qri /Т\.ГРТГ77\Наши читатели — любители спорта помнят, наверно, что появление в журнале раздала «Спартакиада на марше» совпало с первыми стартами III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. Полтора года из номера в номер мы печатали под этой рубрикой материалы в помощь участникам спартакиады, рассказывали о положительном опыте, помещали сообщения с мест о ходе соревнований, наконец, критиковали тех руководителей, которые не содействовали размаху спортивной работы, а порой тормозили ее. Сейчас полуторогодичный марш спартакиады близится к концу. Спартакиада вышла на финишную прямую. В августе •о многих городах взовьются флаги финальных встреч.*в*1СЯ«««€ИЛЯЮ««»»>»»31ТИ«»кг๫Ж^дпрпуыпЖВ оставшиеся месяцы заключительного епартакиадного года мы расскажем, как завершают спортсмены оборонного Общества свое крупнейшее соревнование. С «того номера редакция вводит рубрику иСпартакиада финиширует». Первое слово в новом разделе предоставляется нашим читателям. В своих письмах, присланных в редакцию, они сообщают о наиболее значительных событиях спартакиады. И хотя в этих сообщениях нет обобщающих цифр и статистических данных, а есть только факты, письма тоже как бы подводят первые итоги третьей всесоюзной. Они говорят о том, что принесла в спортивную жизнь досаафовских организаций эта спартакиада.Решающая силаЕсли окинуть взглядом все новое, что появилось в жизни наших клубов и секций за последнее время, то прежде всего бросается в глаза рост активности нашей спортивной общественности. Сила того или иного коллектива определяется теперь не только числом чемпионов, но также инициативой и энергией активистов, их полезными делами. Спартакиада дала немало радующих примеров такого принципиально нового отношения к спорту. Об одном из них нам пишет Роман Валдре из Эстонии. В поселке Юрлу Раплаского района местные шоферы — страстные почитатели автоспорта — задумали построить кольцевую трассу для картинга. «Пусть, — решили они, — и в нашем Юрлу вырастут свои сильные спортсмены, пусть приезжают к нам со всей республики картингисты на состязания». В воскресные дни и после работы трудились энтузиасты. Работали на общественных началах, работали напряженно, с увлечением. И трасса получилась не хуже, чем в иных столичных городах, Во всяком случае, когда на ее открытие прибыли сильнейшие гонщики республики, чтобы разыграть кубок Эстонии по картингу, они дали самую высокую оценку новой трассе. Роман Валдре прислал и фотографию, на которой запечатлен момент старта картингистов на трассе Юрлу. А вот еще одно письмо. Автор его — Владимир Троицкий — начальник спортивно-технического клуба ДОСААФ г. Алмалыка Ташкентской области. Этот Город хорошо известен мотоциклистам и болельщикам. В Алмалыке находится наш самый южный мототрек. Своим рождением он обязан спартакиаде, а своей популярностью — местному активу. В этом молодом городе, насчитывающем около 50 тысяч жителей, м о ­ тотрек не пустует. Здесь прошли и первенство страны, и сборы сильнейших гонщиков, и множество товарищеских встреч по гонкам на гаревой дорожке. Мотоспорт в городе приобрел поистине всеобщее признание. Но активисты этим не удовлетворились.Сезон гаревого спорта в Алмалыке, — пишет тов. Троицкий, — мы открыли необычными гонками. Впервые зрители увидели на дорожке не специальные ЭСО, а спортивные мотоциклы. Эффект превзошел все ожидания. Состязания оказались достаточно увлекательными. Ни одного падения не произошло, ни одной опасной ситуации не возникло в ходе гонок. О том, насколько понравились соревнования зрителям, говорит такой факт: на стадионе в заключительный день гонок не было ни одного свободного места! Но главное даже не в этом. Пустив на гаревую дорожку спортивные мотоциклы, мы тем самым расширили рамки мотоспорта. Теперь в гаревых гонках у нас смогут соревноваться и местные спортсмены. В заключение тов. Троицкий называет победителей первого личного первенства Ташкентской области в гонках по гаревой дорожке на спортивных мотоциклах. Это мастер спорта Б. Фейдман и перворазрядник С. Самосвалов. На этой трассе, которую построили местные любители автоспорта в Юрлу, соревнуются теперь сильнейшие картингисты Эстонии. Фото Р. Валдре.