ЗИЛ-130 иегосемейство• • • BVHИнженер Г. ФЕСТА, заместитель главного конструктора Московского автозавода имени Лихачеватекущем семилетии Московский автозавод имени Лихачева проводит реконструкцию и расширение производства *. В ближайшее время намечено заменить основную модель грузового автомобиля. Вместо модели ЗИЛ-164 будет поставлена на производство новая — ЗИЛ-130. Для того чтобы наиболее полно удовлетворить потребности народного хозяйства в перевозках грузов, предполагается выпускать шесть различных модификаций: Основную модель (ЗИЛ-130), автомобиль, предназначенный для Систематической работы с прицепом (ЗИЛ-130А), самосвал для сельскохозяйственных грузов (ЗИЛ-130Б), седельный тягач для работы с полуприцепами (ЗИЛ-130В), длиннобазовый грузовик (ЗИЛ-130Г), самосвал для строительных грузов (ЗИЛ-130Д). Основные параметры модификаций приведены в таблице. Часть узлов и агрегатов будет изготовляться в различных вариантах. Сделано это с той целью, чтобы каждая модификация по технико-экономическим показателям в наибольшей мере соответствовала своему назначению. - Авто1мобили снабжаются двумя различными двигателями. Один из них — с рабочим объемом цилиндров 5,52 Л, мощностью 135 л. с. будет выпускаться моторным заводом в Заволжье; дру* См. «-За рулем» № 8 за 1959 год.Вгой — с рабочим объемом 6 л, мощностью 150 л. с. намечен к производству на нашем заводе. Предусмотрено три варианта базы автомобиля: 3300 мм — для седельного тягача ЗИЛ-130В и самосвала ЗИЛ-130Д; 3800 мм — для ЗИЛ-130, ЗИЛ-130А, ЗИЛ-13ОБ и 4500 мм — для грузовика ЗИЛ-130Г. Ведущие мосты предполагается изготовлять двух типов: обычные и двухскоростные, повышенной работоспособности. Последние предназначаются для седельных тягачей, грузовиков ЗИЛ-130А и самосвалов ЗИЛ-130Д. Размеры журнальной статьи не позволяют подробно описать все модификации нового автомобиля и дать исчерпывающие сведения о каждом их агрегате. Поэтому мы ознакомим читателей лишь с основной моделью, которая является базовой для всего семейства. Автомобиль ЗИЛ-130 — четырехтонный грузовик среднего класса. При эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием его грузоподъемность может быть повышена до 5 т. Сухой вес автомобиля 3700 кГ. Запасное «олесо, шоферский инструмент, дополнительное оборудование, топливо, смазка и вода — все это весит 350 кг. Полный же вес автомобиля с грузом и тремя людьми в кабине составляет 8275 кг. На переднюю ось приходится 28 проц. нагрузки, а на заднюю — 72 проц. Такая весовая характеристика благоприятствует эксплуатации автомобиля и на грунтовых дорогах.Благодаря короткому двигателю и сдвинутой вперед кабине платформа автомобиля ЗИЛ-130 получилась большей, чем у ЗИЛ-164, несмотря на более ко роткую базу (объем кузова с бортами 3 высотой 585 мм у ЗИЛ-130 будет 5,10 м , 3 тогда как у ЗИЛ-164 он равен 4,65 м ). Конструкторы нового автомобиля уделили большое внимание созданию возможно лучших условий труда для водителя. Кабина имеет на уровне плеч ширину 1625 мм , т. е. на 120 мм больше, чем кабина ЗИЛ-164. Это важно для удобной посадки. Даже зимой, когда шофер в теплой одежде, пассажиры не будут мешать ему управлять автомобилем. Широкое панорамное ветровое стекло в сочетании с коротким капотом обеспечивает хорошую обзорность. Для шофера устанавливается отдельное кресло, причем регулируется высота сиденья, а также его продольное положение и наклон спинки. Зимой кабина отапливается, предусмотрен обдув ветрового стекла теплым воздухом. Для работы в летнее время кабина оборудована системой искусственной вентиляции и поворачивающимися форточками в боковых стеклах дверей. Оба варианта двигателя восьмицилиндровые, V-образные с верхним расположением клапанов. В цилиндрах двигателя ЗИЛ установлены сменные «мокрые» гильзы, что. значительно упрощает ремонт. Для очистки масла применен центробежный фильтр. Система смазки снабжена масляным радиатором, который отключается зимой. Цен-ТАБЛИЦА СРАВНИТЕЛЬНЫХ ДАННЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130 (ТИПА 4X 2] ДВИГАТЕЛЬ Модели База (мм) Грузоподъемн. (кг) Вес с грузом (кг) крутящий момент (кгм) о 5в степень сжатия рабочий мощобъем • ность (л.