17
18
Автострою подробный доклад о халатности и бесхозяйственности на строительстве в отношении материалов и инструментов. В Автострое отнеслись к этому весьма сочувственно ив настоящее время поднят вопрос о создании отдела материальной инспекции.* * *Ход работ по постройке автозавода, невзирая на все перечисленные недостатки, все же протекает удовлетворительно. Все цеха сооружаются пока не отступая от плана и если удастся преодолеть все узкие места осеньюмож ­ но будетприступитьк установке конструкций. По социалистическому городу испытывается большая нужда в каменщиках и плотниках. В связи с этим дома по центральной улице от № б до 15 перенесены во вторую очередь, причем они зимой будут окончены лишь вчерне. Электроэнергия и механизация все еще отсутствуют. Сильно отражается на темпе работ недостаток промытого гравия и необходимость промывки его вручную. Серьезные опасения вызывают теплоизоляционные материалы, которых имеется незначительное количество. Совершенно отсутствует железо и алебастра. Гравия имеется на стройке не более 5% общейпотребности. Необходимы самые энергичные меры к своевременной заготовке этих материалов, иначе прорывы на стройке социалистического города неизбежны. По снабжению рабочих положение не изменилось: столовая, оконченная постройкой, еще не функционирует, ларьки попрежнему собирают хвосты. Никакого улучшениявснабжениипоканечувствуетсяи это отражается на производительности труда и, самое главное, вызывает утечку рабочих. По группе транспорта Металлострой задерживает устройство труб при переходах канавы из социалистического города. У Транстроя до •сих пор не выяснено положение с катками и не приступлено к подвозке шлака, песка и гудрона. Открытие дороги тормозится отсутствием катка. По группе санитарной техники положение с проектами прежнее: полный проект от Остин Ко не получен; п роеко по заводу как внешней се и, так и внутренней не имеется. Положение с реализацией фондов и завозом материалов на строительство неудовлетворительное. Бетонный завод готов к пуску, но стоит из-за отсутствия промытого гравия.1 августа 1930 г.М. КозловСТРОИТЕЛЬСТВО ТРАКТОРНЫХ ЗАВОДОВСталинградскийОВОРЯ об этапах героического строительства Сталинградского тракторного завода, нужно отметить резкие колебания, которые имели место в определении мощности, а отсюда и стоимости завода. В апреле 1927 г. СТО утвердил производительность в год 10 000 тракторов, мощностью в 10—20 лошадиных сил, определив стоимость всего завода в 35 млн. р. С этими данными было приступлено к подготовительным работам. Но в следующем 1928 г. все эти данные были опрокинуты и было решено увеличить производительность вдвое, т.-е. до 20000 тракторов в2 смены, при чем стоимость завода определилась в 42,5 млн. р. На основе этих данных, Сталинтракторострой разработал промфинплан, которым предусматривал сооружение завода в один сезон 1928/29 г. Однако этому также не суждено было осуществиться. В декабре 1928 г. произошло третье изменение. Правительство решило соорудить завод с годовой производительностью в 400С0 тракторов против 10 000 первоначальных при 2 сменах, при этом утверждена была модель „Интернационал" мощностью в 15—30 л. с. вместо 10—20 л. с. Это потребовало коренного изменения уже готового проекта и, конечно, изменения сроков.ГВновь переделанный проект определил стоимость завода в 76,5 млн. руб. при стоимости трактора в 2,5 тыс. руб. Проектирование зданий основных цехов поручили американской фирме Альберт Кан с участием советских инженеров. Одновременно Госпромстрою было поручено проектирование вспомогательных цехов и обслуживающих зданий. К сожалению, Г оспромстрой не оправдалвозложенных на негонадежд : п роектированиеи само строительство он велплохоиоченьмедленно , йез конца меняя графики работ и систематически нарушая договоры о сроках. Черепашьи темпы Госпромстроя безусловно сорвали бы строительство и завод до сих пор не был бы построен, но к счастью Тракторострою удалось из'ять у Госпромстроя постройку основных цехов, что сразу спасло положение. Сталинградтракторострой сам начал строить завод, установил большевистскиетем ­ п ыис помощью героических усилий рабочих сумел в срок закончить постройку. Как же работали тракторостроевцы, если учесть большие затруднения с питанием для рабочих, недостаток стройматериалов и необычайную косность инженерно-технического персонала, который оспаривал темпы и методы американских рабо ?