12
13
14
15
16
17
н. осинскии ДВЕ ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ на ЯВТОМОБИЛЕМосква — Тула — Воронеж—Харьков—Курск — Орел—Тула — МоскваФото С. Фридлянда... Досаднаязадержка в пути —• прокол шинывыше средней нормы „настоящего" пробега) и ИЮЛЯ в7 час. 30 мин. утра я дал сильникакого ущерба населению, кроме нескольких ный гудок и поставив первую скорость, раздавленных кур, подшибленных собак и потронулся с Красной площади на новеньломанных оглобель у взбесившихся лошадей, ком „Форде" Явтодора. За мною следовали: тов. Д митриев на машине „Уиппет" ! мы не принесли. Впрочем, что касается кур и собак, то, как известно всем автомобилистам, завода „Виллис-Оверлэнд",тов. К аминский — некоторая часть из них страдает нзопредолимой на машине „Стар" завода Дюрант, тов. Д юму манией самоубийства и бросается под колеса лен — на машине „Шевроле" „Генеральной автомобиля таким образом, что спасти их ценКомпании Моторов", а в конце колонны на ные жизни иногда не представляется возполугрузовом Форде с бензиновой бочкой, веможным. ревками, топорами, лопатой и запасными материалами катил веселый и всегда бодрый тов. Мы уезжаем за пределы Москвы и ускоряем Николаев. ход. Шоссе постепенно улучшается и перед Серпуховым достигает образцовой гладкости. Мой Мы вышли в далекий путь для того, чтобы „Форд" летит как на крыльях, скользя по уклона практике проверить, в какой степени конкуренты Форда (три машины, вышедшие позади ' нам так, точно с горы катишься на салазках. Рессоры и колеса его превосходны, и самые Форда с Красной площади) способны тягаться грубые толчки передаются в кузов лишь ослас ним и каковы будут соотносительные достоинбленным колебательным движением; но, коства и недостатки всех четырех моделей. Пронечно, грубых толчков старается всемерно избег шел не на скорость, потому что в этом бегать и сам водитель. отношении машины могли бы быть испробованы отдельно, в другой раз, а кроме того и Уже к Серпухову начинается жестокая жара. особенно потому, что нас интересовала не Она допекает нас, пока мы стоим на базарной спортивно-техническая сторона дела, а общеплощади, поджидая отставших „Шевроле" и ственно-экономическая,— разрешение вопроса полугрузовика. „Шевроле" уже успел прокоо том, в какой мере каждая из этих машин лоться и нагоняет нас с некоторым запоздапригодна для повседневного массонием. Полугрузовик, не разобравшись в улицах, в ого употребления на дорогах СССР и не под проскочил мимо сборного пункта непосредруководством профессиональных шоферов. Устаственно к Окскому мосту. Во время стоянки мы новка пробега была, так сказать, не автомовстречаем на площади собрата — авгодоровца бильно-спортивная, а автодоровская. на четырех колесах: старый, чиненый и перечиненый грузовик с надписью: „Явтодор, СерпуВот почему на всех пяти машинах сидели не ховское отделение". шоферы-профессионалы, а автомобилисты-автодоровцы или инженеры и студенты ЛомоносовСтоянка кончена и мы движемся к большому ского института (последние работали на машиОкскому мосту. Переплет перекладин косыми нах в качестве механиков). Забегая вперед, тенями бежит по машине. В середине моста скажу, что хотя этот пробег с автомобильнонагоняем бричку с парой лошадок и вынуждеспортивной или автомобильно-технической точны понукать ее, чтобы получить возможность ки зрения и не является „настоящим" пробегом, двигаться быстрей: более одного экипажа чено никаких существенных повреждений маширез коридор каждого пути пройти не может. нам в ходе испытания нанесено не было (в этом За мостом открываются дорожные просторы. отношении наш пробег, вероятно, даже стоит Здесь дорога только частью хороша, на ней 126 много разбитых, а иногда изрытых участков и весьма опасных ям. Отдельные машины вновь получают проколы и пробои — больше всего „Уиппет" (Оверлэнд). С порядочным опозданием против маршрута приходим в Тулу, и на первом же перегоне убеждаемся в том, что при езде колонной скорость движения колонны определяется скоростью находящейся в наихудших условиях на каждом данном участке машины. По отдельности „Шевроле" или „Оверлэнд" останавливаются только 2 или 3 раза, но для всей колонны это означает 4 или 6 остановок и соответствующую потерю времени. В Туле берем