Дороги, которые мы выбираем
10. Любителям тайги (автодорога «Амур»)
Для чего стоить проехать 6000 км от Москвы? Именно столько отделяет столицу от Читы, где начинается трасса «Амур». Старинный купеческий город когда-то был русским торговым форпостом на границе с Китаем. Теперь от него стартует самая красивая трасса России. Она уникальна во всех отношениях. Во-первых, это одна из самых современных дорог страны – она соответствует всем мировым стандартам (для России это большая редкость). Во-вторых, трасса проходит по фантастически красивым и при этом почти нетронутым местам – Забайкалью и Дальнему Востоку.
С обеих сторон шоссе обступает тайга, то и дело на шоссе выскакивают косули и прочая живность. Трасса живописно вьется между сопками, то взлетая вверх, то спускаясь в низины, а вокруг ни души… Только здесь понимаешь, какая у нас огромная страна: от одного населенного пункта до другого здесь по 50–100 км, а между ними – первозданная Сибирь.
9. Любителям романтики и отдыха на Карибах (Overseas Highway)
Оценив красоту родины, перенесемся во Флориду. «Морской хайвей» – это проложенная в открытом океане трасса длиной 205 км. Она идет по протяженным мостам (самый длинный растянулся более, чем на 10 км) и крохотным островкам Мексиканского залива. Конечная точка путешествия – остров Ки-Уэст, расположенный всего в 150 км от побережья Кубы. Когда-то по этому маршруту бежали поезда, ошарашивая пассажиров совершенно невероятной возможностью вдыхать океанскую свежесть еще по пути на курорт.
Ураган 1935 года начисто разрушил железную дорогу – тогда ее, неизбежно терявшую популярность из-за массовой автомобилизации, решили заменить автомобильной трассой. С тех пор океанский хайвей не раз реконструировали, и теперь он предоставляет путешественникам по две полосы в каждом направлении. В будний день эту дорогу можно одолеть часа за четыре. Главное – правильно выбрать время выезда: лучше всего рано утром или поздно вечером. И тогда бонусом к поездке станут совершенно невероятные по красоте виды восхода или захода солнца над океаном.
8. Любителям кино и Дикого Запада (Monument Valley)
Долина Памятников в штате Юта подарит незабываемый пейзаж с причудливо обточенными ветром и временем красными скалами. Впрочем, эту красоту вы наверняка уже не раз видели на киноэкране. Уникальная местность не раз привлекала мастеров Голливуда для натурных съемок, достаточно вспомнить «Форрест Гамп» (главный герой заканчивает свой знаменитый забег как раз в этом месте) или начало третьего эпизода «Назад в будущее», где «Де Лореан» в 1885 году преследуют индейцы. Создатели мультика «Тачки» (Cars) тоже черпали вдохновение при создании бэкграунда мира, в котором живут их рисованные герои, в долине Памятников.
Словом, если ваша заветная мечта – странствия по американской глубинке, то лучшего места, чтобы прочувствовать себя в самом сердце Дикого Запада, не найти. К тому же здесь настоящий рай для любителей внедорожной езды. Даже знаменитый джиповский «Джамбори Трейл» проходит именно в этих краях. В заповедные места лучше всего въезжать по дороге № 163, идущей от границы Аризоны. Тогда вы начнете восхищаться нереальными видами окружающей природы задолго до подъезда к конечной цели.
7. Любителям высоты и инженерного искусства (Millau Viaduct)
Возможно, это самый непродолжительный по времени вариант получить удовольствие от дороги. Виадук Милло, возведенный на трассе А75, ведущей от Парижа к Монпелье на юге Франции, протянулся всего на 2,5 км. Этим никого не удивить – в Китае уже не счесть мостов длиной 30 км и более. Но есть у французского виадука одна замечательная характеристика, которая не позволяет обойти его стороной, – это самый высокий в мире мост! Его проезжая часть возвышается над долиной реки Тарн на 270 м, а общая высота самого большого пилона достигает 343 м. Согласитесь, не часто выпадает возможность провести автомобиль по мосту на такой высоте, да и еще любуясь простирающимися окрест красотами юга Франции.
