14
15
^ол/И\ЪЪЪОВЕТСКАЯ МАЛОЛИТРАЖКАВ ТУПИКЕНЕОБХОДИМО СРОЧНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ОБЩЕСТВЕННОСТИВопрос о создании советского малолитражного автомобиля уже давно разрешен в положительном смысле всеми з айн тер еоо ванными организациями и общественностью. О том, каким должен быть советский малолитражный '.автомобиль, говорилось очень много. Появление НАМИ-1 и НАТИ-2 также сопровождалось длительными дискуссиями. В дискуссиях подтвердилось, что советская малолитражка не имеет ничего общего с бэбикаром (автомобиль - малютка) или заграничным смоликаром (малый автомобиль). И всетаки некоторые конструкторы продолжают утверждать, что советская малолитражка должна котировать заграничные образцы ((передний привод низкая рама, двигатель сзади и т. д.). Между тем совершенно ясно, что иностранные малолитражки большею частью непригодны в наших условиях. •Передний привод — и это доказано зарубежными специалистами — оправдывает себя лишь на хороших дорогах, он слаб на проселочных и безусловно неприемлем при бездорожье. Независимая подвеска передних колес не сможет выдержать той напряженной работы, какая предстоит советской малолитражке. Установка двигателя сзади связана с усложнением системы управления, контроля и охлаждения (особо важно!) |и, так же как и передний привод, ведет к неравномерному распределению нагрузки на переднюю и заднюю оси. В итоге: в одном случае — ухудшение сцепления колес с поверхностью дороги, в другом — затруднение управления. Это особенно смазьюзетоя на подъемах и плохих дорогах. Опускание рамы, вполне возможное и при «классической» схеме автомобиля, послужит причиной уменьшения клиренса (расстояние от поверхности дороги до низшей точки м'тгаины) и гари езде по плохим дорогам приведет к поломкам и задержкам. О том, что лучше — рама или центральная труба — спорить трудно. Практика же показала, что наилучшим средством против пере-. кооов шасси и кузова является имению центральное расположение одного или двух лонжеронов в виде ли трубы (Татра, Pep, Авспродаймлер и, наконец, НАМИ-1 и НАТИ-2), или в виде суженной рамы (БМВ, ДКВ, АУДИ). Мы не беремся утверждать, что машина НАТИ-2 представляют собой идеал малолитраж. ного автомобиля. Но в том, что основные принципы -его построения подобраны удачно нет сомнения. НАТИ-2 • автомобиль, постро— енный действительно для' советских условий Автомобили НАТИ-2 были испробованы в самых различных условиях, начиная с асфальта и кончая бездорожьем (в худшем смысле этого слова), и на разных скоростях. Там, где форд снижает ход до первой передачи, когда седоков подбрасывает и езда иа машине -мучительна,—там НАТИ-2 проходит На третьей передаче мягко, с небольшим замедлением хода. Переход с асфальта на булыжник без какого - либо изменения скорости с трудом заг метен. Машина свободно забирает 4—о человек. Подытоживая все сказанное, можно уже сейчас сделать вывод, что НАТИ-2 в основном (подчеркиваем — в основном) может явиться искомым объектом для производства советской малолитражки и что многолетняя работа по усовершенствованию конструкции НАТИ-2 пошла впрок. К сожалению, НАТИ до сих пор еще не смог закончить испытание и выпустить опытные малолитражки. Из-за этого нет возможности сделать решающие выводы. Конструктор НАТИ-2 инженер К. А. Шарапов работает над дальнейшим у совершенствони ем НАТИ-2 и уже предусмотрел некоторые изменения. Со своей стороны, мы считаем необходимым облегчение кузова. Что касается применения к.конструкции НАТИ-2 фордовских частей, то мы думаем, что оно допустимо лишь в самых незначительных пределах во избежание увеличения тяжести машины. С момента выпуска первых машин НАТИ-2 прошло 10 месяцев. ЦС Автодора и конструктор машины настаивали на дополнительном выпуаме машин, в целях исключения возможных при кустарной и опытной работе случайностей ив целях наилучшего изучения конструкции этой машины. Было решено выпустить всего' 10 машин. ЦС Автодора отпустил средства. Затем., по требованию НАТИ, ЭТО число было уменьшено до 5, теперь до 2. После десятимесячной работы — налицо 6 двигателей, 5 шасси и5 кузовов. На ходу всего -лишь две машины. Научный автотракторный институт, загруженный другими работами, и его опытный завод, целиком работающий на внешние заказы, «не оправляются» с программой но малолитражкам. Нет людей (над НАТИ-2 работает всего 5 человек), нет базы для ремонта и замены портящихся в процессе испытания частей. Были случаи, когда части, требующие замены, мариновались на заводе и задерживали испытания на месяц-полтора. Получив средства и не заключив договора с Автодором (ошибка Автодора), институт счел возможным тратить эти средства на малолит-Легковой малолитражный автомобиль НАТИ-2 в пробеге14 Малолитражный грумвик нии по бездорожьюНАТИ на испытаФ ото автораражки вообще, а не на скорейшее окончание опытной оерии и испытаний. НАТИ -ссылается на отсутствие интереса, внимания и поддержки извне. Решение НАТИ о работе лишь над двумя машинами (якобы для сосредоточения внимания на небольшом количестве объектов) и плохая постановка дела привели к остановке работ над малолитражками. Положение -создалось такое, что конструктор машины т. Шарапов принужден был уйти с этой работы. Президиум автомобильной секции ЦС Авто-дора вынес на расширенном заседании резкий протест против такого ведения дела в НАТИ. Прошел месяц, однако, положение не измени лось. Нужно сдвинуть дело советской малолитражки с мертвой точки. Немалую роль должна сыграть здесь и автодоровская общ/гетвенноетьНеобходимо заставить НАТИ в кратчайший срок закончить сборку еще хотя бы трех машин (они почти готовы) и провести испытания с тем, чтобы к 1934 г. вопрос о пригодности НАТИ-2 был окончательно решен. Ю. ДолматовскийПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПАЙКИ ТРУБОКНа рисунке приведена простая конструкция державки для медных трубок, подлежащих пайке. Преимущество этой державки — простота устройства, -с одной стороны, и возможПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ЗАПРЕССОВКИ И УДАЛЕНИЯ ВТУЛОКНа наших рисунках пр-иве.дены два приспособления: одно для запрессовки, другое для удаления втулок. Эти простые приспособленияность зажима самых тонких трубок без следа пром'ятия — с другой. Державка представляет собой два треугольника с внутренними вырезами, согнутых из одного куска железа. Трубка, подлежащая пайке, вкладывается в боковые вырезы треугольников и прижимается к верхним углам их стальной листовой .пружиной, нижний конец которой крепится к донышку державки, как показано на рисунке.пенны там, что позволяют произвести данные операции без помощи пресса в том случае, когда его не имеется. Устройство обоих приспособлений вполне понятно из рисунков.15