Н ижегородскийавтозавод . Социалистический городок с южной стороны/> Конструкции механическо-сборочн огоцеха были в основном установле ­ н ыв 28 днейвместо 62 поплануТракторострояи 163 днейпоамерикан ­ с комуплану . Конструкции кузнечногоцеха были полностью установлены в 54 днявместо 62 дней по плану Тракторостроя и 132 дней по плану американцев. Конструкции литейногоцеха установлены в 72 дняпротив 193 дней по плану американцев. — В чем же дело? — Почему сроки американцев расходились с действительностью? Оказывается, что американские планы делали накидку на нашу неорганизозанность, расхлябанность и ротозейство. Но американцы не учли, что наши рабочие, зараженные пафосом труда и борьбы, могут проявлять такой энтузиазм и героизм какой американцам совершенно неизвестен, чужд и непонятен. Строительство основных цехов также было окончено раньше намеченных сроков. Механическо-сборочный цех окончен сооружением 15 мая в 309 дней вместо 335 дней по плану Тракторостроя и 345' дней по американскому плану. Кузнечный цех окончен 25 мая в 314 дней вместо 335 и 345. Литейный цех окончен 25 мая в 270 дней вместо 365 и 375 дней. Таким образом, все три основных цеха построены раньше сроков, намеченных Тракторостроем и американцами.„спасение" для строителей водопровода заключается в том, что для тракторного завода запаздывает заграничное оборудование. Очень остро стоит вопрос со специальными сталями: „Красный Октябрь" дает сталь плохого качества. Таким образом все производство в будущем зависит от: 1) получения недосланного оборудования из-за границы; 2) получения необходимого качества и количества металла и стали и 3) окончания единого водопровода, который обеспечит завод водой. Из строительных работ остались лишь жилищные и бытовые, производственные здания почти все готовы. Но и оставшиеся работы могут быть сорваны, так как другие строительства забирают отсюда и рабочих и инженеров. Уже сейчас нехватает 50% рабочих; рельс и труб нет совершенно, а транспорт выполнен на 30°/о.ХарьковскийСтроительные работы на Харьковском тракторном заводе выполнены на 33%. Неоднократные изменения проекта (вмесю металлических к^струкций предложен железобетон, за исключением кузницы) служили главной причиной медленного проведения намеченного плана. С материалами одно время было так скверно, что приходилось увольнять рабочих. Теперь же рабочих нехватает на 50% и попрежнему ощущается большой недостаток в стройматериалах. Совершенно нет леса, труб и рельс. Запаздывает строительное оборудование, в особенности буровое. Дальнейшее выполнение намеченной программы целиком зависит от поступления строительных материалов и наличия рабочих, главным образом, каменщиков и плотников.* * *В настоящее время темижебольшевист ­ скими темпамиидет подготовка кпроизводству . Как известно, первый собранный трактор прислан в Москву в подарок XVI партийному с'езду. На 1-е августа собрано 20 пробных тракторов. С получением оборудования первой очереди постепенно развертывается нормальное производство с таким расчетом, чтобы на 1 октября этого года вы пусти ib 2 000 тракторов, а на 1 июля 1931 г.— 25 000 тракторов. Начиная с1 июля будущего года завод должен давать полную норму — 50 000 тракторов в год при непрерывной рабочей неделе и двух сменах. Но все эти цифры будут реальными, если удастся преодолеть трудности и узкие места, властно царящие на Тракторострое. В числе главнейших недостатков имеются: н еобеспе ­ ченность строительными материал амиирабочейсилой . Завод не обеспечен инструментами и быстро режущей сталью. Дтя основного производства нехватает 750 чел. квалифицированных рабочих и 112 чел. инже нерно-технического персонала. Работники завода обеспеченыжили ­ щ емлишьна 50%. Огромное бытовое строительствоклуб, школа, фабрика-кухня, диспансер и жил-пе дома — не обеспечено стройматериалом на % потребности. Вообще же быт на заводе не социалистический, а скорее азиатский: рабочие живут'в отвратительных условиях. Грязь, клопы, мухи и пр. враги дружно и успешно вредят на бытовом фронте Тракторостро . Ликвидация основных б ..товых недостатков упирается в сооружение единого водопро ­ в ода , который строится черепашьим шагом . Но. как. говорят, нет худа §ез добра; 18ЧелябинскийЧелябинский тракторный завод строится хозяйственным способом. В настоящее время прибыл утвержденный генеральный план, который консультировали американцы. К сожалению с подготовительными работами и_ жилищным строительством положение весьма скверно, так как половина сезона упущена в поисках места. До сих пор не утверждена планировка поселка. На всем ароительстве провал с кирпичом. Уральские организации окончательно оскандалились и не выполнили принятых обязательств: вмесю 68 млн. шт. кирпича они дали лишь 2,5 млн., причем из них оказалось 1С0% брака. Таким образом кирпичанетсо ­ в ершенно , не взирая на то, что Челябтракторострой, вопреки запрещению центра, снабдил уральские организации своим фуражем и рабочими. По всем остальным об'ектам строительства также мало утешительного: р абочих нех ватает , ни одна заявка Наркомтруда на рабочих не удовлетворена и строительство вынуждено искать рабочую силу своими средствами. Так же плохо ис материалами: н ет рельс, труб истроймеханизации . Нужны энергичные меры, чтобы ликвидировать прорыв со строительным материалом и рабочими, иначе намеченный план текущего года будет окончательно сорван.М- К,1 августа 1930 *.