Kia Sportage, SsangYong New Actyon: дети природы
Распланировать маршрут по Карелии сложно: красот там много, месяца не хватит, чтобы все объехать. Дороги республики отличаются разнообразием, а к некоторым живописным местам подберешься только на специально подготовленном вездеходе. Посовещавшись, расставили путевые точки и определились с финишем – берег Белого моря, под Беломорском.
Стремясь обойти загруженную Ленинградскую трассу, поехали через Ярославль и Вологду. Шоссе неплохое. Да и не сильно загруженное. Радуемся, насколько же хорошо катятся машины. После заправки в Вологде взяли направление на Кириллов и далее к Вытегре. Здесь местами асфальт просто потрескался, но иногда попадаются такие воронки, словно местность совсем недавно обработал тяжелый бомбардировщик.
По мере приближения к Онежскому озеру пейзаж меняется. Краски вокруг становятся более яркими и насыщенными, особенно после грязно-бурых тонов Московской области. Разница заметна и по неумолимому снижению скорости – все чаще вместо разбитого асфальта под колесами сырая и скользкая грунтовка. Лишь после поворота в сторону городка Пудож полегчало, темп снова стал расти. И все равно более тряский «Спортидж» то и дело отставал от «Актиона» – экипаж «Киа» жаловался по рации: чувствуют себя словно на вибростенде.
Тем временем указатели пробега на остатке топлива в обеих машинах синхронно показывают малые значения. Исследование карты в навигаторе не успокоило: по его данным, до ближайшей заправки еще километров двести. И тут на обочине мелькнул спасительный знак! Впрочем, обрадовались рано: пудожская АЗС живо напомнила былые времена – ржавые бочки и скрипучие колонки явно поставили задолго до заката советской власти. Скрепя сердце доливаем по 20 л. Зато, словно оправдываясь за качество топлива, намного лучше стала дорога: до Медвежьегорска домчали на одном дыхании.
А когда мы уже затемно достигли ночлега, карельская природа явила нам одно из своих чудес – северное сияние! Наутро отправились к одной из местных достопримечательностей – порогу у поселка Падун. Попытка съехать ради красивого кадра поближе к водопаду показала, сколь ограничен внедорожный потенциал машин. Дело не в приводе или шинах – для штурма природных заграждений кроссоверам просто не хватает дорожного просвета. А в траве прячутся опасные валуны...
Так и ехали – крадучись, обязательно выставив помощника впередсмотрящего. Но, несмотря на предосторожности, из-под «Актиона» раздалось-таки звонкое бам-м-м. К счастью, в контакт с булыжником вступил лишь нижний рычаг подвески, все осталось цело. Теперь берем направление к Белому морю.
Трасса М18 «Кола» полна контрастов. Местами она похожа на немецкий автобан, но обилие ремонтных работ очень часто заставляет снижать скорость, а порой и вовсе останавливаться минут на десять-пятнадцать, пропуская встречный поток. Хорошо, что за поворотом на Сегежу шоссе уже отремонтировали и можно держать вполне приличный темп. А вот свернув с трассы на Беломорск, мы оказались на коварной дорожке: она изобилует не только ухабами и выбоинами, но и закрытыми поворотами. Не доехав до города километров двенадцать, начали искать указатель – где-то в окрестных лесах археологи обнаружили древние петроглифы.
Неприметные корявые буквы на облезлом столбе мы чуть не проскочили. Свернув с дороги и углубившись в чащу на километр, оказались на стоянке, а до самих наскальных рисунков доисторической эпохи предстояло еще пройти по тропинке около двух километров. Впрочем, об этой прогулке не пожалели: интересно посмотреть на первобытную живопись да и здорово просто насладиться красотой каменного плато, затерянного в глубине непроходимого леса.
Наконец, мы в Беломорске. Но конечная цель еще не достигнута: хотя формально город стоит на берегу моря, на самом деле он расположен в устье реки Выг. Решаем проехать еще десяток километров на север, чтобы оказаться у соленой воды. Всего в десяти минутах езды обнаружили прямо у дороги заброшенный гранитный карьер и, естественно, не устояли перед соблазном сделать пару красивых кадров.
