10
11
ШИНЫ ИЗ СИНТЕТИЧЕСКОГО КАУЧУКАВ КАРАКУМСКОМ АВТОПРОБЕГЕЗа годы первой пятилетки у нас в Союзе выросла промышленность синтетического каучука. В настоящее время работают три завода, а в 1934 г. должен быть пущен четвертый завод. Таким образом создана база для полного освобождения СССР от импорта каучука. Промышленность синтетического каучука существует только в СССР. Поэтому постройка заводов, освоение техники производства осуществляются у нас без какого бы то ни было участия заграничного опыта. Это говорит о том, что создание промышленности синтетического каучука является одним из самых крупных достижений советской науки и техники. Синтетический каучук получается по способу, разработанному академиком С. В. Лебедевым. Исходным сырьем для получения каучука является винный спирт, добываемый главным образом из картофеля. Процесс получения каучука состоит грубо в следующем. Спирт-сырец в парообразном состоянии пропускается через реторты особой конструкции, нагретые до температуры .около 400° и наполненные особой контактной массой. Под влиянием высокой температуры и катализатора происходит каталистическое разложение спирта с образованием целого ряда жидких и газообразных продуктов. Среди этих продуктов основное место занимает газ, называемый дивиналом и являющийся исходным веществом для получения каучука. Этот газ после ряда производственных процессов по его улавливанию и очистке путем охлаждения до 20° превращается в жидкость (точка кипения этой жидкости — 4°). В этом состоянии он заливается в автоклавы, где под влиянием металлического натрия происходит превращение его в каучукоподобную массу. Эта масса обрабатывается на особых вакуум-смесителях, упаковывается и отправляется на резиновые заводы. Синтетический каучук, получаемый по этому способу (так называемый натрий дивинал-каучук), сильно отличается по своим свойствам от природного каучука. Эти отличия делают его новым своеобразным сырьем для резиновой промышленности и при изготовлении из него изделий необходимо тщательное изучение как его свойств, так и технологических приемов переработки. В Каракумском автопробеге испытывалась продукция трех заводов синтетического каучука: Ярославского (СК-1), Воронежского (СК-2) и Ленинградского опытного завода. В Каракумском пробеге испытывались шины различных размеров—соответственно грузоподъемности машины: для ГАЗ—28x475 и 29x525, для ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА—32x600 и для машин АМО-3—34x7. Всего в пробеге испытывалось около 90 шин из синтетического каучука, что составляло 55 проц'.' .общего количества опытныхШИН . (g. |В табл. 1 представлены данные по распределению испытывавшихся шин в зависимости от заводаизготовителя каучука, завода-изготовителя шин и количества синтетического каучука в шине. Таблица 1Завод - изготовитель каучукаСК-1 СК-1 СК-1 СК-2 СК-2 СК-2 шины ЯШ-3 ЯШ-3 ЯШ-3 ЛШ-3 ЛШ-3 ЛШ-3Содержание синтетич. каучука в процентах Протектор Каркас50 25Колич.29100 100 100 100500503 418050418 11 870 0СК-спыт. ЛШ-3-100Всегс) шин СККроме шин СК в пробеге испытывались шины из советского каучуконоса (тау-сагыз) и шины из природного импортного каучука. Четыре легковых^ машины шли на шинах «сверхбаллон».. ПР 0 йД енн ьш колонной автопробега путь в9 400 км охватывал районы с разнообразными дорожными условиями. Характеристика дорожных. условий видна из следующих цифр: около 1 200 км пройдено по полному бездорожью, 4 580 км по. непрофилированным колейным дорогам, 1 320 км. по грунтовым профилированным дорогам и2 270 км. по шоссе. Шинам пришлось столкнуться с самым разнообразным грунтом и самыми разнообразными усУчастники каракумского автопробега на границе Больших Кара-Кумов были предупреждены местным населением специальными. плакатами „Внимание! Не забудь взять воды!"