Юбилейавтомобиля29 августа 1885 года Гоглиб Даймлер получил патент на механический экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Эга дата начинает историю бензинового автомобиля, и в августе нынешнего года весь мир праздновал 50-летие транспортного экипажа, завоевавшего за полвека самую большую популярность, какую только могла получить машина в наш век техники. От двухколесного мотоцикла Даймлера, трехколесного автомобиля Карла Бенца и первой газолиновой тележки Форда до современного 12-ти цилиндрового обтекаемого многосильного автомобиля — дистанция огромного размера. Но человечество прошло ее в короткий срок. 35 миллионов автомобилей во всем мире родились от несовершенной коляски Даймлера и Бенца. История развития автомобиля—это история победы двигателя внутреннего сгорания над паровым двигателем. Бензиновый автомобиль рождался в тот период, когда паровые автомобили достигли значительного развития и будущее, по мнению авторитетных специалистов, принадлежало только им. И все-таки бензиновый автомобиль победил в короткий срок. История развития автомобиля в старой России ив СССРнаглядная история победы социалистической техники в технически отсталой стране. В период, когда на западе автомобиль совершал свое победное шествие, когда на улицах евротейских и американских городов разъезжали десятки тысяч автомобилей, в царской России на автомобиль еще смотрели, как на забавную игрушку, не имеющую никакого практического значения. Русская буржуазия с вожделением и завистью смотрела на прибыли заграничных автомобильных заводчиков и мечтала о собственной автомобильной промышленности ио высоких дивидендах. Однако по сравнению с Западной Европой российская буржуазия была бедной и технически отсталой. Еще в 1899 году фирма Лейтнер в Риге приступила к сборке автомобилей из импортных частей. Через два года Лейтнер отказался от этого производства. Отдельные попытки делали и другие русские фабриканты, но собрав один—два автомобиля, бросали это дело. Московский завод Дукс пытался в 1905 г. строить паровые, а затем бензиновые автомобили, но в 1908 г. в отчаянии оставил эти попытки. В это же самое время Петербургский завод Лейснера также приступил к выпуску автомобилей. Шесть лет бился Лейснер над созданием у себя этого производства, но автомобили его по цене на много превосходили заграничные, а по качеству сильно уступали им. В конце-концов Лейснер отказался от автопроизводства. В 1910 году Русско-Балтийский завод приступил к сборке автомобилей из заграничных частей. Однако машины Русско-Балтийского завода не могли ни в какой степени выдерживать конкуренцию с . более дешевыми, усовершенствованными заграничными автомобилями. Русская буржуазия не нуждалась еще в автомобильном транспорте, довольствуясь извозчиками и лихачами. Так продолжалось до начала мировой войны. Промышленность, работавшая на оборону, начала развиваться, в карманы заводчиков и фабрикантов потекли золотой рекой казенные субсидии. Возникала нужда в автомобилях для армии. Около 100 млн. рублей было истрачено царским-правительством для закупок автомобилей за границей. Мимо носа русских фабрикантов протекали миллионы. „Патриотизм" заводчиков вспыхнул с новой силой. Можно было получить государственную субсидию для организации автомобильных заводов. И, действительно, вскоре известный московский промышленникРябушинский приступал к постройке автомобильного завода АМО, предварительно выкачав из казны огромную субсидию. Октябрьская революция выбросила за борт истории русскую буржуазию и передала фабрики и заводы в руки подлинных хозяев страны—рабочего класса. В области автомобильной промышленности советская страна не унаследовала от прошлого почти ничего, если не считать недостроенного полукустарного завода Рябушинского. История автомобильной промышленности в СССР начинается фактически после Октябрьской революции. Первого апреля 1928 г. совгтская страна отметила выпуск первой тысячч автомобилей с переоборудованного и пущенного в ход завода АМО. В эти годы Советский Союз в области автомобилестроения резко отставал от передовых капиталистических стран. Первая пятилетка великих работ может считаться эпохой создания в СССР автомобильной промышленности, достигшей в невиданно короткий срок огромного расцвета. В Горьком был выстроек первоклассный автомобильный завод, производящий полуторатонные грузовики и легковые автомобили. На месте кустарной мастерской Рябушинского возник огромный мирового значения завод им. Ста-' лина, производящий грузовики среднего тоннажа, а в Ярославле начал работать завод тяжелых грузовиков. Планом работ второй пятилетки предусмотрено новое огромное развитие автомобильной промышленности. Мощность Горьковского завода увеличивается до выпуска 300 тыс. автомобилей в год, завод им. Сталина реконструируется для выпуска 80 тыс. автомобилей в год, а Ярославский завод до выпуска 25 тыс. автомобилей. Строятся новые заводы в Уфе, Самаре и Сталинграде. Общая мощность советских заводов к концу второй пятилетки достигнет 630 тыс. машин в год. Таков стремительный и победный путь советского автомобилестроения. 50-летний юбилей рождения автомобиля Советский Союз встречает в период расцвета своей, автомобильной промышленности. В годы, когда капиталистический мир задыхался в тисках жестокого экономического кризиса и депрессии, наша страна построила под руководством великой коммунистической партии и гениалгного человека пашей эпохи т. С талина первоклассную автомобильную про2мышленность. Вот почему мировой юбилей автомобиля встречает такой горячий отклик в нашей стране.