Впрочем, рекордная высота – не единственная гордость создателей сооружения. Милло еще самый длинный в мире вантовый мост, который вдобавок слегка скруглен в плане. Кстати, максимально допустимая скорость на виадуке снижена со 130 до 110 км/ч – но не из-за соображений безопасности. Власти просто посчитали, что так проезжающим будет удобнее фотографировать окрестности из окна машины.
6. Любителям японской культуры (Nikko Irohazaka)
Переезжаем в Азию. Вряд ли в мире найдется еще одна дорога, нагруженная подобным символизмом. Узкий горный серпантин шириной в одну полосу расположен в японской провинции Точиги и соединяет городки Никко и Оку-Никко. Когда-то на его месте располагалась священная тропа буддистских монахов. По ней они взбирались в гору для совершения обряда на берегу затерянного в лесах озера. Каждый изгиб тропы – а их было и есть сорок восемь – обозначался одним из основных иероглифов японского алфавита.
Эта традиция сохранилась по сей день. На самом деле здесь даже две отдельные дороги – одна ведет вверх, другая вниз. Но каждая имеет ровно сорок восемь крутых поворотов-шпилек, по-прежнему обозначенных иероглифами. Словом, если вы любите быстрые японские машины, интересуетесь восточной культурой и хотите по пути изучить местный алфавит, то вам точно сюда.
5. Любителям рыбалки и северных красот (Atlanterhavsveien)
Продолжим дорожное языковедение. Эта норвежская трасса имеет, помимо указанного выше, и гораздо более простое название – Atlantic Road. Норвегия славится красивейшими дорогами, проложенными по берегам фьордов, – но если даже местные жители называют данную трассу чудом, за этим должно стоять нечто выдающееся, не правда ли? Дорогу построили совсем недавно, в 1989 году, – из чисто практических соображений. Ее восьмикилометровый участок позволяет резко сократить время проезда по трассе № 64, делая ненужным громадный крюк по берегу фьорда. В устье последнего, используя многочисленные островки и шхеры, и решили проложить новую дорогу.
Трасса, причудливо перепрыгивающая с острова на остров, получилась настолько необычной, что вскоре стала местной достопримечательностью. Здесь есть всё – открытые участки с видом на океан (для зажатых скалами норвежских дорог это не совсем привычно) и местные фиорды, масса неожиданных поворотов, обусловленных необходимостью держаться на разбросанных в беспорядке клочках суши, красивейшие мосты. Вскоре местные жители обнаружили еще одно преимущество новой трассы: вдаваясь далеко в океан, она напрямую выводит к местам потрясающей рыбалки, куда раньше можно было добраться только водным путем.
4. Любителям горных лыж и велосипедов (Passo dello Stelvio)
Перевал Стельвио на границе итальянских провинций Сондрео и Больцано-Бозен, совсем рядом со Швейцарией, долгое время имел важное стратегическое значение. В первой половине XIX века он отделял от Австрийской империи принадлежавшую ей тогда Ломбардию. Для связи с отдаленным владением и была построена дорога через альпийский перевал. Первоначально проложенный маршрут практически полностью сохранился до нашего времени. До сих пор это вторая по высоте (2757 м) горная дорога в Альпах – первое место с ничтожным (каких-то 23 м) преимуществом держит Кол-де-Ислеран во французской части Альп. Но по перепаду высот и закрученности дороге через перевал Стельвио нет равных.