Ф ото Гомерова) Автомашины в Больших Кара-Кумах. Привал в пустыне Фото Гомероваловиями работы. Некоторые участки, пути были исключительно тяжелыми. Так, например, при переходе через Малые Кара-Кумы машины шли по узкой выемке в твердой почве, передвигаясь только на наружных шинах задних скатов, которые испытывали при этом удвоенную нагрузку и сильно терлись боковинами о края дороги. При переходе через пески для увеличения проходимости машин было снижено давление в шинах, что создало исключительно тяжелые условия их работы 1. В отдаленных районах культурной полосы Средней Азии, в песках Кара-Кум, на плоскогорье Усть-Юрт шины сталкивались с большими гвоздями от арб, с саксаулом, с острыми камнями, — все это послужило причиной многочисленных пробоев шин. После Баку машины шли по горным щебенчатым шоссе Закавказья и Кавказского хребта. На этом участке шины подвергались усиленному износу. Кроме того большая часть маршрута проходила по районам с повышенной температурой по сравнению с европейской частью Союза. Температура воздуха в Средней Азии доходила до 43° в тени, температура грунта до 65°, причем температура воздуха значительно повысилась уже после Самары и значительно снизилась лишь после перехода Крестового перевала на Военно-Грузинской дороге. В настоящее время материал по испытанию шин изучается и готовится полный отчет. Имеющиеся сейчас результаты основаны на данных пробегового учета и поэтому носят предварительный характер. Однако уже этот материал позволяет сделать некоторые выводы. Осмотр шин в пути и после пробега показал прежде всего их хорошую устойчивость к бездорожью и высокой температуре. Синтетический каучук не претерпевал изменений под влиянием температуры и из-за плохого качества каучука не выбыла из эксплоатации ни одна машина. Равным образом износ шин из СК не превышал износа шин из природного каучука, причем после всего пробега многие машины с. протектором целиком из синтетического каучука сохранили не меньше 60 проц. высоты рисунка беговой дорожки. Таким образом шины из синтетического каучука в общем -оказались по качеству неуступающими шинам из природного импортного каучука. З а весь путь, пройденный колонной, выбыло из эксплоатации 30 шин из синтетического каучука,1 Следует указать, что снижение давления не дало резкого эффекта в увеличении проходимости машины, и этот метод не может быть рекомендован.что составляет около 34 проц. общего количества, причем 18 шт. выбыло из строя по эксплоатационным причинам (пробои гвоздями, саксаул ом, острыми камнями), что составляет 20 проц. всех шин СК. Примерно такое же количество выбыло из эксплоатации к шин из природного каучука (16 проц.). Остальные 12 шин выбыли и? эксплоатации по производственным причинам. Это составляет около 14 проц. всех шин из синтетического каучука. Осмотр шин, выбывших из эксплоатации по производственным причинам, прежде всего показал, что дефекты этих шин являются дефектами шинных заводов и заключаются в отслоении боковины, расслоении стыков боковины или протектора. Эти расслоения обнаружились в основном еще при движении колонны по маршруту первого технического этапа Москва—Ташкент. Большинство шин из 12 выбывших из эксплоатации по производственным причинам выбыли за первый технический этап. Следует указать, что из них только одна шина была изготовлена Ярославским шинным заводом, все же остальные шины производства Ленинградского шинного завода. Каковы же причины этих дефектов и каковы пути их устранения? Мы уже указывали выше, что синтетический каучук обладает целым рядом своеобразных свойств. Среди этих свойств одно из основных занимает пониженная по сравнению с природным каучуком клейкость синтетического каучука. Задача состоит в том, чтобы перестроить и технологические приемы производства и рецептуру шинных смесей таким образом, чтобы максимально учитывать эту пониженную клейкость каучука и подчинить весь процесс производства как этим, так и другим особенностям. Наличие этих дефектов указывает, что в ряде случаев мы еще не сумели целиком справиться с особенностями каучука, и если Ярославский шинный завод дал шины, почти не имевшие производственных дефектов, то шины Ленинградского шинного завода оказались несколько худшего качества. Анализ всех данных испытания шин в пробеге даст заводам много материала по выявлению слабых мест шин и путей для полного устранения всех дефектов. Таковы выводы испытания шин из синтетического каучука в Каракумском автопробеге'. Автопробег показал, что Советский союз обеспечен каучуком высокого качества, способным вместе с нашим природным каучуком из тау-сагыза целиком освободить страну от импорта каучука. Инж. Евстратов 11