-с). (л) 5,52 135 при 3000 об/мин. 150 при 3200 об/мин. 135 при 3000 об/мин. 150 при 3200 об/мнн. 135 при 3000 об/мнн. 150 • при 3200 об/мнн. Удельная мощность (я. с/т) Удельный крутящий момент (кгм/т) 4,6 " 2,78 Задний мост. Передаточное отношение Максима/ тая скоро (км/час'й5ЗИЛ-130 ЗИЛ-130А3800 38004000 40008275 1472586,73816,3 10,1двухступенчатый 6,45 : 1 двухступенчатый двухскоростной 6,63 : 1; 8.6 : 1 двухступенчатый 6.45 : 1 двухступенчатый двухскороСТ110Й8036,564170ЗИЛ-130В ЗИЛ-130В3800 33003500 7000— 8000 4000 45008350 1452586,75.523816,2 10,34,55 2.828086.564170ЗИЛ-130Г ЗИЛ-130 д4600 33008375 935086.75,523816,14.55 4,386.63: 1; 8,6: 1 двухступенчатый 6.45 : 18086,564116141 1двухступенчатый 7,67 : 170 тробежный вакуумный ограничитель оборотов регулируется на 3000 об/мин, что соответствует мощности двигателя примерно 148 л. с. Максимальный крутящий момент составляет 40 кгм. Сцепление — сухое, однодисковое, с 12 нажимными пружинами, расположенными по окружности. Ведомый диск диаметром 342 мм соединяется со ступицей через пружинный демпфер. Коробка передач — пятиступенчатая (без повышающей передачи). Все передачи, за исключением первой и заднего хода, включаются при помощи синхронизаторов инерционного типа. Рычаг переключения передач расположен в полу кабины, справа от шофера. Передаточные числа: первой передачи — 7,615; второй — 4,2; третьей — 2,34; четвертой — 1,504; пятой — 1 и заднего хода — 7,26. Карданная передача состоит из двух валов с промежуточной опорой. Шарниры на игольчатых подшипниках того же размера, что и на автомобиле ЗИЛ-164. Разница заключается в том, что в карданной передаче ЗИЛ-130 применены подшипники с самоподжимными сальниками, исключающими попадание грязи в шарниры и утечку смазки. Это обеспечит значительное повышение срока их службы. Применена новая конструкция промежуточной опоры и скользящего шлицевого соединения (рис. 3). Основная ее особенность — герметизация полости, что предотвратит попадание пыли. По долговечности этот узел в 3—4 раза превосходит подобный узел ЗИЛ-164. (Завод предполагает устанавливать его, так же как и новую коробку передач и сцепление, на автомобиле ЗИЛ-164 еще до освоения производства ЗИЛ-130). Задний мост будет иметь штампованный из листовой стали картер в отличие от применяемого в настоящее время литого. Главную передачу, как указывалось выше, предполагается изготовлять двух типов; аналогичную ЗИЛ-164, но с передаточным числом 6,45, и сдвоенную, с переключением от кнопки на рычаге коробки передач и передаточными числами 6,1 и 8,6. Автомобиль ЗИЛ-130 по сравнению с ЗИЛ-164 имеет несколько большие ко лею и расстояние между сдвоенными задними колесами. Благодаря этому облегчится работа с цепями противоскольжения, а также в случае необходимости можно будет применять шины увеличенного размера. Передняя ось также типа ЗИЛ-164, но несколько расширена «олея передних колес. Конструктивными отличиями являются: использование для поворотных кулаков опорных подшипников из бронзо-графитной металлокерамики вместо чугуна, а также значительное увеличение углов наклона шкворня назад — до 3°30'. Последнее улучшает стабилизацию автомобиля и облегчает возврат руля в прямое положение после поворота. Колеса запроектированы с уширенным ободом 7,0X20, с коническими полками. Такие ободья обеспечивают хорошие условия работы шин и способствуют повышению срока их службы. На автомобиле ЗИЛ-130 устанавливаются шины 9,00—20, однако можно также монтировать и шины 10,00—20. Ступицы задних колес выполнены литыми из ковкого чугуна. Уплотнения 3*ji Рис. 1. Рулевое управление с гидроусилителем. .