Хроника: путь к банкротству
110 лет назад, 1 августа 1901 года, была основана знаменитая кузовостроительная фирма Wilhelm Karmann GmbH.
Когда Вильгельм Карманн приобретал располагавшуюся в Оснабрюке экипажную мастерскую Кристиана Клагеса, он еще не думал о кузовах для автомобилей. Однако в 1905-м гордо позировал за рулем автомобиля марки Dürkopp с кузовом собственного изготовления (Dürkopp – старейший германский производитель швейных машин, с 1897 по 1929 год выпускал автомобили).
Бурно развивающаяся автомобильная промышленность Германии остро нуждалась в кузовах. Из-за их нехватки возникали порой уникальные прецеденты, когда конкурирующие между собой BMW и Mercedes-Benz устанавливали кузовы не то что одной мастерской, но и одинакового фасона. В конце 1920-х Karmann становится основным поставщиком кузовов для марки Adler из города Франкфурт-на-Майне. Именно в Оснабрюке были построены три опытных кузова, вошедшие в анналы мирового дизайна – спортивные кабриолеты по проекту знаменитого архитектора Вальтера Гропиуса.
Мировую известность кузовостроительный завод Karmann получил после начала сотрудничества с Volkswagen. Началось все с «жуков»-кабриолетов. Однако вскоре отношения получили необычное развитие. Итальянская студия Ghia разработала элегантное купе на базе «жука», но, поскольку не располагала собственными производственными мощностями, обратилась в Karmann «через голову» Volkswagen.
Презентация новинки, получившей название Volkswagen Karmann-Ghia, состоялась 14 июля 1955 года в казино на Георгмариенхютте в Оснабрюке, неподалеку от завода Karmann. Всего до 1969 года Karmann построил 443 478 купе и кабриолетов Karmann-Ghia.
Karmann становится крупнейшим европейским кузовостроительным заводом. Он сотрудничает с BMW, Ford, Mercedes-Benz, Porsche. Чаще всего это обусловлено выпуском моделей с относительно небольшими объемами производства, в первую очередь кабриолетов. Однако в случае с Porsche обращение за помощью к Karmann объяснялось нехваткой мощностей на головном предприятии. В итоге с 1961 по 1965 год Karmann выпустил 13 730 автомобилей Porsche 356B c кузовом хардтоп, с 1967 по 1971 год – 21 778 штук купе Porsche-911 и 912, с 1969 по 1975 год – 118 949 экземпляров VW Porsche-914.
Такие известные модели, как кабриолет Volkswagen Golf (трех поколений), купе Volkswagen Scirocco (двух поколений), купе Volkswagen Corrado, купе-кабриолет Mercedes-Benz SLK, кабриолет и купе Mercedes-Benz CLK, купе и кабриолет Chrysler Crossfire, выпускались исключительно в Оснабрюке.
Интересно, что первый образец кабриолета Volkswagen Golf I, построенный в Оснабрюке в декабре 1976 года, не имел дуги безопасности. Она появилась по настоянию профессора Эрнста Фиала, которого в Volkswagen звали «Папой Римским пассивной безопасности». За дугу своеобразной формы кабриолет на базе первого Golf прозвали «корзинкой с клубникой». А «корзинка» без «ручки», опытный образец A1C, сегодня хранится в музее Karmann.
Выполнял завод Karmann и довольно необычные заказы – разработку дизайна и изготовление мастер-модели для серийного Triumph TR6 (1969 год), сборку 281-го американского спортивного купе AMC Javelin SST (январь 1969 – июль 1970 гг.).
Karmann стал первым европейским предприятием, начавшим выпуск южнокорейских автомобилей – Kia Sportage первого поколения. После окончания контракта вся оснастка для выпуска этой модели прямиком переехала в Калининград на завод компании «Автотор».
В начале 2000-х независимая кузовная отрасль Европы переживала сложные времена. Автомобильные компании в целях сокращения издержек стремились перевести сборку кабриолетов и купе на свои предприятия. Karmann тщетно старался привлечь внимание к своим возможностям, строя концепт-кары. Восьмого апреля 2009 года завод объявили банкротом, а 24 октября Volkswagen поглотила его. Четвертого ноября 2010 года шведский конкурент Karmann, компания Valmet, выкупила отделение по производству складных крыш.