Дебютанты держат экзаменВ поступающей к нам информации о спортивных соревнованиях всегда называются имена победителей. Причем очень часто среди них можно встретить людей, чья спортивная биография началась с11 Всесоюзной спартакиады. 1 Новички становятся разрядниками и даже мастерами. Спартакиада открыла новые спортивные дарования, помогла талантливой молодежи обрести силы и опыт. В этом, нам думается, одно из самых важных ее завоеваний. Мы не будем удивлены, если среди недавних дебютантов окажутся и такие, кто закончит свой путь на пьедестале почета республиканских или всесоюзных финальных соревнований. Может быть, победителями станут и два молодых спортсмена, два друг а — Олег Иванов и Сергей Белов, о которых нам пишет из Ленинграда Яков Барский. ^ШШСЖ]Са[РЕ7[ЖГПервая проба сил для этих молодых шоферов оказалась неудачной. В зимнем ралли их старенький линейный «Москвич» занял одно из последних мест. Не было опыта, машина оказалась плохо подготовленной к серьезному соревнованию. У людей со слабой волей после первого поражения могли опуститься руки. У двух друзей, шоферов 7-го таксомоторного парка Сергея Белова и Олега Иванова неудача вызвала еще большее желание заниматься автоспортом. Месяц ушел на подготовку к следующему соревнованию. Друзья тщательно знакомились с опытом других водителей, серьезно готовили свою новую «Волгу», тренировались. На финише ралли их машина пришла пятой. Было чему радоваться. Первый успех вселил надежду и уверенность. Решили попробовать свои силы ив шоссейно-кольцевых гонках. Кому сесть за руль? Договорились, что в первом соревновании — на Невском кольце — машину поведет Олег, а в следующем — в Минске — Сергей. И дома ив гостях «Волга» недавних новичков была в первой пятерке. От встречи к встрече — а их а спартакиадном году было так много! — росло мастерство молодых гонщиков. И вот недавно товарищи по работе и спорту сердечно поздравили их с присвоением высокого звания мастера спорта. Не будь спартакиады, не будь календарь ее насыщен большим количеством соревнований, не смог бы ни Сергей Белов, ни Олег Иванов за столь короткий срок пройти путь от новичка до мастера. Растет многотысячная когорта мастеров. Такой вывод можно сделать, знакомясь с письмами читателей. Показательны в этом отношении первые сообщения о финальных соревнованиях, поступившие в редакцию. Мастер спорта инженер Л. Шувалов пишет нам из Литвы о республиканских финалах по картингу, которые, кстати, проводятся в три этапа. Морозами и метелями началась в этом году в Литве весна. Но картингисты не стали дожидаться тепла и первыми вышли на старт финальных республиканских соревнований. Пятнадцать крошечных автомобилей собрались в живописном вильнюсском парке Вингис, чтобы принять участие в розыгрыше -первого тура первенства Литвы 1965 года по картингу. Каждый из трех классов — 50, 125 и 175 смэ — был представлен пятью участниками. Радовали глаз конструкции крошечных автомобилей Антанаса Туле, Костаса Кулбашаускаса и других спортсменов, вложивших свое уменье в создание оригинальных и изящных машин. Картинг в Литве любят. Ему все возрасты покорны: на старте заезда в классе 50 смз встретились шестнадцатилетний токарь Каунассного строительно-монтажного управления Евгений Васильченко и слесарь-испытатель Шяуляйского мотовелозавода «Вайрас» Антанас