Госдума поддержала Путина по вопросу утилизации автомобилей
Комитет Госдумы по промышленности рекомендовал принять в первом чтении поправки в законодательство, касающиеся введения в России утилизационного сбора с новых и подержанных автомобилей. Об этом сообщил журналистам первый зам. председателя комитета, один из авторов законопроекта Владимир Гутенев.
Законопроект призван определить условия обеспечения безопасной утилизации автомобилей категорий M и N (легковых пассажирских автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов), впервые выпускаемых в обращение на территории РФ. По информации агентства «Финмаркет», изменения предлагается внести в законы «Об отходах производства и потребления» и «О безопасности дорожного движения».
Ввести утилизационный сбор предложил в апреле нынешнего года тогда еще премьер-министр РФ Владимир Путин – с расчетом, что этот шаг сможет в какой-то мере защитить российский автопром после присоединения к ВТО. Тем, кто ввозит автомобили в страну, придется оплачивать сбор «звонкой монетой», в то время как российские и работающие в России производители смогут лишь предоставлять гарантии того, что в дальнейшем они позаботятся об утилизации своей продукции.
Как отмечал замминистра промышленности Алексей Рахманов, Минпромторг собирался также предусмотреть утилизационные сборы с машин, импортируемых в страны Таможенного союза, причем Казахстан и Белоруссия инициативу о введении сбора на утилизацию поддержали.
Порядок уплаты сбора и его размеры установит правительство. Сбор должен уплачиваться таможенным органам в отношении ввозимых в Россию автомобилей до выдачи паспорта транспортного средства, а в отношении остальных — до их государственной регистрации.
Гутенев сообщил, что, по предварительным подсчетам Минпромторга и Минэкономразвития, сбор за новую легковую машину может составить 20 000 — 45 000 руб., за грузовую — от 150 000 до 400 000 руб. в зависимости от категории. «К подержанным машинам будут применены повышающие коэффициенты», — подчеркнул депутат.
Утилизационным сбором планируется облагать как новые, так и подержанные автомобили. «Нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. И только в случаях импорта единичных транспортных средств сбор будет уплачиваться физическим лицом», – отметил Владимир Гутенев.
Исключения предусмотрены для производителей, принимающих на себя добровольные гарантийные обязательства по обеспечению безопасной утилизации выпускаемых ими автотранспортных средств, и «для отдельных категорий лиц, пользующихся установленными льготами при ввозе автомобилей на территорию России».
«Сборы поставят жесткие препоны перед подержанной техникой, той, которая несет угрозу безопасности дорожного движения и экологической ситуации в стране, – уверен депутат. По его мнению, такая мера будет способствовать сохранению рабочих мест в автомобильной промышленности и на многочисленных предприятиях, производящих автокомпоненты.
В случае принятия закон вступит в силу с 1 августа 2012 г. Нормы не будут распространяться на автомобили, паспорта на которые выданы до вступления закона в силу.
В пояснительной записке к документу отмечается, что объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 млн единиц техники в год, а к 2015 году – от 2 млн до 2,5 млн автомобилей в год. Параллельно с этим возникнет необходимость в переработке сопутствующих товаров. Это касается аккумуляторных батарей и автомобильных шин в объемах 33 млн и 12 млн единиц соответственно.