Предоплата: деньги за воздух
Что слышит покупатель, прошедший через все круги ада и согласовавший кучу вопросов с собственной жадностью и женой? «Ваш автомобиль готов, спускайтесь?» Ничего подобного. Вместо этого ему говорят: «Внесите предоплату и ждите». Как-то это несправедливо... Или справедливо? Так или иначе, в ответ на предложение внести предоплату хочется задать несколько вопросов. И первый из них – это...
Что-то внести?
Строго говоря, та сумма, которую дилер требует внести в кассу при заключении договора купли-продажи, никакая не предоплата. Гордо заявить «я внес предоплату» может только тот, кто оплатил автомобиль полностью – сразу при подписании документов. Такое, к огорчению дилеров, случается нечасто.
Гораздо чаще потенциальный покупатель вносит в кассу аванс или задаток. У каждого из этих терминов есть громоздкое, юридически выверенное определение. Звучат эти определения по-разному, но обозначают примерно одно и то же: в знак намерения исполнить свои обязательства по договору покупатель вносит некоторую сумму денег еще до того, как увидит товар. Единственное и главное отличие состоит в том, что в случае, если сделка по каким-то причинам не состоится, аванс предстоит вернуть – вне зависимости от того, что думает по этому поводу продавец.
С задатком сложнее. Если покупатель вдруг передумал брать заказанный автомобиль по какой-либо причине, то сумму, указанную в договоре в качестве задатка, вернуть уже не удастся и требовать ее возврата можно только вне рамок уголовного кодекса. Однако ежели продавец не в состоянии выполнить свои обязательства, он обязан выплатить огорченному покупателю не просто задаток, а сумму, вдвое его превышающую.
Так чего же хочет дилер?
Если в договоре купли-продажи внесенная при подписании сумма (как правило, это некоторый процент от стоимости автомобиля) никак не обозначается, то речь идет об авансе. В том же случае, когда продавец хочет получить именно задаток, это слово должно появиться на бумаге, подписанной обеими сторонами.
Казалось бы, официальному дилеру выгоднее брать с нас именно задаток. Но это только на первый взгляд. На второй и все последующие обнаруживается ряд причин, по которым поставка автомобиля может сорваться, причем причины эти могут и не подпасть под определение «обстоятельств непреодолимой силы». Следовательно, дилеру придется возвращать уже два задатка, причем каждому из пострадавших клиентов. Согласитесь, не всякий дилер выдержит такое испытание.
Насколько правомерно требование об авансе?
Требуя внести аванс, дилер никаких законов не нарушает. Более того, аванс – это один из способов страховки финансовых рисков. Вот, предположим, заказали вы нечто экзотическое – например, «Тойоту-Приус» в дерзком красном цвете. А это, мягко говоря, не самый популярный автомобиль. Компания-импортер требует от дилеров выкупа автомобилей до передачи их клиентам. Что делать дилеру? Правильно: идти в банк за кредитом – то есть выкупать автомобили за совсем не бесплатные деньги. Если клиент откажется забирать эту машину, на балансе дилерского предприятия повиснет автомобиль, который можно будет продать только помешанному на спасении планеты воинствующему экологу-дальтонику. И в ожидании такого гипотетического клиента выкупленная на заемные средства машина успеет принести ощутимый убыток. Тем временем вы, соблазнившись каким-нибудь спецпредложением, уже давно будете ездить на автомобиле другой марки. А вот если вы таки внесли аванс (или задаток, тут уж все равно), передумать будет сложнее. Да и дилеру дополнительные оборотные средства не помешают.
Получается, мы инвестируем в дилера?
Пополняя своими авансами оборотные средства дилерских предприятий, клиенты, конечно же, уподобляются инвесторам. Известны случаи, когда некоторые лукавые коммерсанты выстраивали «пирамидальные» финансовые схемы: собирали деньги с одних клиентов, чтобы выкупить автомобили для других – тех, которые успели заключить договоры раньше. Так можно какое-то время жить, вообще не занимая у кредитных организаций (и тем самым увеличивая доходность), но конец, в общем, известен: в результате работы такой структуры образуется некоторое количество «обманутых вкладчиков». Дилер тем временем банкротится и убывает на Сейшелы. Обидно.