бензин и закусываем, на что опять-таки уходит не мало времени. Затем трогаемся вперед по шоссе, которое сперва не блещет высокими качествами, но в тридцати километрах за Тулой становится все лучше и лучше, в особенности, после поворота на Ефремов. В этот день мы должны были посетить Красиво-Меченскую коммуну, имеющую около V/., тыс. гектаров земли и около 600 душ населения. Так как в Тулу все машины значительно запоздали, „Форд" был послан вперед, имея на борту председателя коммуны—-тов. Липаева, председателя колхозцентра — тов. Каминского и журналиста — тов. Карцмана (не говоря уже о водителе, в лице пишущего эти строки). Фактически оказалось, что коммуну пришлось посетить только одному „Форду", ибо до сумерек остальные машины, получая по дороге систематические проколы, даже не дошли до поворота, с которого идет дорога на Красивую Мечу. Нам пришлось долгое время ждать их здесь в темноте, разговаривая с окрестными крестьянами и обсуждая вопросы колхозного строительства (выражаясь высоким языком). Наконец, мы решили даже поехать отставшим товарищам навстречу в Тулу. Но не прошли мы и2 км, как на горизонте показались светлые туманности, затем полосы огней и, наконец, четыре пары автомобильных фар выплыли из-за пригорка. Общий поворот и совместное движение по направлению к Ефремову. В Ефремов приходим в полночь с огромным опозданием, а нам еще остается добраться до Ельца! До этого нас пугали плохой дорогой между Ефремовым и Ельцем, что к счастью ^ к азалось неверным: мы ехали всю ночь с зажженными фонарями к намеченному пункту ночлега в совхозе под Ельцом. Наконец забрезжил рассвет. Скорость машин значительно усилилась; но это чуть не привело в одном месте к столкновению с внезапно выскочившей из канавы стреноженной лошадью. Вообще по Ефремово-Елецкому шоссе почемуто ночью пасется огромное количество лошадей, и надо было все время держать ухо востро, чтобы не столкнуться с испуганным стреноженным конем.В Ельце догорали электрические фонари и была полная пустота на улицах, когда мы (на этот раз в полном составе колонны) пришли туда. Но нужно было еще проехать 10 км по холмистой и неслыханно разбитой проселочной дороге, прежде чем добраться до намеченного совхоза. Здесь все прибывшие замертво свалились на койки, не замечая напавших на них клопов (к сожалению в наших совхозах еще и сейчас многие считают клопов признаком богатства), и тотчас же заснули крепким сном. После пробуждения мы, впрочем, не заметили признаков особого богатства в приютившем нас совхозе. В зданиях выбито много стекол, ворота сорваны с петель, на дворе грязь и беспорядок. Ясные свидетельства того, что совхозы наши крайне запущены и что для восстановления их нужны самые энергичные меры. Плохо выспавшись (в течение трех-четырех часов), но уже имея за плечами солидное опоздание, мы двинулись на Воронеж, без заезда в Елец, прямиком по проселочной дороге. Мы сократили путь по шоссе и выехали на него уже близко от Задонска. Об этом не приходится жалеть, так как проселок здесь имеет довольно приличный вид, и наоборот шоссе от Ельца до Задонска, а в особенности отПереплетперекладинОкского моста косыми тенями бежит по машине13 Задонска до Воронежа находится всовершенно осевшей рессоры, ничего по счастью не пронегодном состоянии. Ездят, главным образом, и зошло . Но выехав за пределы деревни, где около шоссе. При этом постоянное маневрибыли пережиты все эти неприятные ночные рование по об'ездным дорогам представляло приключения, мы встали табором в поле. собой букМашины вально упбыли расражнение в ^-^ ставлены в фигур ной виде буквы езде. Прихо„п", примыдилось вык ающейкидыв ать своими коннастоящие цами к ржацирковые ному полю. трюки для Двое товатого, чтобы рищей улегизбегать лись во ржи, глубоких ям, другие зане -скатылегли в саваться в обмих автоморывы, пробилях. Как лезать в узчеловек раские щели, с удител ьпереползать ный, я улегчерез узенься на земле, кие мостики, п одл ожи в подходя к под себя два ним почти резиновых под прямым коврика, изуглом и т. д. в лечен ных Скорость со дна маоиски по карте правильного пути движения шины . Три или четыре часа проспали мы здесь зыбким по такой „дороге", разумеется, оказывалась сном. Когда в, п оловине четвертого