Проверено в МВД. Охранная система. Позаимствовали на глазах... у спутника
Противоугонки всегда интересовали меня едва ли не больше, чем устройство автомобиля. Это как у Жюля Верна – один персонаж всю жизнь делает пушки, пробивающие любую броню, а второй изготавливает броню, не боящуюся никаких пушек. В такой конкуренции и должны, по идее, рождаться элитные охранные системы – такие, как «АвтоЛокатор Супер» от компании «Мегапейдж».
Изобретать самому куда интереснее, нежели изучать готовенькое. Но увы – некоторые технические решения в одиночку не осилить. Более того, воспользоваться ими тоже может не каждый – дороговато… Поэтому просьба выдать на удовлетворение любопытства 80 тысяч рублей из «общинных» денег энтузиазма у руководства не вызвала. Но что же делать, если самая крутая из известных мне противоугонных систем стоит именно столько? И как оценить ее истинные таланты – прикажете переписать рекламный буклет? Аргументы, окрашенные эмоциями, были приняты во внимание – так в заявке появилась требуемая подпись, а редакционный «Ниссан Максима» на неделю изъяли из повседневной беготни – для опытов.
ЛУЧШАЯ ИЗ ЛУЧШИХ?
Задумано все классно. Двойную степень защиты обеспечивают совмещенные системы – спутниковая (GPS/GSM) и радиопоисковая. Спутниковая работает в любой точке земного шара, радиопоисковая – в Москве и ближайших пригородах. Компания располагает собственными группами быстрого реагирования, готовыми по сигналу тревоги отследить супостатов, посягнувших на чужую четырехколесную собственность, – помогают им экипажи ДПС, выезжая непосредственно «на перехват».
И все же никогда не посягнул бы на три «тыщи» казенных «зеленых», если бы в глубине души не был убежден: не может это нормально работать! На бумаге – да, в телешоу – два раза «да», а на практике – не верю! Но слова – словами, а доказательства нужны веские. И вот мы уже стоим… в очереди на установку!
– Так, что у вас? «Ниссан»? За «АвтоЛокатор Супер» – 64 500 рублей плюс 7500 за установку. Вашу старую противоугонку демонтируем в обязательном порядке: это еще 1800 рублей. Абонентская плата за месяц – 1830 руб. Хотите наблюдать свою машину через компьютер? Тогда еще 1500 за подключение услуги плюс 540 за месяц. Итого – 77 670 рэ!
Конвейер движется лихо. На следующее утро все уже готово – установщик за пару минут сдает нам машину и убегает… Что там сложного-то: вот брелок, вот ключи – в общем, все о-кей! Задерганная секретарша оформляет кучу бумажек с паролями и кодовыми словами на случай разбойных нападений и прочей напасти.
– Вопросы есть? Счастливо!
Что ж, поехали. С улицы Вавилова – прямиком в Балашиху, в испытательную лабораторию МВД. Посмотрим, за что заплатили три тысячи долларов.
А СЧАСТЬЕ БЫЛО… НЕВОЗМОЖНО?
Подорожавший на 3000 у.е. «Ниссан» шуршит по Владимирке, а я мысленно прокручиваю в голове десятки вариантов его «красивого» угона. В том, что задача разрешима, сомнений никаких – надеть на спутник «намордник» сможет любой Ивашка из радиокружка. Он знает: ни в металлическом боксе, ни в тоннеле все это хозяйство не работает по определению – как и сотовые телефоны. Остается московская радиопоисковая система – ее сигналы посерьезнее. Но если удастся победить все высокочастотные дела, то «карета превратится в тыкву», то есть – в обыкновенную противоугонку из нижнего ценового диапазона. Обезвредить ее – дело нескольких минут: об этом мы многократно писали.
Пригоняю «Ниссан» сдавать зачет эмвэдэшникам. Для начала проверяем, работает ли система вообще. Сажусь за руль и, не вводя код, тупо пытаюсь пустить мотор – не хочет. Смотрим на часы – минута, две, три – мобильник молчит. Ага, заверещал! Успокаиваю девушку-оператора: все, мол, в порядке – просто код забыл ввести. Та соглашается – да, бывает – но все-таки произносит кодовую фразу: мало ли, может, у меня уже удавка на шею наброшена… Отвечаю паролем на пароль – все в порядке. Теперь проверяем работу интернет-локации: минут через пять видим на экране ноутбука картинку – нарисованный автомобильчик находится возле села Безменково (?!). Спецы морщатся – вроде бы далековато отсюда – но с выводами не спешат: посмотрим. Со своей стороны прошу больше не беспокоить операторов ложными тревогами – все нужно сделать с первого раза. Оставляю «максимку» ночевать в милиции – пока все нормально…
Но телефонный звонок, раздавшийся следующим утром, расстроил меня вконец.
