Хроника: Гран-при без Ferrari
35 лет назад, 15 августа 1976 года, очередной этап Формулы 1 прошел… без участия команды Ferrari.
Это был австрийский этап гонок «Большого приза», он проводился на трассе Оустеррейхринг (Österreichring), которую, в силу трудности произношения первой буквы названия, часто называли Стеррейхрингом.
Трасса (в то время ее длина была около 6 км) расположена в горной местности, поблизости от города Цельтвег. Гран-при Формулы 1 разыгрывалось на этом треке с 1970 по 1987 год. «Королева автоспорта» ушла с этой трассы по соображениям безопасности, поскольку слишком крутые виражи (такие как правый 180-градусный Bosch-kurve) и перепады высот превращали езду по ней мощных болидов в чересчур рискованное занятие. Хотя по-настоящему трагический эпизод на этом кольце произошел единственный раз – в 1975 году во время квалификационных заездов погиб американский пилот Марк Донохью. Сегодня трасса перестроена, ее длина сокращена до 4,3 км, и на ней проводят различные кольцевые гонки. Свое новое название, A1-ring, она получила в честь титульного спонсора местной телекоммуникационной компании.
Вернемся теперь к событиям 1976 года. Первого августа на чемпионате Германии в Нюрбургринге из-за проблем с задней подвеской вспыхнул болид Ferrari пилота Ники Лауды. Лауду с помощью остановившихся гонщиков Лунгера, Мерцарио, Эдвардза и Эртла удалось извлечь из кокпита сильно обгоревшим. Врачи оценивали состояние Лауды как пограничное. В Scuderia Ferrari все были настолько потрясены случившимся, что не смогли внести изменения в команду к следующему этапу.
Ники Лауда был не просто хорошим пилотом – для «конюшни» он оказался настоящим избавлением от более чем трехгодичной череды неудач. Контракт с Лаудой был заключен в 1974 году, и Ferrari вновь начала побеждать. Проблемы команды крылись и в несбалансированной конструкции болида, поэтому новую машину главный конструктор Мауро Форгиери проектировал практически «под Лауду». К примеру, для лучшего распределения массы мотор был сдвинут назад. Этого удалось достичь, расположив коробку передач поперечно. Поэтому новый болид обозначили 312T (от Transversale).
Надо отметить, что «312-е» оказались долгожителями Формулы 1. Впервые машина с таким обозначением, указывающим на 12-цилиндровый двигатель рабочим объемом 3 л, вышла на трассу в 1966 году, последний раз – в 1981 году. Разумеется, от сезона к сезону в машину вносились изменения, которые трудно считать просто модификациями. Так, мотор V12 заменили на 12-цилиндровый оппозитный двигатель, впервые в истории Формулы 1 применили антикрыло, трубчатое шасси заменили монококом и т. д. Буквы в обозначениях «312-х» указывали на эти изменения.
В сезоне 1976 года пилоты стартовали на Ferrari-312T2, аэродинамика которой была существенно изменена по новым требованиям. Кроме того, сзади была установлена подвеска типа «Де-Дион», которая роковым образом проявит себя на Нюрбургринге. За команду Ferrari в сезоне 1976 года выступали Ники Лауда, Клэй Регаццони и Карлос Рёйтеман. Выбывание Лауды посреди чемпионата спутало все прогнозы: австрийский Гран-при выиграла «темная лошадка» – пилот Джон Уотсон на болиде команды Penske Racing, шансы которой оценивались как незначительные. И, конечно, заметно сократила разрыв со «скудерией» по очкам команда McLaren-Ford, чей пилот Джеймс Хант победил как в драматическом Гран-При Германии, так и в прошедшем 29 августа на треке Занворт голландском этапе.
Однако уже на итальянский этап в Имоле, то есть спустя всего шесть недель после аварии, вернулся Лауда. По итогам сезона команда Ferrari отстояла титул в кубке конструкторов, а Лауда занял второе место в кубке пилотов.
В истории Формулы 1 команда Ferrari всего дважды пропускала этап. В первый раз из-за финансовых трудностей Ferrari не участвовала в самом первом Гран-при в Сильверстоуне, в 1950 году.