Тупе, которому исполнилось пятьдесят восемь лет. Юноша и ветеран спорта в одном финальном заезде! Это ли не свидетельство масштабов спартакиады, ее успехов. Мастера технических видов спорта появляются у нас повсюду. Массовое овладение спортивным мастерством — таково главное направление III Всесоюзной спартакиады, которая дала мощный толчок развитию автомотоспорта, зажгла новые маяки, вызвала к жизни инициативу и самодеятельность,Отлично подготовились к финальным стартам спартакиады автоспортсмены Краснодарского таксомоторного хозяйства. Спортивная секция здесь насчитывает 35 разрядников и мастеров и по праву считается одной из сильнейших в Российской Федерации. На снимке (слева направо): мастер спорта С. Шахбазян — руководитель секции, члены секции В. Крутько и B. Подковыров. За рулем гоночного автомобиля свободной формулы спортсмен C. Хохуля. Секция построила эту машину по чертежам грузинского мастера спорта Ш. Зардиашвили.На главном направленииНачальник спортивного отдела республиканского автомотоклуба Белоруссии Леонид Беркович прислал в редакцию заметку о том, как раллисты республики готовятся к финишу спартакиады. ,'( • ) Авторалли в Белоруссии — молодой вид спорта, но у нас уже 14 мастеров, и большинство из них набрали необходимые классификационные очки в последнее время.Фото В. Бровко.Спортивная биография двух шоферов, двух друзей Сергея Белова (слева) и Олега Иванова тесно связана со спартакиадой. В 1964 году они стали мастерами спорта.Фото Я. Барского.Да, спартакиада расширила географию спортивного мастерства и неизмеримо раздвинула границы автомотоспорта. Он завоевывает популярность не только в автомотоклубах, но ив автомобильных хозяйствах, где трудится многомиллионная армия водителей. Вот что пишет по этому поводу Л. Беркович: Развитию автоспорта в республике большое внимание уделяет Министерство автомобильного транспорта БССР, министр А. Е. Андреев. Шоферы-спортсмены имеют возможность тренироваться, готовить автомобили. Все это принесло хорошие плоды. В прошлом году команда республики заняла второе место на первенстве страны по ралли, а мастера спорта В. Зверховский и В. Поиграенок включены в состав сборной. ПЙ/аЛ ПУГР/^ГГТРЛ /Т\У1УлСостязания мотоциклистов занимают большое место в программе III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. Мотокросс, мотоциклетное многоборье, шоссейнокольцевые гонки, гонки по гаревой дорожке и на ипподроме — все эти ведущие виды мотоспорта будут представлены в финальных встречах, которые состоятся в августе 1965 года. Эти страницы журнала мы предоставляем конструкторам мотоциклетных заводов. Они рассказывают о новой спортивной технике, созданной в последнее время. Ее можно будет увидеть на финальных соревнованиях спартакиады.Н. СЛЕСАРЕНКО, начальник бюро проектирования спортивных мотоцикловИЖ-65МВ конце прошлого года Ижевский машиностроительный завод изготовил первую партию новых спортивных мотоциклов ИЖ-65М для многодневных соревнований. Члены сборной команды СССР на мотоолимпиаде в ГДР завоевали на новых ИЖах семь золотых медалей и три серебряные. На ИЖ-65М установлен двухтактный одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 341 смз (76x75 мм). Цилиндр — литой алюминиевый, с запрессованной чугунной гильзой. Для повышения износостойкости гильза обработана термически. Поршень — эллиптического сечения, неразрезной, отлит из алюминиевого сплава. На поршне устанавливаются три компрессионных кольца, унифицированные с нольцами двигателя «Москвич408». Алюминиевая литая головка цилиндра имеет вихревую камеру сгорания типа «жокейский картуз». Коленчатый вал установлен на трех подшипниках — двух роликовых, цилиндрических и одном шариковом. Для повышения надежности сепаратор нижней головки