Хроника: эксплуататор алфавита
130 лет назад, 24 августа 1881 года, родился Винченцо Лянча – гонщик, инженер и основатель итальянской компании Lancia.
Винченцо Лянча родился в семье преуспевающего контадино (фермера) из небольшой деревушки Фобелло, что к северо-западу от Турина. Помимо Винченцо, в семье было еще трое детей. С юных лет Винченцо читал запоем и обнаруживал незаурядные способности к устному счету. Отец видел Винченцо композитором, адвокатом, на худой конец – бухгалтером их семейного хозяйства. Однако и интересу сына к технике не препятствовал.
Первое знакомство Винченцо с автомобилями состоялось, когда он поступил счетоводом к Джованни Батисте Чейрано. Именно этого человека, а не основателя Fiat Джованни Аньелли, правильно считать прародителем итальянской автомобильной промышленности. Правда, в тот момент, когда Лянча нанялся к Чейрано, тот держал велосипедный магазин в Турине.
Через Чейрано паренек познакомился с графом Карло Бискаретти ди Руффиа – большим поклонником моторизма и первым в Италии популяризатором нового вида транспорта. В феврале 1899 года графу требовался смышленый механик на одну гонку, однако на этой гонке они с Лянча подружились. Именно граф ди Руффиа нарисовал в 1911 году всем известную эмблему автомобилей Lancia.
В девятнадцать лет Лянча нанялся обкатчиком автомобилей Fiat и настолько впечатлил своим стилем вождения сенатора Аньелли, что был зачислен в заводскую гоночную команду.
Первым крупным успехом Винченцо стала победа в гонке Падуя – Венеция – Тревизо – Падуя в 1900-м году. Лянча был быстр, но довольно часто ломал машины. Всех впечатлила овация, которую устроили Лянча в 1905 году в Америке, на финише гонки на кубок Вандербильта. Лянча пришел лишь третьим, но аплодировали ему, как победителю. Дело в том, что в ходе гонки Лянча на Fiat 100CV довольно долго лидировал. Однако ему приходилось время от времени останавливаться, чтобы менять колеса. В один такой момент выезжавший из бокса Fiat Лянча был протаранен переднеприводным гоночным болидом инженера Уолтера Кристи. И разом лишился обоих задних колес. На установку новых ушло сорок (!) минут. Тем не менее, Лянча финишировал третьим. Всем запомнилось и второе место Лянча в гонке «Тарга Флорио» 1908 года. За десять лет гонщик победил в девятнадцати соревнованиях. Оставалось правильно распорядиться известностью и призовыми.
29 ноября 1906 года Лянча основывает в Турине фабрику Societa Lancia & C. Fabbrica Automobili. Дополнение «& C.» означало партнера Клаудио Фоголина. Оба вложили в фабрику по 50 000 лир. Фоголин вел дела предприятия, Лянча – конструировал.
Первый автомобиль – Tipo 51 – был спроектирован на основе богатого опыта, приобретенного Лянча в гонках. Автомобиль оснащался рядным четырехцилиндровым нижнеклапанным мотором рабочим объемом 2544 куб. см и мощностью 28 л.с. при 1800 об/мин. Машина была окончательно готова лишь к 23 сентября 1907 года. 18 января 1908-го ее увидели посетители Туринского автосалона, а первые товарные образцы появились уже ближе к весне. Подумав, Лянча переименовал Tipo 51 в Alpha, точнее, в «α», первую букву греческого алфавита, с твердым намерением перебрать все буквы вплоть до заключительной «омега». Совет использовать греческий алфавит поступил от старшего брата, профессора Джузеппе Лянча. К слову, Генри Форд точно так же эксплуатировал латинский алфавит.
Лянча полагал, что его спортивной известности достаточно для дела, а потому довольно долго вовсе не рекламировал свои машины. Впервые о машинах Lancia заговорили с появлением Lancia Lambda (1922 г.), первого в мире автомобиля с несущим кузовом. Кроме того, эту модель выделяли независимая свечная передняя подвеска. Постепенно у автомобилей означенной марки стала складываться репутация машин со спортивным характером и непременно – необычными техническими решениями, вроде мотора V4 или независимой задней подвески. В первую очередь это заслуга Винченцо Лянча, которого никогда не интересовало производство автомобилей как таковых. На своем пути он достиг заметных успехов: к 1930-м завод Lancia выпускал около 4000 машин в год.
Винченцо Лянча умер от сердечного приступа в возрасте 55 лет. После его смерти директором компании стал его сын Джанни.