Как не попасть в лапы мошенников?
Самые свежие истории о банкротстве чрезмерно изобретательных дилеров уже отметили второй, а то и третий день рождения. С тех пор изменилось законодательство, так что открывать дилершипы-однодневки с бизнес-планом, предполагающим бегство на другую сторону глобуса, стало гораздо сложнее. Политика официальных представительств тоже ужесточилась: сегодня подписать дилерское соглашение, не вложив в бизнес несколько миллионов в зеленой валюте, просто невозможно. А значит, любой официальный дилер просто обязан играть вчистую. Так что вот вам старый проверенный рецепт: не покупайте автомобили непонятно у кого. Тогда и аванс вносить будет нестрашно.
Как все-таки вернуть аванс?
Для того чтобы возвратить в родной карман внесенные при подписании договора деньги, нужно доказать, что другая сторона (то есть продавец) свои обязательства не выполняет. Тут возникает щекотливый момент. Как правило, дилеры любыми способами стремятся избежать внесения в договор пункта о сроках поставки автомобилей. Вы, как честный покупатель, имеете право на включении такого пункта настаивать. Дилер упрямится? Напомните ему, что не он один в этой стране торгует автомобилями полюбившейся вам марки.
Менее конфликтный путь – выбирать машины из ближайших поставок или прямо со стоянки. В этом случае и дилеру будет проще взять на себя обязательства, и вы будете уверены в том, что сроки поставки как минимум не зависят хотя бы от таможни.
А если дилер отказывается?
Если дилер и свои обязательства не выполняет, и возвращать аванс не хочет, можно и нужно пригрозить ему судом. Очень хорошо отрезвляют грамотно написанные досудебные претензии с подробным изложением всех «казней египетских», которые обрушатся на дилера в случае чрезмерного упорства. При определенных обстоятельствах можно потребовать даже банкротства компании. В конце концов, если дилер вменяемый, он захочет не просто продать вам автомобиль (прибыль с продажи, как правило, невелика), но и сохранить вас в качестве клиента сервиса – основного генератора денежных потоков для любого дилерского предприятия. А значит, он наверняка пожелает с вами договориться. В рамках «мирового соглашения» (без кавычек бывает только в кино или после выигранного вами процесса) можно получить скидку на автомобиль, а чаще всего – бесплатное допоборудование. В некоторых случаях его стоимость может измеряться сотнями тысяч рублей.
Если договориться с дилером не удалось – договаривайтесь с адвокатом. В самом благоприятном для вас случае он сможет не только вернуть аванс, но и взыскать с несостоявшегося продавца плату за пользование чужими деньгами. Или хотя бы неустойку за нарушение сроков поставки товара. По Закону о защите прав потребителей она составляет один процент в день. Неплохо, правда?
Имеет ли смысл вносить именно предоплату?
Полностью оплачивать автомобиль за некоторое время до его поставки стоит только в исключительных случаях. Например, рынок замер в ожидании очередного подорожания, а дилер готов зафиксировать стоимость автомобиля при условии стопроцентной предоплаты. Бывают и случаи, когда дилеры (как правило, речь идет о довольно престижных марках) стремятся пополнить оборотные средства и готовы серьезно поступиться ценой в пользу тех, кто оплачивает автомобили полностью и сразу.
Покупателю (то есть вам) надлежит помнить следующее: клиенты, готовые в одночасье расставаться с серьезными суммами, относятся к категории самых ценных. Ведите себя соответственно. Пусть побегают.
Шершавым языком юриста
Аванс — это некоторая денежная сумма или другая имущественная ценность, которую должник передает своему кредитору до начала исполнения встречного обязательства. Задаток же являет собой некоторую сумму денег, которую одна сторона договора передает другой в качестве доказательства заключения договора, в счет его исполнения и в обеспечение исполнения обязательств по этому договору. В силу одной из своих функций, задаток относится к обеспечениям обязательств.