«Волга», «Лада-110» и KIA Spectra. Прошлогодний снег
«ВОЛГА» GAZ 31105Изготовитель: ОАО «ГАЗ»Год выпуска: 2005В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с марта 2005Пробег на момент отчета: 24 500 кмПредыдущие публикации в журнале: 2005, № 7, 10VAZ 21104Изготовитель: ОАО «АВТОВАЗ»Год выпуска: 2004В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с декабря 2004Пробег на момент отчета: 35 000 кмПредыдущие публикации в журнале: 2005, № 4, 10Kia SpectraИзготовитель: ОАО «ИЖАВТО»Год выпуска: 2005В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с июня 2005Пробег на момент отчета: 25 300 кмПредыдущие публикации в журнале: 2005, № 9, 10 |
Конечно, сымитировать холода, что и пингвинам не снились, можно в климатической камере, только вряд ли рафинированный мороз полноценно воссоздаст все тяготы и лишения, что могут выпасть машине при натурных испытаниях.
Темным декабрьским утром наш караван взял курс на Мурманск – по утверждению всезнающего интернета, зима там уже вовсю закручивала гайки. Не Оймякон, конечно, где морозы несовместимы с автомобильной жизнью, но и не Красная Поляна с единственным аксессуаром зимы – снегом.
Начало маршрута протяженностью четыре с половиной тысячи километров выдалось удачным – дорога чистая и относительно свободная, мороз скорее формальный, чуть ниже нуля, а до полярной ночи еще два дня пути. Машины ведут себя вполне штатно: «Волга» рычит и с отменным аппетитом жрет бензин, «десятка» при разгонах привычно забирает вправо, «Спектра» просто едет. Видимо, на обжитой трассе с жильем, заправками, магазинами и прочими благами цивилизации нет места подвигу. Во всяком случае, пока нам удается держаться от этого места подальше.
Миновали Великий Новгород, Чудово, уходим на Петрозаводск. Стемнело, машин на дороге поубавилось – самое время раскрывать вечную тему качества и надежности отечественных автомобилей. Но, видимо, тот, кто располагает, считает иначе – до ночлега добираемся без происшествий.
Без происшествий – не значит без замечаний. Долгое движение в зимней темноте привлекло внимание к тем недостаткам, которым обычно не придаешь большого значения. Но о них чуть позже.
…Заполярный день в середине декабря съеживается до нескольких часов, а через неделю от него и вовсе остаются полуденные сумерки. Нашему фотографу повезло – несколько дней выдались безоблачными, а солнце над горизонтом еще поднималось в полный рост. Дневные фотографии сделаны как раз в эти короткие просветы. Но в сторону лирику, куда интереснее расшифровать записи бортовых журналов.
«ВОЛГА»
[caption id="attachment_187753" align="aligncenter" width="150" caption="Отказ реле вентилятора обнаружили
только при остановке. Мимо проходил фотограф.
"]
[/caption]Настроить отопитель салона на нужный режим оказалось не так-то просто. Движок, регулирующий температуру, уверенно держится лишь в крайних положениях. Между ними – зона неопределенности, где выбрать оптимум нелегко. Еще хуже, если подтопить салон вздумается ночью. Во-первых, в темноте нащупать нужный рычажок не удается, сначала следует включить свет в салоне, затем хорошо бы выключить пятую передачу (иначе руке придется огибать рычаг коробки) и лишь потом делать первую попытку. С третьей-четвертой удается, наконец, добиться желаемого результата. Кстати, чтобы включить свет в салоне, придется погасить освещение приборов – выключатель у них один. Такой алгоритм, к сожалению, не единственная загадка. Вот следующая: переключатели на панели подсвечены только во включенном положении, поэтому нужный приходится нащупывать. Со временем, конечно, выработается рефлекторная моторика, но почему не сделать по-человечески?
Воспользоваться прикуривателем тоже непросто: кнопка упрятана в глубокий квадратный колодец, извлечь ее оттуда – искусство. Кстати, без видимых причин на нем пропало напряжение и рацию «повесили» на один из предохранителей – к счастью, их блок легко доступен.
Внутрисалонное зеркало заднего вида так и не обзавелось переключателем «день-ночь», из-за чего свет идущих сзади машин то и дело хлещет по глазам. Конечно, ночью можно пользоваться только наружными, но в слякоть те довольно быстро зарастают грязью, а левое на нашей машине еще и дрожит.
