Хроника: еще раз о Wartburg
115 лет назад, 3 декабря 1896 года, в Тюрингии была образована компания Fahrzeugefabrik Eisenach AG – завод, которому довелось за свою историю выпускать автомобили марок BMW, Dixi и Wartburg. Капитал нового акционерного общества составлял умопомрачительную по тем временам сумму в 1 250 000 рейхсмарок. Достаточно сказать, что в то время в Германии можно было арендовать комнату за 8 марок в месяц.
Основал завод Генрих Эрхардт, второй после Круппа пушечный король Германии. Если Крупп правил Руром, то Эрхардт видел себя некоронованным властителем Тюрингии. Ему, правда, постоянно приходилось нагонять своего могущественного соперника, и в этом соперничестве он сделал ставку на скупку лицензий. (По подобному пути спустя полвека пойдут японцы.)
И первый автомобиль Эрхардт не поручил разрабатывать кому-то из своих инженеров, а предпочел приобрести на стороне – у французской компании Société des Voitures Automobiles Decauville, которой владел известный промышленник Поль Декавилль. Лицензия была куплена 12 сентября 1898 года, а уже 17 сентября машину показали на промышленной ярмарке в Дюссельдорфе.
Автомобиль описывался в журнале Motorwagen как коляска на две персоны, оснащенная двухцилиндровым бензиновым мотором системы Бенца (важная оговорка, поскольку в те годы шла патентная война за приоритет в разработке двигателей внутреннего сгорания), развивающим 4 л.с. и имеющим электрическое зажигание. Автомобиль получил две передачи, привод на заднюю ось осуществлялся цепью.
Надо сказать, что Декавилль занимался выпуском паровозов и сам в 1897 году за 250тысяч франков купил лицензию на автомобиль у изобретателей Жозефа Гвидона и Густава Корнийо. Последний стал главным конструктором автомобильного производства Декавилля. Новинка хорошо расходилась – за год удалось продать более 100 экземпляров. Этот факт упускается из вида автомобильными историками – во многом потому, что компания Mercedes-Benz энергично пропагандирует свою историю, преподнося Benz Velo как первый серийный автомобиль в мире.
Воодушевленный вниманием к новинке, Декавилль продал лицензию еще и итальянской компании Marchand. Впоследствии Генри Ройс использовал более крупную, четырехцилиндровую модели автомобиля Decauville для создания своей первой собственной конструкции.
Машина, показанная Эрхардтом на Дюссельдорфской ярмарке, была, конечно, еще французских кровей. Собственное производство удалось наладить только третьего мая 1899 года. До этого времени завод в Айзенахе выпускал велосипеды, артиллерийские передки, паровые котлы и еще много чего.
Эрхардт выбрал для своего автомобиля название Wartburg – в честь известной горы в окрестностях Айзенаха и не менее знаменитого замка на ней, где в средние века проводились легендарные поэтические состязания среди тангейзеров, воспетые в опере Вагнера. Замок прославился также и тем, что в нем скрывался от инквизиции реформатор немецкой церкви Мартин Лютер.
С 1904 года автомобили Wartburg начинают нести новую марку Dixi (в моду вошли автомобильные названия на латыни), а после приобретения Dixi концерном BMW именно под Айзенахом развернулось автомобильное производство «Баварских моторов». Причем новые владельцы пошли по пути Эрхардта, приобретя лицензию – на этот раз у британского завода Austin.
После того как Тюрингия отошла в советскую оккупационную зону, на предприятии BMW продолжали выпускать машины с бело-голубой эмблемой, и только в 1951 году по решению Дюссельдорфского земельного суда цвета эмблемы заменили на белый и красный – древние цвета земли Тюрингия. А машины переименовали в EMW – Eisenacher Motoren Werke. После того как было принято решение объединить возможности предприятия в городе Хемниц (бывший DKW) и завода в Айзенахе, марку еще раз поменяли, теперь уже на Automobilwerk Eisenach (AWE). И тут вновь вспомнили о замке Вартбург. Новая модель 1955 года получила торговую марку Wartburg, а на ее эмблеме появился силуэт древнего замка.
Журнал «За рулем» постоянно писал об автомобилях «Вартбург», свидетельства чему сохранились в архиве издания.