Ремни для всего контин(г)ента

РЕМНИ ДЛЯ ВСЕГО КОНТИН(Г)ЕНТА

Да и Карл Бенц в первом автомобиле, появившемся спустя век с небольшим, не обошелся в трансмиссии без приводного ремня. С тех пор немудреная с виду лента перекочевала под капот и даже внутрь святая святых – двигателя, став там жизненно важной деталью. Сомневаетесь? Поговорите с теми, кто выложил немалую сумму за капремонт мотора только из-за того, что оборвался ремень привода ГРМ и поршни на полном ходу столкнулись с клапанами!

ВЫВОРАЧИВАЕМ НАИЗНАНКУ

Чтобы узнать, как в наши дни делают автомобильные приводные ремни, мы отправились в Ганновер, где расположились заводы фирмы «КонтиТех» (отделение концерна «Континенталь»). Выбор был неслучаен: именно эта марка стоит на большинстве ремней, поставляемых на европейский рынок. За исключением, быть может, уходящих в историю клиновых ремешков генератора и вентилятора. Возросшие требования к долговечности и передаваемому моменту сместили центр тяжести к так называемым плоским поликлиновым ремням, внутренняя сторона которых испещрена добрым десятком продольных конических бороздок, соответствующих канавкам на шкивах. Тем не менее отдадим должное «старичку» и именно с него начнем знакомство с технологией.

Прошедшая через прокатные валки каландровой машины лента сырой полихлоропреновой массы (ее состав зависит от назначения будущего изделия) наматывается на длинный, около метра, зубчатый барабан. Зубцы потом «отпечатаются» на внутренней стороне ремня и позволят ему легче огибать шкивы малого диаметра. А пока снаружи виток к витку наматывают канатик корда из полиэстера. Именно он не даст ремню растягиваться и рваться раньше времени. Еще один тонкий наружный слой – и в печь, где происходит вулканизация. Затем стальной барабан вытолкнут в специальном станке и получится широченная лента, которую нарежут установленными под нужным углом роликами на готовые клиновые ремни. Процесс занимает немало времени, зато получается сразу несколько десятков совершенно одинаковых ремней.

Подобным же образом делают и зубчатые ремни ГРМ, но только изнутри и снаружи наносят еще слои для износостойкости и скольжения. Кроме того, стекловолоконные нити корда наматывают наподобие «многозаходной резьбы», чтобы соседние витки имели чередующееся направление закрутки. Иначе наш плоский ремень неизбежно будет сползать с роликов и шестерен, не имеющих бортиков. (Клиновому это, понятное дело, не грозит.)

Плоский поликлиновой ремень в свое время задал технологам загадку: как снять его заготовку с барабана, если канавки расположены вдоль окружности? Решение оказалось необычным – все слои, начиная с НАРУЖНОГО, наматывают на гладкий цилиндр. Потом конструкцию вставляют в барабан, канавки на котором сделаны изнутри. Нажатие кнопки – сжатый воздух раздувает сердцевину и «впечатывает» слоеный пирог в бороздки барабана. После вулканизации ленту-заготовку проминают внутрь и вынимают. Остается нарезать ее на готовые поликлиновые ремни и… вывернуть их наизнанку. Сложно, конечно. Потому и стоит такой ремень дороже.

КОГДА МЕНЯТЬ?

Учитывая важнейшую роль ремня привода ГРМ для здоровья двигателя, мы не могли не задать инженерам «КонтиТех» такой вопрос: через сколько километров пробега следует его заменить? Ответ несколько обескуражил – оказывается, ремни последнего поколения меняют вместе – нет, не с роликом – с мотором! Во всяком случае, пробег 240 000 км нынче не предел. Почему же тогда сервис-книжки требуют эту операцию через каждые 40–60–80 тысяч? Ответ прост: замену оплатит владелец авто, а гарантийный ремонт двигателя, случись такой, – фирма–изготовитель автомобиля. Зачем ей этот риск, тем более что срок службы ремня может существенно сократиться (см. «Причины...») из-за неправильного натяжения, дефекта натяжного ролика или случайного попадания на него масла? Последнее, впрочем, вскоре потеряет актуальность.

На промышленной выставке в Ганновере мы с удивлением увидели зубчатый ремень, работающий в… масле. Оказывается, это – новейшая разработка фирмы, которая позволит окончательно вытеснить из мотора стальную цепь… Тем не менее пока что не станем брать на себя ответственность и корректировать нормативы автопроизводителей. Тем более что ремни изготавливают не только на «КонтиТехе» да и подделки «под фирму» везут с востока вагонами…

Подпишитесь на «За рулем» в