ДОРОЖНЫЕ ЗАМЕТКИ: KIA SPORTAGE
Дизель, 2,0 л, 136 л.с., 6-ступенчатый автомат, комплектация Prestige, 1 329 900 руб.; пробег 2884 км, средний расход за время пробега 8,3 л/100 км.
Собираясь в путь, всерьез размышляли: в городе-то он хорош, но как проявит себя в дальней дороге? А в глубинке, где хорошего асфальта и не видели? Так и точит червячок сомнения, ведь яркость и выразительность машины, отменное оснащение – далеко не все, что от нее требуется. Но общение со «Спортиджем» постепенно избавляет от скепсиса. Вроде бы поерзал на безвольно скользкой поверхности водительского кресла – а глядишь, привык. Затем – все больше и больше убеждаешься в верной чувствительности тормозов, чуткости рулевого управления, внятности акселератора, удобстве автомата.
С каждым километром ровной дороги эмоций прибавляется. Он – резвый, даже резкий и очень послушный. Что настораживает? Пожалуй, перепады настроения «Спортиджа». Например, утопив газ в пол, вдруг понимаешь: тяговые ресурсы исчерпаны гораздо раньше, еще при неполном дросселе. Да и тормоза порой вслед за первым резким кивком вдруг огорашивают слишком ранним вмешательством антиблокировочной системы.
Зато управляемость остается стабильной и на удивление заводной: в поворотах это скорее легковой автомобиль, нежели кренистый и валкий кроссовер. Однако стоит ровному асфальту смениться поперечными волнами, ямами, колдобинами, яркие впечатления от машины рассыпаются как карточный домик.
Так понравившийся в городе острый руль в провинциальной жизни очень утомляет. Ведь на крупных ухабах «Спортидж» нередко норовит вильнуть в сторону, а его сверхчувствительная баранка еще и зажата откровенно мужским стабилизирующим усилием, из-за чего удерживать машину на траектории приходится силой.
Впрочем, это не самая неприятная особенность. В дальней дороге гораздо больше напрягают слишком жесткие и короткоходные (помните отменное поведение на ровном асфальте?) подвески, которые почти сразу «запираются», отказываясь демпфировать более-менее крупные дорожные неровности. В результате трясет так, что начинает болеть тело.
В общем, пробег поставил «Киа» на свое место: его сложно назвать полноценным кроссовером – больше похож на полноприводный универсал, причем с явным спортивным уклоном.
SSANGYONG NEW ACTYON
Дизель, 2,0 л, 175 л.с., 6-ступенчатая механика, комплектация Elegance+, 999 000 руб.; пробег 2753 км, средний расход за время пробега 8,5 л/100 км.
Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что «Актион» хорош в дальней дороге. Но если все же попытаться уточнить, вам ответят: «Наверное, нормально» – и безразлично пожмут плечами. В пути появляются мысли о просчетах в эргономике, далеко не самой удобной работе рычагом коробки передач. Компании стоит хорошенько поработать, доведя кроссовер хотя бы до близкого к современному уровня.
Даже сиденья, на которых усаживаешься вроде бы удобно, через несколько часов ощущаешь аморфными и недостаточно цепкими. Единственное, что немного греет душу, – за такие деньги наивно ожидать яркого стиля и выверенной эргономики. Но как только заканчивается хороший асфальт, приходит понимание: «СанЙонг» очень неплохо приспособлен к отечественным условиям. Подвески вполне уверенно справляются с нашими колдобинами, не вытряхивая душу. Причем они не то чтобы слишком мягкие – просто ходы подлиннее, чем у «Киа», что позволяет упругим элементам «дышать», до известного предела сглаживая пики вертикальных ускорений.