шатуна выполнен из дюралюминия марки В-95, а не из латуни, как это было у ИЖ-60. Картер двигателя отлит из алюминиевого сплава. Кривошипная камера уплотняется двумя сальниками — справа самоподжимным резиновым, а слева (между роликовым и шариковым подшипниками) — сальником типа «поршневых колец», уменьшающим потери на трение. Для повышения интенсивности продувки объем кривошипной камеры сокращен за счет диаметра щек коленчатого вала. На двигателе установлен карбюратор с диффузором сечением 32 мм. Чтобы повысить долговечность двигателя, применен воздухофильтр с бумажным элементом, который обеспечивает высокий коэффициент очистки воздуха от пыли. Максимальная мощность сохраняется в течение 50 — 60 часов работы двигателя в самых напряженных условиях. Передача от коленчатого вала на коробку передач — шестеренчатая, с передаточным отношением 2,38. Сцепление — многодисковое в масляной ванне и, в отличие от двигателя ИЖ-80, его ведущие диски не пластмассовые, а стальные с пластмассовыми вставками. Для лучшего использования мощности в зависимости от дорожных условий Большую помощь в доводке оказали и применена шестиступенчатая коробка сами спортсмены. передач с передаточными числами: I — По их отзывам, ИЖ-65М обладает хоро2,845; II — 2,0; III — 1,425; IV — 1,125; шей устойчивостью и маневренностью, V — 0,89; VI — 0,76. высокими динамическими показателями, Более точный подбор передаточного достаточно надежен. Он стоит на уровне числа главной передачи стал возможен лучших «многодневных» машин; уступая благодаря сменным ведущей и ведомой зарубежным мотоциклам на 1—2 л. с. в звездочкам. мощности, ИЖ-65М имеет на 43 процента большее Рама мотоцикла — трубчатая. После больший крутящий момент, сварки она подвергается термообработке. число передач и почти такую же максиЗадняя маятниковая вилка качается на мальную скорость. двух сферических подшипниках. ПередК сожалению, достижение более высоняя вилка — телескопическая с ходом ких показателей тормозится отсутствием 165 мм. По конструкции она аналогична специальных карбюраторов, надежных вилке ИЖ-60М, но облегчена на два-три источников тока, а также спидометров килограмма. с выключаемым счетчиком суточного Пружинно-гидравлический амортизатор пробега. имеет пружину с прогрессивной характеристикой и дополнительное поршневое Техническая характеристика кольцо, установленное в кольцевой канавке поршня амортизатора. Оно устраРабочий объем двигателя, смз 341 нило утечку жидкости в верхнюю поСтепень сжатия . . . . 9,0 лость, и работа амортизатора заметно Мощность, л. с 26 при улучшилась. 5800—6000 об/мин. Для снижения веса мотоцикла корпус Крутящий момент, кгм . . 3,3 — 3,4 воздухофильтра, корпус фары, каркас при 4500 об/мин. седла, щитки колес, номерные знаки сдеЕмкость топливного бака, л . 14 ланы из стеклопластика. В итоге ИЖ-65М База, мм . . . . . . . 1410 на 7 — 10 килограммов легче «шестидневВысота по седлу, мм . 840 ных» «Явы-350» и МЦ-300. Дорожный просвет при полВ разработке конструкции ИЖ-65М приной нагрузке, мм . 190 нимали участие конструкторы М. Черм- Р азмер колес ных, С. Кулягии, Н. Перерва, П. Шлыгин, переднее 3,00—21 Ю. Короткое, А. Калач, работники цеха заднее спортивных мотоциклов А. Макаров, Сухой вес, к г . . . . 4,00—19 С. Иванов, В. Швейкии, И. Стяжкин, Максимальная скорость (не 128 А. Колпаков и многие другие. менее), км/час . . . . 