утра, я, гораздо ниже всех предположенных норм. проснувшись первым, разбудил инженера ДюП роклиная на все лады Воронежское шоссе мулена, он идя рядом со мной, завел разгои, в особенности, его „блюстителей", дотащивор о том, что грузовик, вероятно, с коро лись мы, наконец, до Воронежа, вновь растянагонит нас. В действительности грузовик стоял нувшись на очень большом расстоянии. В этот тут же и остановился на ночлег одновременноденья ехал на „ Ш евроле " (ибо условием прос нами. Но Дюмулен даже на ходу еще не бега было, чтобы каждый участник проехал проснулся, и не с'ориентировался в реальной хотя бы один перегон на каждой из машин). обстановке. Если в первый деньу меня не было проколов, потому что я ехал на „Форде", который за весь Вскоре, после того как мы тронулись в путь, пробег, вообще, имел только три прокола, то нам встретился тот разваленный мост, который во второй день мне усиленно везло. „Шевроле". красуется на одной из приложенных фотограшел без всяких перебоеви достиг Воронежа фий. Целый пролет его обвалился с двух или значительно раньше всех. В результате на трехсаженной высоты. Мы сперва попытались нас выпала тяжелая, как оказалось, задача, об'ехать этот мост вброд. Это удалось одному разыскать в Воронеже кого-либо, кто бы нас только Дюмулену на „Оверлэнде", п оказывав ­ встретил и хотя бы помог нам запастись горю шему пример, при чем все же его усиленно чим. Помещение окравтодора (найденное при пришлось вытягивать из тины на веревках. помощи случайно встреченного сознательного Когда вторым попробовал сунуться вброд Нишофера-автодоровца) оказалось запертым на колаев на грузовике, машина застряла так замок; в облавтодоре также не было ни единой близко от исходной точки, что ее также приживой души. При помощи того же добровольцашлось вытягивать на веревках, но уже не туда, шофера, мы, наконец, нашли зампреда местного а обратно. В общем Дюмулену пришлось отЯвтодора и, несмотря на воскресенье, получили правляться одному по противоположному бебензин на складе. КогДа мы пообедали и нерегу реки в намеченный нами сборный пункт — сколько отдохнули, оказалось, что мы имеем Давыдовку. Остальные же машины , — уже не опоздание против нашего маршрута уже более по большаку, а по проселкам, долгое время чем на восемь часов и что, вообще, надвипроплутав по межам и перепаханным дорогаются сумерки. гам, наконец, достигли Давыдовки, естественно, с еще более возросшим опозданием. Тем не менее, „на ночь не глядя", мы решили ехать дальше , хотя бы с риском ночевать От Давыдовки до Острогожска через Коров поле. Шоссе уже окончилось, путь предстоял тояк пролегает превосходная естественная больпо большаку. З аночевали мы в сорока килошая дорога. З десь мы могли итти с большой метрах от Воронежа после фантастической скоростью ис полным удобством. Здесь же ночной поездки мимо прудов, оврагов и канав, выяснилось, что в Коротояке и Острогожске в которые чудом не свалились, хотя и не уданам были накануне приготовлены торжественлось избежать того, что „ Ш евроле " влетел пеные встречи с оркестром музыки, вызовом редним колесом варшинную яму, сверху привоинских частей и мобилизацией всех сил Явтокрытую землей ивнезапно провалившуюся дора. Все эти встречи (как и дальнейшие), увы, под давлением машины . В результате, кроме не состоялись, что, конечно, понизило агита-п,14 ционное значение пробега, но и сберегло нам лишние запасы нервной силы. Лишь от Острогожска впервые хлебнули мы настоящего горя от российских большаков. Дороги от Острогожска до Валуек, пролегающие по глинистой ив то же время весьма холмистой (много меловых гор) местности, с одной стороны постоянно открывают исключительно красивые виды (здесь когда-нибудь будет одно из любимых мест наших туристов вообще и автомобильных туристов в частности), но с другой стороны представляют собою скррее пре 'пятствие для передвижения, чем средство сообщения. В особенности невероятный вид эти дороги имеют при в'езде в города и селения -и на территории населенных мест. Приходится просто удивляться, как люди могут здесь жить и работать, поскольку передвижение по этим „дорогам" просто невозможно. Земля здесь словно нарочно перекопана, взгромождена, взбугрена, разбросана в виде диких глыб