Оформляем стоянку: Декрет о земле
Сергей Смирнов
В ЦЕПЯХ И КАНДАЛАХ
Сергей Смирнов
Если судить по опыту Москвы, Санкт-Петербурга и других мегаполисов, власти из года в год обещают решить гаражный вопрос, но на деле лишь туже затягивают узел проблем. В столице, к примеру, в последние годы активно ликвидировали существующие автостоянки, но обещанные «народные» гаражи на их месте не появились. А если и возникли, то цены в них кусаются.
Поэтому многие автовладельцы не надеются на администрацию и пытаются решить вопрос самостоятельно. В результате дворы многоэтажек заполонили разные столбики и цепочки, огораживающие парковочные места. Те, кто остался в стороне от раздела, пишут в местные органы – просят навести порядок. Чиновники периодически проводят рейды, используя для борьбы с самозахватом болгарки и кусачки. Но на месте снесенных быстро появляются новые заграждения... И конца этому не видать до тех пор, пока жители не оформят парковочные места официально. Законное право у них есть.
ПРИУСАДЕБНЫЙ УЧАСТОК
Жители любой многоэтажки имеют право не только на квартиру (речь, конечно, идет о собственниках), но и на общее имущество в доме. Помимо этого, Жилищный кодекс РФ (ст. 36) предоставляет право общей долевой собственности и на земельный участок, где расположен дом. Как же узнать, на кусок какой площади могут претендовать жители? Для этого стоит обратиться в местные органы власти (сделать это может любой собственник) и узнать, определен ли земельный участок под общую долевую собственность.
Если он уже обозначен, то муниципальный орган по заявлению собственников дома должен принять решение о его передаче. Если же границы не определены, то местная власть за свой счет должна установить их. Получив на руки план участка и решение о его передаче из государственной или муниципальной собственности в общую долевую собственность жильцов, можно обращаться в Регистрационную палату. После этой, казалось бы, несложной на бумаге процедуры собственники квартир получат официальный документ, удостоверяющий право совместной собственности на землю у дома.
АВТОКОММУНА
Но получение документов – это только начало. Хотя не все жильцы являются автовладельцами, решение о строительстве стоянки (если позволяет площадь земельного участка) они принимают вместе. С оформленным в виде протокола решением снова идем к местной власти за согласованием; кроме того, придется получать разрешения на строительство во множестве инстанций. Процедура долгая и муторная (такие уж у нас законы!), и все-таки при желании, сколотив инициативную группу, проблему решить можно.
Но заранее имейте в виду: даже если сумеете пройти все бюрократические препоны и в конечном итоге оборудуете стоянку, в будущем не исключены конфликты между автовладельцами. Дело в том, что совместная долевая собственность подразумевает некоторые ограничения. К примеру, нельзя закрепить машиноместо за конкретным жильцом, равно как запрещается этот прямоугольник 3×6 м продавать или сдавать в аренду.
БЕЗ НУЖДЫ
Если же рядом с домом есть неосвоенный земельный участок, то можно использовать и его. Но надо отдавать себе отчет, что получение разрешения на строительство – процедура очень сложная. Поэтому заранее запаситесь терпением... и деньгами. Для начала решите, кто будет инициатором, а в дальнейшем – лицом, ответственным за стоянку. Вариантов несколько. Это может быть как юридическое лицо, на коммерческой основе предоставляющее услуги по хранению автомобилей, так и объединение жителей дома.
В последнем случае не обойтись без активиста-общественника – человека со стальными нервами, опытом общения с госорганами (желательно и связями в них) и массой свободного времени. Поэтому сразу решите, как действовать: выбрать на собрании жильцов дома инициативную группу или опираться на управляющую компанию.
Приняв решение, обращайтесь в местные органы с заявлением о выборе земельного участка под строительство. При этом следует обосновать необходимость стоянки, указать количество машиномест. Земельный кодекс (ст. 31) обязывает местные органы рассматривать подобные заявления и предоставлять информацию о возможности выделения земли. Но само по себе наличие свободной площадки рядом с домом еще не значит, что власти пойдут жителям навстречу.
Помимо разного рода ограничений на использование земельного участка (например, там проложены инженерные коммуникации), причиной отказа может стать и некое запланированное строительство «иных сооружений». Но отказ можно обжаловать – в вышестоящих органах власти, через своего депутата, в прокуратуре и т. д.
Если запретов и ограничений нет, через две недели вам должны выдать разрешение, которое оформляется актом о выборе земельного участка. Решение о предоставлении участка действует в течение трех лет (ст. 31 Земельного кодекса РФ). Но это опять же только начало: предстоит согласовать объект строительства в разного рода инстанциях, заключить договоры аренды и, наконец, обустроить стоянку. Кстати, в этом случае никаких споров о принадлежности машиномест не будет: каждый из участвующих имеет право на собственное место.
Но пока дело дойдет до распределения мест, много воды утечет. Да и затраты (особенно в мегаполисах) могут приблизиться к цене места в так называемых «народных гаражах».
И все же пытаться поломать эту систему стоит. Лично я знаю несколько случаев, когда инициативная группа жильцов сопротивление властей преодолела и получила удобную парковку.