я»».»*.сделаны с резиновыми сальниками, исключающими возможность утечки смазки и попадания воды в полость подшипников. После снятия колес могут быть демонтированы со ступиц и тормозные барабаны. Для этого не потребуется, как теперь, снятия ступиц, связанного с разборкой подшипников. Задняя подвеска — обычная для грузовых автомобилей, на полуэллиптических рессорах. Кроме основных рессор, имеются дополнительные — подрессорники. Отличительная особенность передней подвески — большая длина рессор: 1250 мм. Это обеспечивает высокую плавность хода и долговечность подвески, снабженной амортизаторами телескопического типа. Надежная и эффективная тормозная система с пневматическим приводом, которая применяется на грузовых автомобилях ЗИЛ в настоящее время, будет сохранена в общих чертах и на автомобиле ЗИЛ-130. Конструктивные изменения вносятся лишь в некоторые узлы. Увеличивается производительность компрессора. Это важно для эксплуатации автомобиля с прицепом, имеющим тормоза с пневматическим приводом, а также при работе на высокогорных дорогах, когда приходится часто тормозить. Изменена конструкция регулятора давления воздуха в тормозной системе, поскольку устанавливаемый в настоящее время на автомобиле ЗИЛ-164 регулятор часто выходит из строя. Принципиально новой является конструкция тормозного крана (рис. 2). Он обладает значительно большей чувствительностью, что позволяет водителю по ощущению усилия на педали тормозить частично или полностью. Достоинство нового тормозного крана заключается в том, что в одном узле объединяются органы управления тормозами автомобиля-тягача и прицепа. Торможение прицепа начинается несколько ранее торможения тягача, и, таким образом, отсутствует опасность «накатывания» его на автомобиль, ослабления натяжения сцепки и «складывания» автопоезда. Часть автомобилей ЗИЛ-130 предполагается выпускать без вывода тормозной системы на прицеп. В этом случае будет устанавливаться упрощенный тормозной кран, состоящий только из одной камеры, Ручной тормоз — центральный, расположен на ведомом валу коробки передач. Конструкция тормозного механизма — барабанного типа. Торможение осуществляется разжиманием колодок подобно тому, как на колесных тормозах. Тормоза такой конструкции обладают значительно большим тормозным эффектом, чем ленточные. Они выгодно отличаются от дисковых тормозов тем,что менее склонны к вибрации вследствие меньшего диаметра вращающиеся масс. Привод ручного тормоза соединен с тормозным краном ис тормозной системой прицепа. При затормаживании автомобиля-тягача на стоянке центральным тормозом прицеп тормозится через привод тормозов с пневматическим приводом. Интересна конструкция рулевого управления. Известно, что при движении по узким извилистым дорогам, особенно там, где имеется колея, работа за рулем сильно утомляет шоферов автомобилей средней и большой грузоподъемности. Для того чтобы избежать этого, применяют специальные усилители. Оправдал себя в эксплуатации, например, гидроусилитель рулевого управления автобуса ЗИЛ-127. Но дополнительный узел этого гидроусилителя имеет большой вес, дорого стоит и при его установке необходимы длинные гибкие шланги высокого давления. Поэтому он не пригоден для массового автомобиля, каким является ЗИЛ-130. Для новых моделей автомобилей ЗИЛ разработана оригинальная конструкция рулевого механизма, в котором гидроусилитель встроен в общий корпус руля. Такой механизм мало отличается по габаритам и весу от обычного и не требует длинных шлангов для подвода к нему масла. Основные магистрали можно выполРис. 2. Тормозной кран.15