130В. ГОРНИК, главный конструктор рижского мотозавода «Саркана Звайгзне»СЗ-50На первенстве СССР прошлого года по шоссейно-иольцевым гонкам в классе 50 смз выступала команда рижского мотозавода «Саркана Звайгзне» на спортивных мотоциклах СЗ-50. Это было серьезным испытанием для машин и боевым нрещением для молодых спортсменов завода. Мотоцикл СЗ-50 — первая спортивная машина, созданная энтузиастами мотоспорта, конструкторами «Саркана Звайгзне». На ней с некоторыми конструктивными доработками применен ряд узлов и деталей мопеда «Рига-1». К оригинальным узлам относятся: трубчатая сварная рама, топливный бак емкостью 10 л, рулевое управление, седло, передний и задний щитки. На базе двухтактного мопедного мотора Ш-50 сделан двигатель с измененной шатунно-поршневой группой и встроенной пятиступенчатой коробкой передач. Сравнительно высокая мощность — 6,8 л. с. достигнута повышением степени сжатия, изменением фаз газораспределения, применением карбюратора К-55 с диаметром диффузора 20 мм и тщательным подбором выпускной системы. По сравнению с серийным у цилиндра двигателя СЗ-50 увеличено оребрение. Степень сжатия — 12; зажигание — от маховичного магдино. Передняя вилка мотоцикла, к акиу мопеда «Рига», телескопическая, а задняя подвеска — маятникового типа с пружинными амортизаторами. На СЗ-50 установлены тормоза колодочного типа. Диаметр тормозного барабана 120 мм, размер шин 2,25—19. габаритные размеры: длина мотоцикла 1800 мм, ширина по рулю — 525 мм, высота — 850 мм, вес ~ 42 мг. СЗ-50 развивает максимальную скорость 105 им/час.••MI !^——ттшшяашшшфщИЯШЯШшвйш о<—««мм«««ншшВ этом году наш спортивный мотоцикл будет демонстрироваться на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Мы надеемся, что он привлечет внимание спортивных организаций и любителей мотоспорта как перспективная машина для вовлечения молодежи в занятия мотоциклетным спортом.в схэгатгашгасрэдзттН. ШАКОЛИН, начальник конструкторского бюро отдела главного конструктора Минского мотовелозаводаМ-204КДо недавнего времени мотоспортсмены были знакомы только с одним кроссовым мотоциклом младшей кубатуры — «Ковровцем». Теперь спортивные машины в классе 125 смз стал выпускать наш завод. Минский кроссовый мотоцикл получил название М-204К. Первые опытные образцы прошли испытания во многих кроссах, в том числе в традиционных состязаниях на приз нашего завода. Ряд узлов и деталей кроссового мотоикла унифицирован с дорожным М-104. на М-204К Йапример, передач, но установлена та же коробка ее передаточные числа подобраны так, что они обеспечивают необходимый режим работы двигателя в условиях соревнований по кроссу. Благодаря унификации у спортсменов будет меньше затруднений с запасными частями. Многие основные детали и узлы разработаны заново. Двухтактный одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 123,8 смз (52x58) имеет специальную алюминиевую головку и цилиндр с чугунной гильзой. При степени сжатия — 8,5 и 5400 — 5600 об/мин. мощность достигает 8,59 л. с. На М-204К установлен карбюратор К-28. Электрооборудование состоит из генератора переменного тока (Г-401), катушки зажигания (КМ-01) и свечи А11У или А8У. Сцепление — многодисковое в масляной ванне. Передаточные числа: моторная передача — 2,75; коробка передач — 2,14—1,46 — 1,00; главная передача — 4,2. Рама сделана очень жесткой — задняя часть выполнена в виде пространственной трубчатой фермы, оканчивающейся под двигателем двумя трубами. Благодаря такой раме машина обладает хорошей устойчивостью. Передняя вилка — телескопическая с гидравлическим амортизатором одностороннего действия. Ход ее — 140 мм. Задняя подвеска — маятниковая с ходом 110 мм. Гидравлические амортизаторы задней подвески имеют регулировку сопротивления на ходе сжатия и ходе отдачи. Применение гидравлических амортизаторов с регулировкой сопротивления позволяет добиваться нужной плавности хода в зависимости от веса спортсмена и характера трассы. Выбранная конструкция амортизаторов хорошо зарекомендовала себя во время испытаний. Размер шин переднего колеса — 2,75 —21, заднего — 3,25—19. Колеса М-204К имеют штампованную ступицу и прямые спицы одинаковой длины. Такие ступицы позволили уменьшить вес колес, а спицы с прямой головкой увеличили их жесткость и долговечность. К менее значительным конструктивным новшествам относятся установка топливного бака на сайлент-блоках, применение регулируемых подножек и ряд других. Техническая характеристика Ваза, мм 1280 Низшая точка (клиренс), мм . . 