– Приезжайте! – равнодушно сообщает майор А. – Мы-то обрадовались – думали, штука серьезная. А тут – детский сад!
Залезаю на фирменный сайт. Картинка та же, что и вчера, но что за надпись сверху? Цитирую: «…показано последнее местоположение из архива – автомобиль находится вне зоны обслуживания или ресурсы сети заняты для отслеживания угнанных автомобилей». А мы что – мало заплатили? Какое мне дело до ресурсов сети – где наш «Ниссан»? Мчусь в Балашиху…
– Задумано хорошо! – подтверждает мои догадки довольный майор. – Но до ума не довели: хороший противоугонный потенциал сведен к нулю бездарной установкой! К примеру, передатчик активируется только при попытке пуска мотора, а не от датчиков. А если угонщика спокойно пустили в машину, то дальше и говорить не о чем. К тому же сирену воткнули на самое видное место – откровенная халтура! А блокировки от угона – плакать хочется: два примитивных реле, да еще с нормально замкнутыми контактами! Их даже искать не надо: обезвредил центральный блок – стали бесполезны! Не понимаю – ведь есть же современные релюшки, управляемые по штатной проводке. А все блоки – вот они, на самом доступном месте!
А как же всевозможные передатчики и приемники? Да никак… Включив простенькую «глушилку», специалист тем самым вырубил не только спутниковую систему, но заодно все сотовые телефоны и брелоки вокруг. Открываем дверь, спокойно лезем под капот и быстренько затыкаем глотку сирене. Проверяем «московский» передатчик – молчит! Теперь быстро находим всю «электронику» – веселые ребята-установщики прикрутили ее изолентой под «торпедо»: так проще. По проводке добираемся до антенн и перекусываем их. Готово: система «за три штуки баксов» превратилась в обыкновенную противоугонку, смонтированную кустарем-одиночкой абы как. Все блоки и провода на виду: заводи и поезжай куда хочешь…
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ…
– Да мы столько угонов предотвратили! – слышу я возмущенные голоса сотрудников фирмы. – Да за такую антирекламу вам… Да у нас одни благодарности от клиентов!
Что ж – пусть я буду первым неблагодарным. И замечу, что уже десятки лет типичный аргумент в защиту той или иной охранной системы обычно таков: у меня сто лет работает – и никаких проблем! Но на вопрос, сколько раз машину всерьез пытались угнать, ответа обычно нет: мол, ни разу не пытались, но все равно – штука классная!
Система «АвтоЛокатор Супер» – тоже «классная штука». Но в нынешнем виде она рассчитана на наивных покупателей и абсолютно дремучих жуликов – из разряда тех, которые способны выбить стекло, заметив в салоне яркую зажигалку. Их вычислят, найдут и обезвредят – не сомневаюсь! Но даже такие «пионеры» смогут при желании пустить мотор и доехать на вашей машине до парапета у Яузы. Вам это понравится? А если нарветесь на настоящего профессионала – что тогда?
Вряд ли стоит объяснять, что противоугонки высшего ценового диапазона подразумевают весьма состоятельных клиентов с о-о-очень дорогими автомобилями. А такие «тачки» редко угоняют на авось – их обязательно «пасут». И хороший профи, наметивший себе цель, прекрасно знает, что за система охраняет эту машину, где такие «игрушки» ставят и какого подвоха от них ждать. Более того – если, к примеру, «братки» специализируются на «мерседесах», то один такой «мерс» из своего гаража они сами пригонят, чтобы установить противоугонку: «творческому коллективу» надо учиться, учиться и учиться…
Не мешало бы это сделать и тем, кто под видом элитных систем предлагает потребителям халтуру. Кстати, с фирмы до сих пор никто не поинтересовался, почему наш «Ниссан» исчез с локаторов. Впрочем, довольно бить лежачего...
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ЗР НАЧИНАЮЩИМ УСТАНОВЩИКАМ ЭЛИТНЫХ СИСТЕМ
Все блоки системы следует максимально скрытно разнести по салону, а не засовывать в одно место. То же относится к антеннам высокочастотных блоков. В идеале должно быть предусмотрено несколько дублирующих антенн.
Сирена должна иметь автономное питание, а доступ к ней должен быть максимально затруднен. Угонщик, не одолевший сирену в первые секунды, обычно отступает.
Блокировки должны быть «умными». Управление должно осуществляться по штатной проводке автомобиля, а сами реле следует надежно запрятать. При нейтрализации блока управления охраняемые цепи должны оставаться заблокированными.