и обломков, как бы для того, чтобы сделать данное место недоступным для любого вида транспорта. Буквально можно иногда думать, что кто-то нарочно, обороняясь от наступающего врага, испортил средства сообщения, чтобы затруднить ему передвижение. Нигде, решительно нигде (кроме небольшого участка при в'езде в город Буденный), не видно ни малейших следов того, чтобы кто-нибудь пытался сделать эту „дорогу" проходимой; только в названном городе (в одном месте) наиболее глубокие ямы забросаны меловыми камнями. Отсюда, казалось бы. ясно, что такую примитивную меру можно было применить ив других местах. Но, повидимому, никто об этом не думает и никому это не кажется важным. Воистину, наши дороги (в особенности, так называемые, большаки) одно из самых больных мест в нашей экономике и культурной жизни, а наше отношение к дорогам — одно из самых ярких проявлений пережитков варварства, азиатчины, косности и лени. В этом отношении бывшая Воронежская губерния занимает и поныне одно из блестящих первых мест. Совершенно измученные, добрались мы по этим невероятным дорогам до города Буденного (быв. Бирюч), где я, между прочим, причинил повреждение (помял крыло и погнул рулевую тягу) машине „Оверлэнд", идя через мост ходом не более 10 км в час. К этому моменту я начал засыпать за рулем с открытыми глазами. Не могу даже вспомнить того момента, когда зацепил правым боком машины за железную стойку моста. Только в следующий момент я очнулся от криков механика: „Стойте! стойте! Что же вы делаете?!" Это повреждение задержало нас в кузнице еще на 4 часа и лишь глубокой ночью мы добрались на ночлег в совхоз „Викторополь", расположенный в 60—70 км от Буденного. Мы ехали ночью с проводниками от деревни до деревни. Охотников везде оказывалось достаточно, один парень от'ехал от своего села на 35 км ради удовольствия прокатиться на автомобиле. При в'езде во всякое село нас окружали целые толпы народа, а в одном месте нас даже встретили набатом: свет фар ночью принимали за пожар и народ бежал тушить его со всех сторон. На следующее утро, переспав опять не бол ее трех четырех часов в фруктовом саду сов-Обвалилсяцелый пролетмостахоза под деревьями, мы тронулись в Валуйки, куда быстро дошли по хорошему степному большаку. Оттуда через реку Новый Оскол, которую переехали в деревне Лавах,— на Ольховатку — Скалоновку — Старый Салтов — Харьков. В Лавах мы великолепно выкупались у мельницы. Здесь же мы получили исключительно толкового проводника, бывшего красноармейца, не только показывавшего нам дорогу, но и много в пути рассказывавшего о деревенском житье-бытье. При его помощи, а затем при помощи молодого кузнеца, собирающегося вступить в комсомол, добрались мы по проселочной дороге (которые, вообще говоря, гораздо лучше большаков) до большого села Ольховатки. У проселочных дорог есть только один коварный и отвратительный недостаток. Для того, чтобы едущие возы не попадались на полосу того или иного хозяина, последний нередко вырывает сбоку от дороги по краю своей полосы ряд глубоких поперечных канав. На такие выдумки у мелкого собственника всегда хватает изобретательности и времени; он с удовольствием поломает колеса соседей, лишь бы они не заехали на его полосу. Я догадаться окопать всю дорогу в поле продольной канавой и таким путем не только наметить пределы дороги, но и улучшить самую дорогу, до такой высоты общественного сознания он, к сожалению, подняться не может. От Ольховатки до Салтова идет превосходная большая степная дорога—бывшая военная, шириною в несколько десятков метров. Эта дорога поросла травой, но гладка как асфальт и на ней можно развивать почти такую же скорость, как по асфальту. Приходится только остерегаться поперечных рытвин и канавок, встречающихся кое-где. Именно на этой-то дороге один из наших водителей влетел со всего маху в выбоину и потушил один из фонарей на машине „Шевроле". Повреждение это, впрочем, было исправлено в Харькове быстро и без последствий. На Ольховатко-Салтовской дороге нас ожидало новое приключение с мостом, задержавшее нас перед Харьковым на пять часов и заставившее приехать туда не поздно ночью, а рано утром на следующий день (10 июля). Описанная выше превосходная дорога выведена из строя разрушенным