Александр Кабаков написал книгу о любви к автомобилям
«Поехали!» - воскликнул Юрий Гагарин и взмыл на ракете в космические просторы.
«Проехали…» - вздохнул пятьдесят лет спустя Александр Кабаков и помахал рукой романтичному, бурному, яркому XX веку и его автомобильным символам.
Презентация книги «Проехали» прошла в Политехническом музее - культурном храме советской интеллигенции, намоленном несколькими поколениями. Александр Кабаков рассказывал о том, как рождалась книга, в одном из самых интересных залов музея – на площадке старинных автомобилей, в окружении героев минувшего века – ЗИМов, ЗИСов, КИМов… В гости к автору пришли журналист Игорь Мальцев, которому посвящена книга, писатель Евгений Попов, в соавторстве с которым Александр Кабаков написал биографическую книгу «Аксёнов», редактор издательства АСТ, где вышла книга «Проехали» Елена Шубина.
«Это книга о том, как обычный советский человек любил автомобили: тайно, безответно, роковой платонической любовью, приводящей в бешенство от того, что предметом любви невозможно обладать. Это книга о любви к автомобилям и о ненависти к тем, кто ей препятствовал», – говорит Александр Кабаков.
Идея книги родилась десять лет назад и была навеяна старинными рекламными фото.
Эти, а может быть и другие, но тоже старинные фото проходят через издание: иллюстрации сопровождают удивительные по стилю краткие очерки – экскурс в историю XX века, в те времена, когда понятия, обозначаемые словами «Бентли», «Кадиллак», «Ягуар», были не реальнее героев фантастического романа.
Для самого писателя его герои, от Ford T 1909 года, Fiat 1915-го, Opel 1928 года до Land Rover Defender 1990-го и Ford Taurus 1989-го, названного автором «концом мечты», – не бездушные механизмы, а исторические вехи. От его цепкого взгляда не ускользнули ни эстетические, ни технические, ни исторические особенности автомобилей, с каждым из которых связан увлекательный эпизод из жизни страны.
Вот ЗИМ ГАЗ-12 1950-1959 года – «красота по-американски». Вот «Москвич-401» - «первый народный», о котором мечтал мальчик Саша Кабаков, его первая несчастная любовь, но - не сложилось: «Или интеллигентность, или машину водить», – сказала мама, и семья поехала на Рижское взморье поездом… Вот Citroen 2CV, «Две лошадки», – «Настоящая француженка». И «обкомовский car» Cadillac Brogham, по которому тосковал в Днепропетровске молодой американец, возвращенный на «историческую родину» отцом-украинцем.
«С появлением выбора и доступности у многих автомобилистов пропал вкус, – сетует Александр Кабаков. – Нынешние автомобили, при всем их техническом совершенстве, эстетически сильно уступают своим предшественникам. Герои моей книги – это персонажи истории, которую мы, к сожалению или к счастью, проехали».