62
63
64
65
YAMAHA YZF-R1спортбайк / –н.в. /  см³ /– л.с. /  –  руб.Появившаяся в 1998 году YamahaYZF-R1 стала иконой для спортбайкероввсего мира. Мы рассмотрим три первыхпоколения «эрок» – выпускавшихся с 1998по 2003 год включительно. Собственно,это и были, по мнению «эрадинофилов»,правильные, настоящие R1, послених началась эпоха «одноразовых»мотоциклов.ИКОНАтекст Романа СИТНИКОВА, фото Евгения БОБРИКОВА1998 1999 2000 2001Первое поколение Yamaha YZF-R1 появилось в салонах дилеров. В этом же годуYamaha инициировала отзывную кампаниюиз-за проблем со сцеплением R1.Исправлена конструкция сцепления. Объявлена отзывная кампания по замене крепления трубки системы охлаждения на мотоциклах 1998 – начала 1999 года выпуска.Новое поколение Yamaha YZF-R1 отличаетсяв первую очередь более агрессивной «мордой лица». Масса мотоцикла немного выросла.Выпущена ограниченная партия (1000 машин) Yamaha R1 Champions Edition.ИСТОРИЯтого удачного аппарата. Правда,масса мотоцикла возросла –в первую очередь за счет нелепого аппендикса дожигателя,позволившего карбюраторной«эрке» вписаться в новые экологические нормы.В 2001 году R1 осталась безизменений, новой стала толькоцветографическая схема. Крометого, была выпущена ограниченной партией в 1000 единицYamaha R1 Champions Edition.Mотоциклы этой серии отличались раскраской и наличием таблички с порядковым номером.Появившийся в 2001 годуSuzuki GSX-R1000 отобрал у «эрки» титул «самого-самого» спортбайка, но Yamaha не хотелас этим мириться. В 2002 годусвет увидела новая YZF-R1. Наконец-то на смену карбюраторампришел впрыск топлива, правда,реализованный довольно примитивно – форсунку установилив корпусе дроссельной заслонки,приводимой от разрежения, какв CV-карбюраторах. Двигательостался самым длинноходнымсреди спортивных «литров»японской «четверки», однаковопреки логике не самым узким,показатель максимальной мощности практически не изменился.Выпускной коллектор стал титановым. Коснулись измененияи ходовой части – R1 получилаобновленную раму Deltabox III(технологически от Deltabox IIпрактически не отличающуюся),характеризующуюся большейжесткостью на скручивание, «перевертыш» наконец-то обзавелся 43-мм перьями вместо 41-мм,а на новом заднем колесе обосновался 220-мм тормозной диск.В целом мотоцикл стал незначительно, но легче – на 2 кг.Первое поколение Yamaha YZF-R1появилось в 1998 году. Мотоциклвобрал в себя все лучшее, что присутствовало на рынке спортбайковна тот момент, – компактность и управляемость Fireblade и мощность«литров» типа FZR1000/YZF1000R.Не обошлось, правда, без «детских болезней» – первых «эрок»коснулась отзывная кампанияв связи с проблемами в сцеплении. К следующему, 1999, годукосяк исправили, в целом же существенных изменений не было.К началу 2000 года R1 переработали. О глобальной модернизации говорить не приходится,скорее это была шлифовка и без62ТЮНИНГРазумеется, икона класса литровых спортбайков не могла бытьобделена вниманием производителей всевозможных афте мар кетовых компонентов, и ихстараниями на базе R1 можнопостроить все, что душа пожелает. Но при ближайшем рассмот-moto.zr.ru январь 2012062-065 dose yamaha.indd 6212/8/11 4:54 PM ‣ ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯ: YAMAHA YZFR1 с. 62, СУМКАТРАНСФОРМЕР с. 66,НОВОСТИ с. 67, ВЫБОР НИЗКОРОСЛЫХ ЭНДУРО с. 68,ЭКИПИРОВКА EVOLUTION с. 70, ЭКИПИРОВКА HARLEYDAVIDSON с. 72рении оказывается, что в Россиипонятие тюнинга R1 довольноспецифично и зачастую ограничивается заменой «банки» напрямоток (бюджет – от 6000 руб.за «ноунейм» до 15 000–20 000 руб. за «конец» от именитого производителя), родныхтормозных шлангов (5000–10 000 руб. за комплект отGalfer, Goodridge или Venhill) –на армированные, установкойслайдеров (5000–8000 руб. заслайдеры в раму и 4000–6000 –в ось маятника), удалением «лопаты» из-под хвоста (либо заменой всего «подхвостного»пластика на «спортивный» стоимостью 8000–15 000 руб.) и установкой иных задних фонарей.Можно заменить и весь выпуск,комплект полного выпуска отYoshimura, Arrow или Akrapovicобойдется в 40 000–50 000 руб.Основное отличие Yamaha YZF-R1 2000 года – более агрессивная внешность за счет измененной передней частиобтекателя и головной оптики.Задние фонари на R1 2000 года (внизу) стали выразительнее.2002 2003Третье поколение Yamaha YZF-R1 получилосистему впрыска топлива вместо карбюратора, также модернизации подверглась ходоваячасть мотоцикла. Масса снизилась на 2 кг.