мостом (у него также провалился один пролет). Сверх того, за 15 нари на „Шавроле" горят, „Форд" на ходу, а автокслонна в полном боевом порядке выступает—на этот раз по шоссе—обратно в Москву. Этот обратный путь я уже не буду подробно описывать. В течение двух дней или полутора суток, идя за каждый перегон по 360 км, мы быстро достигли Москвы. Примерно от Обояни мы попали на превосходное шоссе, по которому шли иногда со скоростью до 100 км в час. Мы очень торопились домой. Вновь и вновь мы обнаруживали, что наше запоздание расстроило встречи и агитационные собрания, которые были подготовлены для нас накануне (в частности в Курске, где работает энергичный т. Шебанов). Мы ночевали на сеновале в двадцати верстах за Орлом, мы меньше выпивали квасу и воды при всех остановках (так как удушающая жара предшествующих дней спала) Поджидали отставшую колонну, разговаривая с крестьяи, наконец, в два часа дня 12 июля нами о местных делах мы увидели на горизонте очертания Москвы. К этому времени опять приходилось усиленно бороться с сонной одурью, мостом образовалась глубокая выбоина, заполкоторая то и дело наплывала на глаза и гоненная водой и превратившаяся в небольшое лову. Вот-вот заснешь, сидя за рулем! Но после озеро. Кругом во все стороны тянется топкое продолжительного отдыха в Харькове эту одурь болото. На последней остановке перед этим в данном случае удалось успешно преодолеть мостом нам дали указания относительно об'езда ив2 часа 35 мин. „Форд" и „Дюрант" остановокруг этого болота; но указания были навились у под'езда Явтодора на Пушечной улице, столько неопределенны и, повидимому, невера часом позже туда же подошел „Шевроле"; ны, что мы тщетно искали в течение нескольчто касается „Оверлэнда", то он чинился между ких часов об'езд болота, гоняя „Форд" на перОрлом и Москвой бесконечное количество раз вой скорости по границе болота и доведя мотор (его шины были больше всего продырявлены его до закипания. Наконец, полупьяный крес самого начала путешествия) и прибыл в Мостьянин, ехавший стой стороны, взялся показать скву уже вечером. нам путь и очень быстро доставил нас на другую сторону. Весьма любопытно, что в эту ночь Совершенно определенным результатом прохарьковские товарищи выезжали нам навстречу бега является тот вывод, что „Форд" стоит дапо Салтовской дороге, но почему-то ожидали леко впереди своих конкурентов почти во всех нас на горе по ту сторону болота, не догаотношениях. После этого испытания яс уведавшись переехать на эту сторону для указаренностью взялся бы утверждать, что четырехния пути. В конечном итоге, совершенно измуцилиндровый „Форд" на мировом рынке без ченные к пяти часам утра мы в'ехали в Харьтруда побьет шестицилиндровый „Шевроле". ков и для первого дебюта на его улицах засели В отношении последнего, общественное мнев глубокой тине одного из переулков, т.-е. собние участников экспедиции (а также мнение ственно, засел один только „Дюрант", два же автомобилистов Воронежа и Харькова, уже по„Форда" прошли тину совершенно свободно. лучивших „Шевроле") является резко отрицаОднако, после всех этих ночных и утренних тельным и, по моему мнению, даже преувелиприключений, выйдя из злополучного переулка, ченно отрицательным. Все-таки у „ Ш евроле " Форд остановился, так как стартер отказался превосходный мотор и отлично сделанный кузов. работать (в нем заскочила шестерня) и в реРессоры на „Шевроле" никуда не годны и он зультате перестал работать весь мотор. Грузоявляется машиной исключительной по трясковой „Форд" должен был вести на буксире легсти. Он хуже „Форда" также и по удобству ковой „Форд" в гараж, где должна была остауправления, устойчивости на ходу, способности новиться наша колонна. преодолевать препятствия и вылезать из вязкого грунта. Но в общем „Шевроле" не плохая Расстройство стартера было без труда испрамашина, если не сравнивать его с „Фордом", влено, пока мы спали в гостинице мертвым который стоит вне классов. сном, но тем не менее все указанные выше события привели к тому, что член нашей экспеОчень недурной машиной оказался (сверх диции и корреспондент московских газет поожидания) „С тар - Д юран т". Он во всех отслал в свою редакцию паническую телеграмму, ношениях несколько грубоват, но