Хроника: Волга-Волга
55 лет назад, 13 октября 1956 года были собраны первые три серийных ГАЗ-21 «Волга».
О первой «Волге» написано немало. В марте 1955 года на Горьковском автозаводе собрали первый опытный образец нового автомобиля, и тогда же фотокорреспондент ТАСС П. Вознесенский сделал снимки автомобиля. Спустя несколько дней их перепечатал английский журнал The Motor, сопроводив ошибочным комментарием о том, что машина базируется на шасси «Победы». Напротив, создатели «Волги» во главе с ведущим конструктором Борисом Невзоровым старались как можно дальше отойти от ГАЗ-М20 «Победа».
С освоением новой модели у Горьковского завода возникли сложности. Это стало поводом для критики в центральной печати. Причем критика эта велась в обыкновенной тогда практике «писем трудящихся». Газета «Известия» опубликовала письмо летчика станции «Северный полюс-5» А.Каминского: «Мы много слышали хорошего о новом автомобиле «Волга». Решили по возвращении на Большую землю обзавестись этим автомобилем. Но как-то летчики принесли нам весть, что в 1956 году «Волга» выпускаться не будет, якобы кем-то забракована. Так ли это?»
Существовало ли подобное письмо в действительности и кто те особо сведущие летчики, что принесли вести А. Каминскому, история умалчивает. В самом деле, мнения об автомобиле на ГАЗе, в НАМИ и в министерстве разделились. В частности, критиковалась централизованная смазка передней подвески и шарниров рулевых тяг – система, когда водитель нажатием на педаль прокачивал масло через маслопроводы к точкам смазки, выдавливая при этом прежнее масло на дорогу. Такая система применялась на машинах с 1930-х годов.
Увы, англичане из журнала The Motor как в воду глядели: новый двигатель запаздывал, и, чтобы не срывать планов, пришлось выпускать автомобиль с расточенным до 88 мм нижнеклапанным двигателем ГАЗ-20 мощностью 65 л.с. и слегка измененной победовской же коробкой передач. Журнал «За рулем» назвал эту модификацию М-21Г «промежуточной моделью».
Таких машин до июня 1957 года было сделано более тысячи. Кроме того, на первых 300 машинах стояли воющие задние мосты с негипоидной главной передачей.
Автором дизайна нового автомобиля был скульптор конструкторско-экспериментального отдела ГАЗ Лев Еремеев. Еремеев украсил капот машины бегущим оленем. Это была стилизация герба Нижнего Новгорода, в дореволюционные времена среди студентов именовавшегося «пьяной козой». В целом внешность «Волги» была, без сомнения, шагом назад на фоне «Победы», чья форма действительно отличалась свежестью. «Волга» же находилась в русле уже выпускавшихся моделей, в частности, Ford Mainline 1954 года (выступавшего, кстати, в качестве референсного автомобиля на испытаниях).
Наконец, когда верхнеклапанный мотор был освоен, началось производство машины в первоначально задуманном виде – 70-сильном ГАЗ М-21В, 80-сильном ГАЗ М-21Д с механическими трехступенчатыми коробками передач, а также ГАЗ М-21 (70 л.с.) и М-21Е (80 л.с.) с трехступенчатой автоматической коробкой передач, спроектированной отделом Бориса Поспелова.
«Фасад» первых «Волг» украшала хромированная «бляха» со звездой. 17 сентября 1958 года в «Комсомольской правде» был опубликован фельетон А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на «Волге»», в котором известному советскому актеру и певцу Марку Бернесу выговаривалось за «поведение, недостойное советского артиста». Любимец публики Бернес на своей «Волге» нарушил правила дорожного движения! Как и сегодня, в те годы популярные артисты позволяли себе многое, и многое им прощалось. Однако в тот момент Бернес попал в немилость у властей. Критика в печати (была еще заметка в «Правде») стала сигналом к отлучению Бернеса от съемок и записей на радио. В этой истории для нас важен факт, что, пожалуй, впервые известный артист был назван «звездой». И подобная метафора родилась благодаря оформлению облицовки радиатора ГАЗ М-21.
В ноябре 1958-го на конвейер встала модернизированная «Волга», которую принято считать вторым поколением. Это весьма условное деление, поскольку модернизация машины проводилась постоянно (так, пресловутая централизованная смазка исчезла в 1960 году). Однако в 1958-м «Волга» преобразилась внешне, что и дало повод заговорить о смене поколений. Так они и запомнились: первое – «со звездой», второе – «акулья пасть», третье, с апреля 1962 года – «китовый ус».
Автомобили 1958 года обозначались 21И (70 л.с.) и 21К (улучшенная комплектация, 80 л.с.). В этот период начинает развиваться экспорт советских промышленных товаров, в том числе и автомобилей, в западные страны. Первыми наши машины поставляются в Финляндию и Норвегию по взаимозачетным сделкам. В пригороде Брюсселя в 1960 году создается компания Scaldia-Volga, фактически занимающаяся тем же, чем до недавнего времени были известны иностранные компании в России – «отверточной сборкой» из машинокомплектов ГАЗ-21КБ. Бельгийские «волги» отличаются улучшенной отделкой и получают дизель Perkins (1,6 л, 48 л.с., c 1960 года), Rover (2,3 л, 62 л.с., с 1963 года) и Indenor-Peugeot (1,9 л, 58 л.с., с 1967 года).
Специально для экспорта в страны с левосторонним движением на ГАЗе под руководством инженера Владимира Реутова в 1960 году создана модификация ГАЗ-21П.
Стоит заметить, что после того как в 1957 году в КПСС была разоблачена деятельность «антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова», Горьковский автозавод лишился имени В. М. Молотова. И примерно с середины 1963 года с подкапотных табличек машины исчезло обозначение М-21. Автомобиль стал называться просто ГАЗ-21 – с соответствующей буквой русского алфавита, вплоть до Ю (вариант для стран с жарким климатом). Сошедшая с конвейера 15 июля 1970 года последняя 21-я «Волга» носила индекс УС.
Всего было построено 639 478 автомобилей.