РЫНОКИзменилась цветографическая схема, появился выключатель аварийной сигнализации,ближний свет фар стал гореть всегда при работающем двигателе.Реже тяга к прекрасному выражается в удалении EXUP’а (низыпри этом, если честно, страдаютвесьма ощутимо) и «дожигателя»(в каталогах запчастей он называется Air Induction Removal Kit),что приводит к существенномууменьшению массы мотоцикла(EXUP весит около 9 кг, «дожигатель» – около 1 кг). На «эрках»2002–2003 годов иногда фиксируют в открытом положении заслонку (имитирующую работуCV-карбюратора) для улучшенияотклика двигателя. Довольно популярна и установка рекалибровочного комплекта от DynoJet накарбюраторную «эрку» или блокаPower Commander на впрысковую.Кроме того, заметно «разозлить» карбюраторную R1 можноустановкой шиберных карбюраторов (также известных как плоскодроссельные) – 41-мм KeihinFCR или Mikuni RS. Бюджет такогомероприятия составит 30 000–40 000 руб., если покупать новыекарбюраторы (либо 12 000–15 000 руб. за карбюраторы б/у),но результат того стоит. Сразуимеет смысл озаботиться и установкой фильтров низкого сопротивления, обойдется это в до-ЗАЧЕМ«Потому что «эрадин»!»Иные аргументы в пользу приобретения литрового спортбайкав качестве мотоцикла для сугубо городской эксплуатации(а многие ли эксплуатируют спортбайк в соответствии с егоистинным предназначением?) встречаются гораздо реже. Темне менее количество желающих приобрести «эрку» остаетсявеличиной существенной. Конечно, многое зависит от водителя – кому-то и 100-километровый заезд на R1 покажется пыткой, а некоторые умудряются совершить кругосветку на этомне совсем, мягко говоря, туристическом мотоцикле. На сегодняшний день «эрку» тех лет вполне можно рассматриватьв качестве спортбайка с претензией на универсальность,и сейчас отличающегося великолепными динамическими характеристиками, позволяющего выбираться на трек и приэтом не «разбрызгивающегося» по асфальту в случае непредвиденного контакта с оным.январь 2012 moto.zr.ru062-065 dose yamaha.indd 636312/8/11 4:54 PM ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯYAMAHA YZFR1полнительные 3000–5000 руб.в зависимости от производителя.Можно пойти дальше – нарастить рабочий объем двигателя.Сделать это можно различнымипутями. Во-первых, увеличениемхода поршня (например, «лишние» 4 мм его хода превратятдвигатель в 1068-кубовый),стоимость строкер-кита от Wiseco или JE Pistons обычно выражается четырехзначной величинойв долларах США. Во-вторых, увеличением диаметра цилиндра.Кит на 75 мм (диаметр цилиндрастокового 998-кубового мотора –74 мм), увеличивающий рабочийобъем двигателя до 1029 см3(и, разумеется, делающий моторболее короткоходным), либо на76 мм (на выходе будет 1052-ку-ГДЕ ИСКАТЬПоиск R1 одного из первых трех поколений – задача не самая сложная.Да, количество предложений не запредельное, новыбирать есть из чего.В основном первые R1продают частники, можноэти мотоциклы найтии в салонах, занимающихся б/у техникой. Большевсего в продаже машинвторого и третьего поколений, «эрки» же 1998–1999 годов выпуска постепенно становятся всеболее и более редкимигостями салонов.На R1 1998 года впервые появились неразъемные тормозные суппорты (и спереди, и сзади), более жесткие и легкие, чем обычные.R1 2002 года получила раму Deltabox III,характеризующуюся большей жесткостьюна скручивание.бовый мотор) стоит $650–750 –и это только цена «железа»в США без учета стоимости доставки и работы. В-третьих,комбинацией первых двух вариантов – в этом случае рабочийобъем двигателя может добраться до 1200 см3 и даже перейтисей рубеж. Затраты на это, правда, тоже будут измеряться ужетысячами долларов.Если говорить о туристическомиспользовании R1 (что, как нистранно, не столь уж редкое явление), то стоит задуматься обустановке соответствующегостекла (4500–6000 руб. за стекла от MRA или Zero Gravity),а в идеале и сиденья (около10 000 руб. за водительское и7000 руб. за пассажирское производства Corbin).«Перевертыш» с перьями диаметром 43 мм(против 41 мм в 1992–2001 годах) положительно сказался на управляемости обновленной в 2002 году R1.