Шестьдесят шпилек с крутыми спусками и подъемами между ними требуют от водителя особого мастерства. Особенно, если он не намерен плестись в прогулочном темпе. Даже сам Стирлинг Мосс, принимая участие в соревнованиях классических автомобилей, однажды улетел здесь с дороги. Это место привлечет внимание и тех, кто далек от автоспорта: поблизости расположена масса горнолыжных трасс, функционирующих даже летом, а по самой дороге проходит маршрут велосипедной гонки «Джиро д'Италия».
3. Любителям автоспорта (Col de Turini)
А вот этот серпантин – культовый именно для поклонников автомобильного спорта. Спецучасток «Кол-де-Турини» несколько десятилетий служит кульминацией Ралли Монте-Карло. Тридцать километров узкой, извивающейся по склонам дороги с 34 шпильками и длинными прямиками, где машины разгоняются под двести – каждый уважающий себя раллист, да и просто любитель скорости, просто обязан преодолеть эту трассу. Даже днем, даже когда под колесами сухой асфальт, это дарит потрясающий экспириенс.
А каково зимой, да еще ночью! Ведь до последних лет старт раллийного допа на Кол-де-Турини давали только с наступлением сумерек. Не зря поклонники автоспорта считали ночную гонку одним из самых захватывающих и опасных зрелищ. Она даже получила устрашающее прозвище «Ночь длинных ножей» – из-за вспарывающих мрак фар раллийных машин.
2. Любителям графа Дракулы (Transfagarasan)
Некогда самая секретная дорога социалистической Румынии. После вторжения советских войск в Чехословакию Николае Чаушеску решил подстраховаться на случай подобного инцидента с его страной. Для быстрой переброски войск через Карпатскую гряду в 1970 году начали строить уникальную дорогу от Питешти до Сибиу, которая впервые напрямую соединила два исторических региона страны – Трансильванию и Валахию. Трасса до сих пор считается одним из самых дорогостоящих проектов этого рода, несмотря на то, что ее пробивала бесплатная армия солдат. В ходе взрывных работ израсходовали 6000 т взрывчатки, построили пять тоннелей. Один из них, длиной 884 м, – самый протяженный в Румынии. И при этом лишен какого-либо освещения.
Постройка трассы унесла нескольких сотен солдатских жизней и ценой неимоверных усилий была закончена в 1974 году. Девяносто километров асфальта пересекли Карпаты в самой высокой их точке на территории Румынии. Наивысшее достижение – 2034 м над уровнем моря. Победа над природой оказалось пирровой: из-за снежных заносов дорога закрыта большую часть года – с октября по июнь. Но даже в августе здесь случаются обильные снегопады, напрочь блокирующие движение. Словом, это одна из самых красивых, зловещих и недоступных дорог мира. Недаром поблизости от нее расположен замок графа Дракулы.
1. Любителям острых ощущений (Camino de las Yungas)
Это красивое название менее известно, чем второе, гораздо более распространенное наименование дороги, соединяющей амазонские джунгли с политическим и коммерческим центром Боливии Ла-Пасом. Обычно ее называют «дорогой смерти». После столицы, находящейся на уровне 3640 м, это уже скорее не дорога, а горная тропа, что на короткое время взмывает до 4650 м, прежде чем начать затяжной спуск до 1200 м. Длина трассы меньше 70 км, но здесь нет ни асфальта, ни ограждений над пропастью, зато полно грязи, оползней, дождя и тумана.
Ширина дороги, извивающейся по горным откосам, редко превышает 3 м. Поэтому любой разъезд грузовиков и автобусов превращается в смертельный трюк. Редкая неделя обходится без трагического происшествия, когда очередная машина срывается в пропасть. В среднем за год дорога уносит от 200 до 300 жизней. Самое страшное происшествие случилось в 1983 году – в свалившемся под откос автобусе погибло более сотни человек. Поэтому здесь приняты совершено особые правила движения – идущий на спуск автомобиль всегда пропускает поднимающийся вверх. Да и двигаются машины совсем не так, как по остальной Боливии, – придерживаются левой стороны, чтобы водитель всегда видел край обрыва.