весьма солигде все вещи изображались в самом черном ден и надежен. По быстроте хода он стоит на свете: и„Шевроле" потерпел аварию, и на „Шеводинаковом уровне со всеми остальными мароле" погасли фонари, и у „Форда" закипел шинами; а все они (как, очевидно, все, вообще,. мотор, и „Форд" вышел из строя, и командор новые американские модели) способны ходить проявил полное слабоволие и т. д. и т. п. Про- " быстрее 90 км в час. Надо об'ективно констаснувшись на другой день, наш корреспондент, тировать, что на „Дюранте" оказалось столь же вероятно, с удивлением констатировал, что фомалое количество проколов и каких бы то ни 16 было расстройств механизма, как и на „Форде". Ровнее всех во время пробега шли именно эти две машины. Но, разумеется, „Дюрант" не в состоянии конкурировать с „Фордом" по способности преодолевать препятствия, по мягкости рессор, по легкости и удобству управления, по маневренной гибкости. „Оверлэнд", повидимому, надо поставить на последнее место, хотя он и недалеко отстает от двух других своих соперников. Мотор „ О верлэнда " слабее других, из чего вытекает относительное отставание его в тех случаях, когда имеет значение сила мотора. Крайне неудачна на нем конструкция с'емных ободов, из-за которой и получалось больше всего возни при смене шин. Впрочем, „Оверлэнд" нашел себе горячего сторонника в лице инженера Дюмулена, который утверждает, что это очень хорошая машина, и ставит ее на второе место после „Форда". Наконец, „ Ф орд " действительно прекрасная машина, механический рысак чистых кровей. Все до мелочей в нем продумано и взвешено, вплоть, скажем, до такой небольшой детали: зеркальце, в которое можно видеть дорогу позади машины, на „Дюранте", например, имеет такой размер и поставлено таким образом, что загораживает вид в правую сторону от рулевого колеса. Эту небольшую, но существенную деталь конструктор „Дюранта" не продумал. Наоборот, на „Форде" зеркальце имеет такую величину и посажено таким образом, что нисколько не мешает вам видеть всю дорогу впереди ; в то же время вы отлично видите в зеркальце все происходящее позади . Недостатками „Форда" (второстепенного характера) являются: непрочность внешней отделки (несолидность искусственной кожи, обивки, легкая „осыпаемость" винтов, гаек, хомутиков и т. п.), а также ненадежность такого электрооборудования как стартер и гудок. Выше отмечено, что в Харькове у нас забастовал стартер; этого не случилось ни на какой другой машине. По московскому опыту также известно, что стартер на „Форде" быстро приходит в упадок. Точно так же гудок на автодоровском „Форде" начал хрипеть и глохнуть уже после 4 тыс. пройденных километров (2 тыс. километров пути и2 тыс., пройденные до пробега); опять-таки из московского опыта известно, что фордовские гудки быстро выходят из строя. Это, очевидно, является последствием того, что Форд для ускорения выпуска сдает заказы на эти детали на сторону. Нужно будет энергично нажать на Форда в сторону того, чтобы улучшить отделку машин, которые будут изготовляться в СССР и исправить положение с электрооборудованием. О закончившемся пробеге следует в общем сказать, что хотя он был предпринят на совершенно новых и —с точки зрения спортсменскотехнической—„не настоящих" началах, он дал результаты вполне удовлетворительные и все поставленные основные вопросы разрешил с достаточной ясностью; при этом в процессе разрешения этих вопросов приняли участие не только обычно участвующие в н-их специалисты дела, но и автодоровские работники-общественники, благодаря чему итоги пробега, вероятно, скорее и глубже внедрятся в общественное сознание. Что касается личных ощущений участников, то пробег (вследствие явных ошибок в планировании его ) доставил им, с одной стороны, не мало напряжения и подчас напряжения мучительного, но с другой стороны, дал бесспорно и много хорошего удовольствия. Можно только пожелать, чтобы наибольшее число граждан Советского Союза поскорее могло совершать такие далекие поездки и чтобы такие поездки перестали считаться пробегами, а стали нормальными маршрутами для десятков и сотен тысяч автодоровцев, сидящих за рулем.Н.Осинскии"^ШДорога здесь словно нарочно перекопана, чтобы сделать ее недоступной для всякого транспорта 17