ГАЗ конфликтует с КАМАЗом из-за перехода на Евро-4
Неожиданный конфликт возник у Группы ГАЗ с КАМАЗом , 49% которого контролируют «Ростехнологии». Формально недовольство у руководства ГАЗа вызвало решение «дочки» «Ростехнологий» «РТ-Авто» заблокировать решение об отсрочке выплаты кредита ВЭБу. Кредит был взят под строительство нового производства двигателей экологического стандарта Евро-4 на Ярославском моторном заводе, подконтрольном ГАЗу. Однако на самом деле речь идет о скрытой конкуренции двух грузовых автогигантов.
Дочерняя компания «Ростехнологий» «РТ-Авто» заблокировала на собрании акционеров решение об отсрочке выплаты Ярославского моторного завода кредита ВЭБу. Она была необходима заводу, потому что КАМАЗу удалось пролоббировать перенос срока введения Евро-4 на 2013 год, а именно под выпуск двигателей этого стандарта ЯМЗ брал кредит. Но пока новый стандарт не введен, выпускать такие двигатели невыгодно, их производство обходится дороже. Поэтому ЯМЗ собирает их малыми тестовыми партиями. Теперь не приносящему прибыль заводу придется уже в этом году отдать банку около 400 млн руб.
Отсрочка выплаты тела кредита и процентов по нему на год была уже согласована с ВЭБом, который был не против дать отсрочку. Однако сделка не состоялась, потому что вышло, что сами акционеры заблокировали это решение.
Самое интересное, что «РТ-Авто» является одним из акционеров Ярославского моторного завода, пишет «Коммерсантъ». По словам вице-президента Группы ГАЗ Елены Матвеевой, решение «РТ-Авто» заблокировать сделку вызвало сильнейшее недоумение, поскольку акционер проголосовал за ухудшение финансового положения собственного предприятия.
На самом деле существует давняя конкуренция между Группой ГАЗ и «РТ-Авто», гендиректором которой является Сергей Когогин, - он также возглавляет основного конкурента ГАЗа — КАМАЗ (49,9% акций принадлежат «Ростехнологиям»). Именно КАМАЗ в прошлом году выступал основным лоббистом отсрочки ввода стандарта Евро-4 для автопрома, объясняя это тем, что нефтяники продолжают производить топливо более низкого класса. Но, скорее всего, сам КАМАЗ еще не полностью готов к выпуску двигателей класса Евро-4. ГАЗ, напротив, лоббировал скорейшее введение нового стандарта, чтобы окупить инвестиции в ЯМЗ.