Требованиями экологов было обусловлено появление на R1 дожигателя, позволившего карбюраторной «эрке» вписаться в новые экологические нормы.Pодной глушитель – первый кандидат на утилизацию. Наиболее популярный тюнинг R1 – замена стокового «конца» на прямоток от именитого производителя.64moto.zr.ru январь 2012062-065 dose yamaha.indd 6412/8/11 4:54 PM ВЫБОРО двух особенностях R1 первых поколений осведомлены, похоже, нетолько бывшие или нынешние владельцы этих мотоциклов, но дажете, кто в сторону спортбайков никогда не смотрел: повышенный масляный аппетит (вследствие чего имя«масложорка» надолго приклеилось к мотоциклам R-серии) и нечетко работающая КП. Что характерно, мотоциклы комплектовалисьдатчиком уровня масла, а не егодавления. Причиной второй проблемы отчасти является сцепление (какэто лечится, мы писали в «Мото»№ 11–2011) – в 1998 году Yamahaпроводила отзывную кампаниюиз-за проблем со сцеплением.В следующем, 1999, году Yamahaпроводила отзывную кампанию позамене крепления трубки системыохлаждения на всех мотоциклах1998 – начала 1999 года выпуска.Проверить, проходил ли мотоциклконца прошлого века по «отзывным», сейчас уже не так просто, ноесли он все еще на ходу – значит,скорее всего, проблемы устранили.При выборе R1 первых поколенийособое внимание следует уделитьи ходовой части. Дело в том, чтотраверса вилки довольно слабаяи даже при незначительных падениях ее геометрия может пострадать.Кроме того, из-за такого «гениального» конструкторского решения,как расположенная между гайкойи контргайкой оси рулевой колонкирезиновая шайба (видимо, это такая имитация шайбы-гровера),контргайка не несет никакой нагрузки, и даже при небольшом ударестрадает резьба оси и основнойгайки. Шариковый подшипник рулевой колонки тоже нередко становится источником проблем, разбивая раму в районе рулевой колонки.На мотоциклах 1998–2001 годов стоит внимательно осмотретьподрамник под водительским сиденьем (в местах его крепленияк раме) – случается, что там появляются трещины, даже если мотоцикл не бывал в авариях. На«эрках» 2002–2003 годов этупроблему устранили, расположивточки его крепления шире и сделав подрамник съемным.Также не помешает тщательнопроинспектировать правое крепление двигателя – на большей части R1 1998–2001 годов оно сильноразбито из-за того, что винт на 12проходит через 14-миллиметровоеотверстие в ухе рамы.Интересная ситуация с колесными дисками R1 тех лет – довольночасто попадаются диски, неровнопроточенные на заводе: отбортовкии отверстие под подшипник эксцентричны относительно диска в целом. Это приводит к сильному дисбалансу колес, не говоря ужео биении, и даже на новых «эрках»в салоне можно было насчитать непривычно большое число балансировочных грузиков.На некоторых R1 бензобаки довольно сильно корродируют, связано это с весьма специфическойтехнологией их изготовления,а лечение требует существенныхзатрат.ЦЕНЫВремя летит, и цены наеще недавно «свежие» R1 первых годоввыпуска сегодня уженачинаются с уровняцен на «молодые»«четырехсотки». Найти «эрку» первого поколения можно и за150 тыс. руб., но к выбору наиболее бюджетных вариантов стоит,конечно, подойти ответственно – все-таки спортбайк изначальноне предполагает эксплуатации в стиле «бабушка по выходнымездила в булочную» и ушатать его более чем за 10 лет можноочень и очень сильно. Цены на R1 третьего поколения, 2002–2003 годов выпуска, колеблются в диапазоне от почти 200 до250 тыс. руб. Немало среди продаваемых R1 и мотоциклов, пострадавших в ДТП той или иной степени тяжести, продают их какв состоянии «как есть» по цене заметно ниже рынка, так и в виде«стритфайтеров» (зачастую ограничиваясь только установкойкакой-либо афтемаркетовой оптики да руля) по ценам на уровнесреднерыночных.КОНКУРЕНТЫ YAMAHA YZFR1HONDA CBR954RR Fireblade,2002–2003, 200–300 тыс. руб.KAWASAKI ZX9R Ninja,1998–2003, 180–250 тыс. руб.SUZUKI GSXR1000,2001–2004, 200–300 тыс. руб.APRILIA RSV MILLE 1000,1998–2003, 220 – 320 тыс. руб.Мотоциклы для съемок предоставленыкомпанией «Мистер Мото».Благодарим Павла ЛУКАШИНАза помощь в подготовке материала.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТОИМОСТЬРАСХОДНИКОВ И ЗАПЧАСТЕЙНаименованиеОригинальныезапчасти, руб.Неоригинальныезапчасти, руб.Масляный фильтр300–70032001000–3500Тормозные колодки передние–1300–3000Тормозные колодки задние–1300–2700Армированные торм. шланги–5000–10 000Слайдеры рамы–5000–8000СтеклоВ 2002 году на R1 исчезли два круглых задних фонаря, вместо них появился один –плоский и «острый».980Воздушный фильтр–4500–6000Прямоточный глушитель–6 000–20 000январь 2012 moto.zr.ru062-065 dose yamaha.indd 656512/8/11 4:55 PM