Часть этих «откровений» давно известна, другие можно рассмотреть при покупке «Волги» и загодя взвесить их значимость. Но как быть с приобретенным «наследством»? К 25 тысячам заметно просели рессоры, вылетает передача заднего хода, а первая включается с ударом, развалился набалдашник рычага коробки передач, но хуже всего – завыл-таки редуктор заднего моста! Что ж, владелец завода принял пусть запоздалое, но правильное решение – свернуть наконец производство «Волги» – символа эпохи развитого социализма. Мавр сделал свое дело.
«ДЕСЯТКА»
«Наградной лист» «Лады» получился короче предыдущего, однако блеск «медалей» от этого не потускнел. К 30 тысячам пробега просела левая передняя дверь – компенсировали шайбами под петли. Появился ощутимый зазор в рулевом механизме, загремели верхние опоры передних стоек, продавлена подушка водительского сиденья. Другие мелочи прямого отношения к зимней эксплуатации – теме нашего разговора – не имеют. В таких случаях говорят – пришло время. Жаль лишь, что так скоро.
К примеру, обтрепался вечно сползающий ремень ГРМ – кривой шкив упорно гонит его на реборду. Заменили в комплекте, но уверенности, что новый отработает ресурс, нет. Лопнул расширительный бачок системы охлаждения, правая фара едва реагирует на гидрокорректор.
Наибольшие неприятности доставил отопитель. Лишь четверть индикаторной мощности (той, что развивается в цилиндрах двигателя), превращается в полезную работу. Остальные, а это в режиме максимальной мощности более 250 л.с. (!), идут на подогрев атмосферы. Правда, пиковые нагрузки используются редко, но и четверти достаточно, чтобы отапливать загородный дом, не говоря уже о паре кубометров салона. Однако, несмотря на мощнейшую воздуходувку, тепло от печки расходуется бестолково – теряется в лабиринтах воздуховодов, уходит через их огромные щели. Простейшая доводка системы отопления лишь частично решила проблему, но вскоре отказал моторедуктор воздушной заслонки. Купить его тогда не удалось – заслонку закрепили в положении максимального обогрева. При недолгих поездках этого показалось достаточно.
Другое дело – многочасовая езда: спасаться от жары открытыми окнами – верный способ простудиться. Поэтому бывалый водитель «десятки» на третий день путешествия купил обычный кран отопителя, врезал его в питающий патрубок, а трос управления вывел в салон под рулевую колонку. В дальнейшем «копеечная» система подтвердила свою безотказность. А заодно и многофункциональность – на следующий день заклинил в открытом положении термостат. Аналога в магазинах не нашлось, поэтому до окончания путешествия тепловой режим двигателя поддерживали старым проверенным способом – картонкой перед радиатором и прогоном жидкости через отопитель.
Господа вазовцы, когда же вы научитесь сносно собирать машины? Цену-то уже вплотную подвели к иномаркам, а тянете старую песню – конкуренты-де житья не дают, поддержите, Христа ради, отечественного производителя! Только деньги счет любят, а не патриотические призывы. Кстати, на чем ездит ваш высший менеджмент?!
Справедливость требует объективной оценки автомобилей в равных условиях. Что ж, условия соблюдены – машины идут след в след. Посмотрим, что преподнесла нам «Спектра». Список неисправностей заканчивается на второй позиции – приводим его без купюр.
1. Пробег – 24 750 км, не горит индикатор ближнего света на панели приборов.
2. Штатная телескопическая антенна однажды выдвинулась только на половину хода. Причина – ночью замерз конденсат на трубках. Сбрызнули жидкостью для оттаивания замков – дефект пропал.
Вот и все, остальные замечания касаются конструкции. Подушка водительского сиденья, пожалуй, слишком завалена назад. Видимо, будет полезно под задние крепления кресла установить проставки высотой два-три сантиметра.
Маловат ход отбоя передней подвески. При попадании в выбоины она выстреливает до упора. Неудобно открывать багажник – нужно увеличить преднатяг пружин. На нашей машине нет корректора фар, что, конечно же, не соответствует ее классу.
А теперь вспомним, сколько сюрпризов преподносили наши редакционные «оды» – предыдущие модели конвейера «Иж-Авто». Да, машины были дешевыми, худо-бедно ездили и кому-то нравились уже этим. Только была это тупиковая ветвь эволюции нашего автопрома и как ни жаль, но рано или поздно отпиливать ее пришлось бы. Раньше, пожалуй, лучше.