72
73
автобазаПРОВЕРЕНО НА СЕБЕМЕЧЕМ БИСЕРНовое средство для балансировки колес коммерческих автомобилей опробовали два перевозчика-партнера журнала «Рейс»: «Автоколонна №1417» на междугородних автобусах и ООО «Праксис-ОВО» на магистральных автопоездахИдея раз и навсегда отказаться от балансировки колес не нова. Еще во времена всеобщего дефицита и, в частности, острой нехватки качественных балансировочных станков инженеры и народные умельцы разработали оригинальные способы ликвидации дисбаланса путем засыпки в шины гранул различного состава или крепления к ободу колесного диска трубки с расположенными внутри ее металлическими шариками. Смысл этих технических ухищрений был прост: дисбаланс должен был компенсироваться кон-центрацией гранул или шариков в нужной области колеса. Однако, как показала практика, данные средства работали неэффективно. И вот история вернулась на круги своя, только согласно закону развития по спирали техническая мысль поднялась на виток выше. На рынке опять появились балансировочные гранулы, засыпаемые внутрь шины. Разумеется, технология не столь проста, как изобретения гаражных кулибиных, издавна экспериментировавших с заливкой в колеса воды и других жидких и сыпучих тел. Ме-тод, запатентованный в 1997 году фирмой Counteract Balancing Beads Inc. со штаб-квартирой в Джоржтауне (штат Онтарио, Канада), основан на применении мелкого, диаметром от 0,15 до 0,9 мм, стеклянного бисера с электростатическими свойствами и скользким силиконовым покрытием. Электризуясь при трении о резину на ходу, он к ней прилипает благодаря трибостатическому эффекту. Правильно распределившись по внутренней поверхности покрышки, бисер таким образом балансирует колесо и, слипшись, держит форму даже после остановки автомобиля. При этом балансируется и весь вращающийся узел в сборе, включающий ступицу и тормозной диск (барабан), что недостижимо при классической процедуре со снятым колесом на стенде. Одной заправки бисером – до забортовки шины на диск или вдуванием с воздухом через вентиль собранного колеса – хватает на всю жизнь шины. Проехали вброд лужу с глиняной кашей, и ком остался внутри обода? Не беда – метров через пятьдесят биение прекратится. А после мойки и удаления лишнего веса с диска бисер еще раз перебалансирует колесо. И так вечно… если бы не форс-мажорные обстоятельства. При разрыве колеса во время движения автомобиля бисер, повинуясь центробежным силам, вылетит из шины. Собрать его на дороге уже не удастся. Мало того, при ремонте шины необходимо собрать гранулы пылесосом, чтобы вновь поместить их в отремонтированную покрышку. А часто ли вы встречали шиномонтажные участки, в оборудование которых входил пылесос? Да не с грязным, забитым пылью мешком, а специальный, позволяющий собрать гранулы, не перемешавМнениеВАДИМ БАБУШКИН заместитель директора «МАП №2 Автоколонна 1417», Коломна – Наш опыт применения балансировочного бисера Counteract положителен. Пакет гранул на одно 22,5-дюймовое колесо стоит 330 рублей, что немногим дороже комплекта обычных свинцовых грузиков, и на этом расходы заканчиваются: колесо не нужно будет балансировать в течение всего срока службы шины. Тогда как обычная балансировка сбивается довольно часто, вынуждая ее повторять, ведь большинство обслуживаемых нашим предприятием маршрутов проходит по дорогам с отнюдь не идеальным покрытием, а попадание колеса в яму нередко вызывает, пусть и незначительную, но необратимую деформацию каркаса шины с нарушением балансировки. Бисер же немедленно перебалансирует колесо в соответствии с изменившейся геометрией. Конечный результат – равномерный износ протектора шины, и максимальный ее пробег до списания.72РЕЙС МАЙ 2011 Количество микробисера*Размер шины Одиночная шина 195/60R17,5 113 205/60R17,5 113 225/60R17,5 113 195/70R17,5 113 215/70R17,5 142 235/70R17,5 142 205/75R17,5 142 215/75R17,5 170 225/75R17,5 170 235/75R17,5 170 205/80R17,5 142 225/90R17,5 227 8,25R20 227 9,00R20 282 10,00R20 282 11,00R20 340 12,00R20 340 13/80R20 340 14/80R20 340 14,00R20 454 365/80R20 340 275/70R22,5 227 275/70R22,5 282 305/70R22,5 282 365/70R22,5 340 315/70R22,5 282 275/80R22,5 282 295/80R22,5 340 315/80R22,5 340 385/65R22,5 340 385/65R22,5 454 385/55R22,5 397 * для балансировки одного колеса, г Спаренная шина282 340a 340 397 397 397 397их с грязью. Вот то-то и оно! Идем дальше. Как показала практика, бисер работает не только до определенной скорости, но и на определенных диаметрах колес. Так, эксперименты по засыпке бисера в шины джипа показали, что эффект носит циклический характер. То есть на одних режимах движения руль не шелохнется, а стоит прибавить или сбросить скорость – баранка рвется из рук. Чем объяснить данный эффект? Может быть, играет роль диаметр ко-леса или разница в стиле вождения грузовика и легковушки? Увы, пока однозначного ответа нет. У нового средства для балансировки колес есть нюансы, которые не позволяют полностью отказаться от балансировочного оборудования. Также мы пока не знаем, как работает бисер при отрицательных температурах. А зимы в отдельных регионах России лютые. Вопросов много. Ответы на них могут дать только перевозчики. Ждем их мнений.МнениеАЛЕКСЕЙ СМИРНОВ руководитель транспортного отдела ООО «Праксис-ОВО» – Водители автопоездов, которые работают по маршруту Москва – Санкт Петербург – Москва, опробовали новое средство для балансировки колес в виде бисера примерно год назад. Эффект превзошел даже самые смелые ожидания. Так, если раньше балансировку колеса приходилось делать несколько раз в год, так как трасса, соединяющая города, далека от совершенства, и неравномерный износ резины, деформация колесных дисков, приводящие к нарушению балансировки колес, является делом привычным, то теперь тратить на эту операцию деньги нет необходимости. Однако идеальным средством против дисбаланса бисер назвать нельзя, так как для всех типов транспортных средств при движении со скоростью более 110 км/ч эффект от гранул пропадает! Вывод: если соблюдать скоростной режим, то от балансировки колес можно отказаться, как и от покупки дорогостоящих балансировочных станков для оснащения ими шиномонтажного участка собственной станции технического обслуживания. Также отмечу, что при попадании колеса в яму на скорости и стряхивании гранул с «насиженных» мест эффект балансировки восстанавливается практически сразу. То есть ощутить дисбаланс водитель не успеет.282 340 340 340 340 397МАЙ 2011РЕЙС73Реклама