В дальнем путешествии, особенно в глубинке, это – здорово! Благодушно передвигаться по разбитым дорогам мешает немного несуразный, хотя и заводной дизель. Еще в обычных тестах мы отмечали его неуживчивый нрав с характерной вялостью почти до 2000 об/мин и неукротимым подхватом с последующей энергичной раскруткой аж до 4500 об/мин. На трассе, конечно, приспосабливаешься, порой даже позволяешь себе переключать передачи через одну. Но после каждого резкого маневра или обгона в душе остается осадочек: недоработали, не настроили, недоглядели.
А если добавить сюда посредственную управляемость (в каждом повороте приходится бороться с кренами и огромным желанием машины вывалиться наружу)… Тогда главными достоинствами «Актиона» станут уже упомянутые невысокая цена и неплохая адаптация к российским условиям. Но общее впечатление таково: «Актион» – обыденный автомобиль, он разительно не похож на острый, заточенный именно на эмоции «Спортидж». Какой из подходов правильный? Похоже, истина, как это часто бывает, посередине.
СТРАСТИ ПО ДИЗЕЛЮ
Выбранный маршрут совсем не изобиловал хорошими сетевыми заправками. И хотя мы на сомнительных АЗС не пировали, не заказывали «до полного», а заливали по 10–20 л, ближе к Медвежьегорску почувствовалось, насколько шумнее и жестче заработали дизельные моторы. «Спортидж», вкусив сельской солярки, впал в меланхолию и перестал адекватно реагировать на акселератор.
Хорошо еще, что наметившиеся провалы в тяге сгладил автомат. Ну а «Актион» на неведомых дорожках пугал все увеличивающимися запаздываниями турбокомпрессора, что сделало езду еще более нервной. Более того, под нагрузкой возникало нечто похожее на детонацию. Первая же заправка хорошим топливом на федеральной трассе мгновенно вылечила оба автомобиля.
Увы, глубинка, по крайней мере в северном направлении, пока не готова к легковой дизелизации. Ну а если вам все-таки пришлось уйти от проторенных путей, советуем очень тщательно выбирать класс топлива. В противном случае есть большая вероятность, в переводе на бензиновый язык, вместо 95-го залить в бак 76-й – со всеми вытекающими последствиями.
ПО ПАЧКЕ БЕЛОМОРА
Как проехать от Онежского озера до Белого моря? Можно использовать карту, атлас или современный навигатор. А можно вооружиться… пачкой «Беломорканала» – ведь нам довелось побывать у водной артерии, давшей имя знаменитым папиросам. Канал берет начало у Повенецкой губы Онежского озера, у поселка Повенец, что совсем недалеко от Медвежьегорска. На севере он впадает в Сорокинскую губу Белого моря, в устье канала расположен город Беломорск. Протяженность канала – 227 км, на нем расположено 19 шлюзов.
Начав строительство в 1931-м, завершили его за очень короткий срок: девятнадцать (по некоторым данным, двадцать) месяцев. На строительстве работали более 100 тысяч заключенных ГУЛАГа, которых назвали заключенными каналоармейцами, сокращенно – з/к (именно отсюда родилось жаргонное слово «зек»). По разным оценкам, за время строительства погибло около 50 тысяч строителей. Беломорско-Балтийский канал (ББК) важен не только как судоходная артерия. С 1949 по 1967 год здесь возвели Выгский каскад ГЭС (суммарная мощность – 240 МВт), состоящий из пяти ступеней.
Чтобы подчеркнуть историческую ценность ББК, в последние годы вдоль него установили несколько памятников погибшим на строительстве каналоармейцам, включая деревянную церковь святителя Николая в Повенце. Но самую широкую известность, как и в прежние времена, каналу обеспечивает все та же пачка знаменитых папирос «Беломорканал», которые до сих пор производят в России и на Украине.
ИТОГ
И вот мы на берегу Белого моря. Словно приветствуя нас, природа преподнесла сюрприз: над водой зависла полноцветная радуга. Пока фотограф ловил подходящий ракурс, мы размышляли о том, как хорошо хоть иногда выбраться из душного города. И как здорово, что наши автомобили, пусть и не без проблем, но главное – без потерь, одолели маршрут. Наверное, будь у них разум и душа, они вместе с водителями порадовались бы такой поездке: тоже ведь в определенном смысле дети природы.