра к отметке 6500 об/мин и рванет вперед так, что только успевай справляться с неуемным темпераментом. Nissan во многом похож на большой автомобиль бизнес-класса: быстрые, напористые отклики на действия рулем, упругие и цепкие тормоза, мягкость в настройках подвесок. Но все это лишь на высококачественных покрытиях.
Дороги российской глубинки никоим образом не сказываются на разгонной динамике Murano, действительно классной шумоизоляции и тормозах, но в работе подвесок вдруг появляется некая истеричность, сначала хорошо заметная лишь на мелких неровностях, при проезде которых кроссовер вздрагивает всем корпусом и чем-то побрякивает. С ростом скорости к этому добавляется раскачка кузова, а к ней и рыскания, заставляющие покрепче взяться за руль. Не то чтобы Murano становится опасным, но на глазах теряет образ крепко сбитого авто, превращаясь в самую обычную машину, требующую деликатного управления.
Highlander даже на ровном асфальте не всегда похвастается идеальным взаимопониманием с водителем. Он не только тяжелее конкурента, но и грубее по настройкам. У него громче звук мотора, не столь выверены и чутки тормоза, да и управляемостью после легкого и подвижного Murano напоминает скорее большой вседорожник. Поэтому я не удивился, когда Highlander даже на невысокой скорости вдруг начал заметнее потряхивать на неровностях – такого поведения и ожидал.
Единственное, в чем он уверенно соперничает с Murano, – резкий (иногда даже слишком) старт с места. Коробка передач ждет лишь намека от водителя: стоит прикоснуться к педали газа, Highlander рывком устремляется вперед. Здесь он, безусловно, хорош: почти идеальное взаимодействие мощного, гибкого двигателя и на удивление быстрого автомата. Правда, когда стартовый пыл коробки немного спадет, а стрелка спидометра подберется к 100 км/ч, заставить Toyota резко ускориться все же сложнее, чем Nissan.
Не зря Highlander позиционируют как автомобиль для дальних поездок. Ему кстати спокойная, надежная управляемость. Но куда важнее сбалансированные подвески, прекрасно справляющиеся с большинством неровностей, которые словно исчезают. И никакой раскачки, дриблинга, посторонних звуков или рысканий! Toyota проглатывает километры, совершенно не утомляя седоков.
Несговорчивые
Близкие - размеры, темпераменты, цена, даже прожорливость объемных моторов, не оставляющих шанса поклонникам экономичной езды. Трассовый расход топлива колеблется между 14 и 16 л/100 км, в зависимости от темперамента водителя. Но они все-таки разные.
Nissan Murano скорее горожанин: яркий, комфортный, холеный. В этой стихии он дарит уверенность, тишину и уют, которые обязательно стоит помножить на недюжинный темперамент, легкость управления и подвижность, обычно не свойственную подобным автомобилям. Но выбирайте хорошие дороги, если не хотите все это растерять.
Toyota Highlander, невзирая на прагматичность и незыблемое следование корпоративным идеалам, – серьезная заявка на лидерство и в нашем тесте, и в классе. Это настоящий, правильный кроссовер – удобный в городе и хорошо подготовленный для езды за его пределами. Не идеален, но достоинства и универсальность легко перевешивают недочеты, делая их скорее особенностями.
В снегу и на паркете
Зима, лед, снег, заманчивые лесные да и полевые проселки... Ну как оставить их без внимания?
Небольшой, по российским меркам (175 мм по выпускной системе), дорожный просвет делает Murano очень уязвимым вне асфальта. Чуть не рассчитал – и снизу раздается характерное «хрясь!». А если уж забрался хорошенько в сугроб, то и вариатор дает сбой, отказываясь проворачивать колеса.
Murano пытается компенсировать недостатки правильной управляемостью на скользкой дороге. Она действительно неплоха, с некоторым перевесом в сторону переднеприводного поведения. А отключив электронику, можно вволю поскользить. Но быстро перегревающаяся муфта (полный привод подключаемый) не позволяет похулиганить от души. Загорается предупреждение на панели: кроссовер требует отдыха.
У Highlander неплохие геометрические данные и постоянный полный привод. Мешает лишь противобуксовочная система, слишком активно вмешиваясь в процесс. Иногда, причем в самых неподходящих случаях, она просто останавливает автомобиль. Тумблер отключения есть, но его еще надо найти, а на это не всегда есть время.
По той же причине порой нелогична и управляемость на скользкой дороге. А поддашь газку в повороте, Highlander начинает неприлично, по-заднеприводному мести хвостом, система стабилизации тут же ставит машину на место – и кроссовер замирает как вкопанный. Перестраховались!
Автомобили на тест предоставлены российскими представительствами «Ниссан» и «Тойота».