190 Ширина по рулю, мм 740 Сухой вес, кг 88 Емкость топливного бака, л . . 9,5В. КУЗНЕЦОВ, заместитель начальника лаборатории дорожных испытаний ЦКЭБКР-5Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения разработало конструкцию кроссового мотоцикла класса 500 смз, получившую название КР-5. Новая машина имеет четырехтактный одноцилиндровый (86x85,5 мм) двигатель со штанговым приводом клапанов. Его рабочий объем 498 смз, степень сжатия 9,2. Двигатель развивает мощность 42 л. с. при 5560 об/мин, причем максимальный крутящий момент составляет 5,54 кгм при 4000 об/мин. Через пару шестерен крутящий момент передается на сухое четырехдисковое сцепление и четырехступенчатую коробку передач. Главная передача — цепная, на ведомой звездочке — кольцевая «ловушка»,которая предотвращает соскакивание цепи. Мотоцикл оборудован штоковой телескопической передней вилкой с ходом 160 мм. Ее упругий элемент состоит из трех пружин. Задняя вилка маятниковая. Амортизаторы мотоцикла имеют неоспоримое для кроссмена достоинство — сопротивление при отцаче не изменяется от нагрева жидкости, таким образом, характеристики амортизаторов на протяжении всей гонки остаются неизменными. Рама мотоцикла — сварная трубчатая. Подмоторная часть значительно сужена, надежнее крепятся подножки. Шины — ниям конструкция масляного бака, ве2,75—21 (передняя) и 4,00 — 19 (задняя). домого барабана сцепления, крепление На КР-5 устанавливаются тормоза с бащитков колес и седла. рабанами диаметром 180 мм. На модернизированных мотоциклах Сухой вес мотоцикла 132 кг, скорость — КР-5 спортсмены Ю. Матвеев, В. Кепдо 125 км/час. ский, С. Саар и другие выступили в ряде В настоящее время, по сравнению с ответственных соревновании. Им удалось первым образцом, мотоцикл значительно занять второе, третье и четвертое места модернизирован. Увеличена высота на международном кроссе в г. Кишиневе, подъема клапанов, усилен вторичный вал девятое и десятое места — в восьмом коробки передач, установлен воздухоочиэтапе чемпионата мира в г. Львове, втоститель с бумажным фильтрующим элерое и третье места — на отдельных этаментом. Кроме того, подверглись изменепах первенства страны.С. ИВАНИЦКИЙ, главный конструктор гоночных мотоциклов ЦКЭБ„ВостокоПоявление этого нового гоночного мотоцикла в классе 350 см 3 (он имеет и второе название — С-364) вызвало интерес как у советских, так иу зарубежных специалистов. Английский журнал «Моторсайклинг» после выступлений наших спортсменов на международной арене писал, что «Восток» является «русской угрозой на следующий год», что он сильно поколебал «западную самоуверенность».В чем же основные конструктивные особенности нового мотоцикла? Прежде всего в четырехцилиндровом четырехтактном двигателе с двумя верхними распределительными валиками. Диаметр цилиндров — 49 мм, ход поршня — 46 мм. Мотоцикл снабжен двухвальной шестиступенчатой неробкой передач. Сцепление — сухое, многодисковое; зажигание — от магнето. Экипажная часть С-364 мало чем отличается от его предшественника — С-360. Та же двойная трубчатая рама закрытого типа; телескопическая передняя вилка и рычажная задняя имеют гидравлические амортизаторы. Переднее колесо — 3,0019, заднее — 3,25 —19. Сухой вес мотоцикла — 130 кг. На испытаниях в лаборатории двигатель «Востока» развивал мощность до59 л. с. при 13 000 об/мин. Максимальная скорость мотоцикла на прямых участках достигала 230 км/час.7