Расход и приход
Правда, на «старушке» сделать это несколько сложней, чем на машине с впрысковым мотором: ведь блока ЭСУД нет – откуда снимать маршрутные показатели? Но если следовать несложным правилам, маршрутный компьютер поставить все-таки можно.
Для этого нужно купить такой МК, у которого с обратной стороны есть колодка, показанная на фото 1. Это заводские МК для VAZ 2110–2112, Gamma, ШТАТ и др. Назначение выводов колодки у всех одно и то же (см. рис. 1), хотя нумерация может и не совпадать. Например, вывод «зажигание», какой бы цифрой ни был обозначен, остается на своем месте. Иначе говоря, любой компьютер из перечисленных, подключенный к колодке автомобиля, будет работать правильно. Но есть исключения: например, компьютер «Навигатор» – чтобы он работал, фирма предлагает переставить контакты в штатной колодке автомобиля. Ну кому такое придет в голову! Не стоит обзаводиться компьютером из серии «Мультитроникс» – вряд ли вам захочется делать для него переходники.
В схеме на рис. 1 один вывод (слева, ниже вывода К-линии) свободный. Сама К-линия предназначена для считывания ошибок в системах впрыска – нам она не нужна. Если купленный МК эту функцию имеет, то при включении зажигания на табло высветится надпись «нет связи», но через две секунды она погаснет и МК перейдет в режим чтения маршрутных параметров: мгновенный, средний (в л/100 км) или суммарный за поездку расход топлива, пробег автомобиля, средняя скорость, максимальная скорость в поездке и т. д. Все показатели, связанные с расходом топлива, выводятся на экран.
Два вывода внизу на схеме (см. рис. 1) обычно не задействованы. У некоторых МК их вообще нет. Иногда фирмы используют их для оценки других параметров – например, температуры за бортом и т. п.
Итак, подходящий компьютер у нас есть. Но чтобы он вычислял то, что мы от него ждем, ему нужна информация. Прежде всего, от ДСА – датчика скорости автомобиля (поз. 1 на фото 2). Какой купить?
Помните о двух важных деталях. Первая: вам нужен ДСА, соответствующий марке автомобиля. Сколько оборотов, например, должен сделать вал спидометра на один километр пути? Для легковых автомобилей ВАЗ это 1000 оборотов, а ГАЗ, АЗЛК и др. – 760 оборотов. На оборотной стороне ДСА это указано. В России других стандартов нет. Но это – лишь формальный, механический расчет. Реальная скорость задается не только оборотами колеса, но и размером шины, к тому же всякая шина по мере пробега изнашивается. А показания спидометра (особенно обычного механического) в той или иной степени «врут» в зависимости от тарировки его пружинки. Нас же интересует, соответствует ли купленный ДСА спидометру. Если в этом нет уверенности (например, для незнакомой иномарки), лучше проверить правильность выбора напрямую: покрутим спидометр вручную. Это займет несколько минут, зато результат наиболее достоверен. Второе требование самое элементарное: датчик скорости (фото 3) должен надежно крепиться к коробке передач и иметь выход под тросик привода спидометра.
Другой важный информатор для МК – датчик расхода топлива (поз. 2 на фото 2). Этот чувствительный прибор нужно врезать в топливную магистраль между бензонасосом и карбюратором (фото 4). Если карбюратор имеет штуцер слива лишнего топлива в бак («обратку»), как, например, «Солекс», заглушите его, а слив обеспечьте, как показано на рис. 2. Конструкция ДРТ это предусматривает. Для автомобилей без «обратки» используем схему с тройником. (Фрагмент такой схемы для вазовской «классики» показан внизу рис. 2.)
Конечно, нужно доработать и электрическую схему, купив соединительные колодки и провода, ориентируясь по схеме на рис. 2. Весь комплект узлов и деталей обойдется в 1600–1800 руб.
Расход топлива контролируется с очень высокой точностью, до долей миллилитра – МК же его «округляет» и выдает на дисплей с точностью 0,1 л, чего большинству автомобилистов вполне достаточно (фото 5). Показания не зависят от уровня топлива или его колебаний в бензобаке.
Как всегда, при подобных доработках автомобиля владелец – сам себе дизайнер. Где и как разместить компьютер в салоне? Ответить с ходу непросто. Решая данную задачу, в последнем вы сами убедитесь. Иногда идут на жертвы. Так, мы отказались от штатных часов на «консоли» VAZ 2107 – они есть в компьютере. Конкретные решения – за самим автовладельцем.
Не претендуя на лавры первооткрывателей, отметим, что в прошлом году мы оснастили, как выше описано, компьютерами автомобили VAZ 2107, 2108 и «Moskvich 2141». Два компьютера ШТАТ и один Gamma отлично работают, радуя автовладельцев.